Новости События Общее

Практикум ДФПО "Обучение грамоте дошкольников с ТНР", 4 курс

22-09-2021 Публикации
Практические занятия дисциплина по выбору "Обучение грамоте дошкольников с ТНР", 4 курс ДФПО

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

4 КУРС, 5 СЕМЕСТР ДФПО

 

ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Тема: Задачи и содержание обучению грамоте

Цель: конкретизировать и расширять знания студентов о содержании работы по формированию представлений детей дошкольного возраста с ТНР о слове, предложении представлений о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке; о словесном составе предложения, слоговом и звуковом составе слова; формировать умение составлять план-конспект занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Программные требования к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР.

2. Структура занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР. 3. Планирование коррекционно-развивающей работы на занятиях по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР.

Задания для подготовки к занятию:

1. Провести сопоставительный анализ программного содержания образовательной области «Обучение грамоте» (Учебная программа дошкольного образования.  -  https://pravo.by/upload/docs/op/W21934601p_1569618000.pdf.) и (Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Мн.: НИО, 2007. – 248 с.), составить таблицу «Отличия и сходства в обучении грамоте детей дошкольного возраста с ТНР и с нормальным речевым развитием».

 

Обучении грамоте детей дошкольного возраста с ТНР

Обучении грамоте детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

 

  •  

 

 

  •  

 

 

 

2. Составить план-конспект занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР, выделить структурные части занятия (тема занятия по выбору студента).

Форма отчетности: план-конспект занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР.

Литература: основная 2, 3; дополнительная 5,6,9.

 

ЗАНЯТИЕ 2 (2 часа)

Тема: Ознакомление со словом, предложением, словесным составом предложения

Цель: систематизировать и расширять знания студентов о приемах работы по формированию представлений о слове-предмете, слове-действии, слове-признаке, о словесном составе предложения у детей дошкольного возраста с ТНР; формировать умение использовать приѐмы по формированию представлений о слове-предмете, слове-действии, слове-признаке у детей дошкольного возраста с ТНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Приемы работы по формированию представлений о слове-предмете, слове-действии, слове-признаке у детей дошкольного возраста с ТНР.

2. Приемы работы по формированию представлений о словесном составе предложения у детей дошкольного возраста с ТНР.

Задания для подготовки к занятию: Составить комплекс заданий по формированию у детей дошкольного возраста с ТНР представлений о слове-предмете, слове-действии, слове-признаке.

Форма отчетности: комплексы упражнений, картотека методических приемов.

Литература: основная 3;4 дополнительная 6,11,13.

 

ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа)

Тема: Ознакомление со слоговым строением слова

Цель: закреплять и расширять знания студентов о приемах работы по формированию представлений слогового анализа и синтеза, представлений об ударении и ударном слоге, смыслоразличительной роли ударения у детей дошкольного возраста с ТНР; формировать умение владеть приёмами формирования представлений о слове-предмете, слове-действии, слове-признаке у детей дошкольного возраста с ТНР представлений слогового анализа и синтеза, представлений об ударении и ударном слоге, смыслоразличительной роли ударения у детей дошкольного возраста с ТНР; закреплять умение анализировать статьи по проблеме ознакомление со слоговым строением слова детей дошкольного возраста с ТНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание работы по ознакомлению со слоговым составом слова у детей дошкольного возраста с ТНР.

2. Использование полисенсорного подхода при слоговом анализе слов у детей дошкольного возраста с ТНР.

3. Приемы обучения слоговому анализу и синтезу детей дошкольного возраста с ТНР.

4. Формирование представлений об ударении и ударном слоге, смыслоразличительной роли ударения у детей дошкольного возраста с ТНР.

Задания для подготовки к занятию:

1. Разработать дидактическое пособие по формированию представлений об ударении и ударном слоге у детей дошкольного возраста с ТНР.

2. Составить картотеку упражнений по ознакомлению со слоговым составом слова.

3. Проанализировать статью Бурачевской О.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (Бурачевская, О.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2. – С. 75-79. https://moluch.ru/th/1/archive/34/1048/) с точки зрения реализации программного содержания образовательной области «Обучение грамоте» у детей дошкольного возраста с ТНР.

Форма отчетности: дидактическое пособие по формированию представлений об ударении и ударном слоге, картотека упражнений, анализ статьи.

Литература: основная 1, 3, 4; дополнительная 5,8,10

 

ЗАНЯТИЕ 4 (2 часа)

Тема: Ознакомление со звуковым строением слова

Цель: закреплять и расширять знания студентов о приемах работы по формированию представлений звукового анализа и синтеза слов; формировать умение составлять план-конспект занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста с ТНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание работы по ознакомлению со звуковым составом слова у детей дошкольного возраста с ТНР.

2. Методика формирования звукового анализа (Д.Б. Эльконин).

3. Приемы обучения звуковому анализу и синтезу слов детей дошкольного возраста с ТНР.

Задания для подготовки к занятию:

1. Разработать конспект занятия по формированию представлений звукового анализа слова по методике Д.Б. Эльконина для детей дошкольного возраста с ТНР. Подобрать дидактический материал к данном занятию.

Форма отчетности: конспект занятия.

Литература: основная 2, 4, 6; дополнительная 6,11,13.

 

ЗАНЯТИЕ 5 (2 часа)

Тема: Подготовка к обучению чтению и письму

Цель: формировать знания студентов о подготовке к обучению чтению и письму, знакомстве с буквой и развитию графических навыков у детей дошкольного возраста с ТНР; закреплять умение составлять текст консультации для родителей по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи подготовки к обучению чтению и письму детей дошкольного возраста с ТНР. 2. Методы обучения чтению.

3. Знакомство с буквами детей дошкольного возраста с ТНР.

4. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с ТНР.

5. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

Задания для подготовки к занятию:

1. Составить структурно-логическую схему по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР.

2. Составить текст консультации для родителей по профилактике нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

Форма отчетности:

структурно-логическая схема, текст консультации для родителей.

Литература: основная 1, 2, 4; дополнительная 2, 3,5,8.

 

Похожие публикации


Информация для студентов гр. 280517-280817

06-10-2020 Публикации
График образовательного процесса 08.10.2020 для студентов гр. 280517-280817
Новости
подробнее

Информация для студентов групп 280517-280817

19-10-2020 Публикации
О реализации образовательного процесса
Новости
подробнее