ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Общая и социальная психология» предусмотрена учебными планами и разработана для учреждений высшего образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальностям: 1-03 03 01 Логопедия; 1-03 03 06 Сурдопедагогика; 1-03 03 07 Тифлопедагогика;
1-03 03 08 Олигофренопедагогика.
Учебная дисциплина «Общая и социальная психология» является составной частью модуля «Психолого-педагогические дисциплины - 2» и включена в государственный компонент подготовки по специальностям. Является фундаментальной дисциплиной, основанной на теоретических, прикладных и экспериментальных научных исследованиях. Содержание учебной дисциплины позволяет глубоко и системно изучить принципы и методы психологии, ее основные понятия, категориальный строй в историческом развитии и современном состоянии, явления, феномены и закономерности социальной реальности. Учебной дисциплине «Общая и социальная психология» отводится одно из центральных мест в формировании у студентов позитивной мотивации к освоению психологических и педагогических знаний и умений, лежащих в основе профессиональной деятельности.
Цель учебной дисциплины «Общая и социальная психология» – обеспечить теоретическую и практическую подготовку, позволяющую эффективно решать задачи, связанные с анализом социально-психологической реальности, спецификой организации деятельности в коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных, культурных различий его субъектов.
Изучение современных теоретических и прикладных направлений общей и социальной психологии, психических явлений, процессов и социально-психологических феноменов позволит выработать у студентов практические навыки и умения анализировать, объяснять и прогнозировать психические феномены и поведение человека, а также использовать полученные знания, умения и навыки для реализации профессиональных задач.
Задачи изучения учебной дисциплины «Общая и социальная психология»:
- формировать системные знания о фундаментальных общетеоретических проблемах общей психологии, ее научно-категориальном профессиональном понятийном аппарате;
- формировать представления о сущности, детерминантах, динамике протекания социально-психологических явлений на уровне личности и группы на основе изучения современных исследований в области социальной психологии, а также научных данных, отраженных в зарубежной и отечественной психологической науке;
- развивать культуру интеллектуального труда, способность к анализу связей, лежащих в основе развития и формирования психических явлений;
- формировать умения и навыки проводить анализ социально-психологических явлений, выявлять содержательные и динамические характеристики феномена, проектировать условия и создавать возможности для управления социально-психологическими явлениями;
- формировать умения использовать полученные знания о закономерностях психической деятельности и личностного развития для построения процесса профессиональной деятельности и развития собственных профессионально значимых качеств;
- способствовать формированию в учебно-воспитательном процессе навыков самопознания, самообразования, самовоспитания, научного мировоззрения и профессиональной мотивации.
По структуре учебная дисциплина «Общая и социальная психология» состоит из двух разделов «Общая психология» и «Социальная психология».
«Общая и социальная психология» – базовая учебная дисциплина, необходимая для продолжения профессиональной подготовки и изучения таких учебных дисциплин, как «Возрастная и педагогическая психология», «Основы специальной психологии», «Дифференциальная диагностика нарушений развития».
Учебная программа учебной дисциплины «Общая и социальная психология» обеспечивает овладение студентами следующих компетенций:
универсальной (УК-4):
работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия;
базовой профессиональной (БПК-9):
применять знания и умения в области психологических основ педагогической деятельности в образовательном процессе.
В результате изучения учебной дисциплины «Общая и социальная психология» студент должен
знать:
- основные понятия, принципы, методы и теории общей и социальной психологии;
- концепции возникновения, закономерности функционирования и развития психических процессов, состояния и свойства личности;
- образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей);
- факторы, принципы и закономерности социально-психологических процессов и явлений, возможности управления содержательными и динамическими характеристиками социально-психологических явлений и феноменов;
уметь:
- использовать знание психологических закономерностей функционирования психики и развития личности в обучении и воспитании;
- создавать образовательные ситуации, стимулирующие интерес обучающегося к самопознанию, саморазвитию, поддерживать его успехи во всех видах учебной и внеучебной активности;
- использовать методы включения в образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями;
- определять и учитывать при решении профессиональных проблем индивидуально-психологические особенности функционирования и развития психики, сознания и самосознания личности субъектов образовательного процесса;
- осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;
владеть:
- навыками анализа и интерпретации психических и социально-психологических явлений;
- способами выстраивания собственной профессиональной позиции при решении разнообразных практических задач педагогической деятельности;
- навыками демонстрации на личном примере позиции субъекта саморазвития.
В соответствии с учебными типовыми планами специальностей всего на изучение учебной дисциплины «Общая и социальная психология» отводится 120 часов (3 зачетные единицы), из них аудиторные занятия на дневной форме получения образования составляют 68 часов. Примерное распределение часов: лекции – 30 часов, практические занятия – 38 часов. На самостоятельную работу студента отводится 52 часа, в ходе выполнения которой студенты изучают основную и дополнительную литературу, анализируют и конспектируют первоисточники, осуществляют подготовку к практическим занятиям и экзамену. Учебными планами заочной формы получения образования предусмотрено 16 часов аудиторных занятий, включающих 8 часов лекционных и 8 часов практических занятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. Общая психология
1.1 Введение в психологию
Тема 1.1.1 Общая характеристика психологии как науки
Психология в системе наук. Связь психологии с естественными, философскими и социальными науками. Сравнительный анализ и основные различия житейской и научной психологии, их взаимосвязь. Фундаментальные и прикладные области психологии. Отрасли психологической науки и практики.
Роль общей психологии в развитии психологического знания. Задачи и структура общей психологии. Основные категории психологической науки.
Предмет изучения психологии. Подходы к пониманию и определению предмета психологии в исторической перспективе. Современные представления о предмете психологии.
Тема 1.1.2 Методология и методы психологии
Методология научного исследования. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования. Основные методы исследования современной психологии, их классификация и характеристика. Организационные методы. Эмпирические методы. Интроспекция как метод исследования психики. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов. Наблюдение как основной метод исследования. Эксперимент как психологический метод исследования. Психодиагностические методы исследования, их характеристика. Биографические методы. Методы обработки данных. Интерпретационные методы.
Тема 1.1.3 Происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе
Понятие о психике. Категория отражения в психологии. Структура психики. Виды психических явлений: психические процессы, свойства, состояния, их взаимосвязь в структуре психики. Основные функции психики, их характеристика. Проблема происхождения психики. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики.
Тема 1.1.4 Сознание и деятельность
Сознание. Осознаваемое и неосознаваемое психическое содержание. Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике. Этапы развития сознания. Атрибуты, свойства сознания. Динамика развития сознания. Функции сознания. Формы сознания. Уровни ясности сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Структура сознания. Уровни сознания. Качественная характеристика уровней сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания.
Неосознаваемые явления в психике, их классификация и динамические связи с осознаваемыми явлениями.
Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика человеческой деятельности. Структура деятельности. Понятия действия, операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности. Внутренние и внешние компоненты деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие ведущего вида деятельности. Структурные преобразования деятельности в процессе ее развития. Умения, навыки, привычки.
1.2 Психические процессы и функции
Тема 1.2.1 Психология непосредственного чувственного познания: ощущение и восприятие
Понятие об ощущениях, их происхождение. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений и их свойства. Закономерности ощущений. Пороги ощущений. Абсолютный и относительный пороги ощущений. Адаптация, взаимодействие, сенсибилизация органов чувств. Явления синестезии и контраста ощущений. Понятие о сенсорной организации.
Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия. Характеристика видов восприятия. Свойства восприятия. Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Иллюзии восприятия. Восприятие пространства, времени, движения. Процесс восприятия пространства: восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Восприятие движения.
Тема 1.2.2 Внимание и память
Общее понятие о памяти и характеристика ее процессов. Процессы памяти и их основные характеристики. Классификация видов памяти и их особенностей. Свойства памяти. Закономерности памяти. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Мнемотехнические приемы запоминания.
Понятие, общая характеристика. Физиологическая основа внимания. Учение о доминанте А. Ухтомского. Функции внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Внимание как высшая психическая функция. Типы невнимательности. Причины рассеянного внимания. Методы и приемы развития и коррекции внимания.
Тема 1.2.3 Психология опосредствованного, обобщенного познания: мышление, речь, воображение
Понятие мышления. Мышление как процесс активного творческого познания и преобразования действительности. Физиологическая основа мышления. Особенности мышления человека. Развитие мышления. Виды мышления, их характеристика. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Мышление и мотивация. Операции и формы мыслительной деятельности. Содержательные компоненты мышления. Качества мышления.
Общая характеристика и соотношение понятий: язык и речь. Функции речи. Классификация видов речи. Свойства речи. Законы построения речи. Взаимосвязь мышления и речи. Значение и смысл.
Понятие воображения. Физиологическая основа процессов воображения. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Формы, виды, приемы воображения. Основные функции воображения, значение воображения для перехода от чувственного к рациональному познанию.
1.3 Психология личности
Тема 1.3.1 Представление о личности в психологии
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» в психологии. Биологические предпосылки и социальные условия развития личности. Многозначность понятия «личность» в современной психологии. Теоретические подходы к изучению личности в психологии.
Понятие и содержание процесса социализации, структура и возрастные стадии. Стадии процесса социализации: адаптации, индивидуализации и интеграции. Механизмы социализации. Институты социализации и механизмы их влияния: семья, школа, неформальное и формальное окружения, массовая коммуникация.
Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии. Понятие личностной зрелости и жизненного пути. Самосознание личности. Структура и формирование самосознания. Понятие Я-концепции. Уровни и структура Я-концепции. Способы формирования Я-концепции. Локус контроля личности.
Тема 1.3.2 Темперамент, характер, способности как свойства личности
Темперамент как характеристика человека со стороны устойчивых свойств его нервной системы. История учений о типах темперамента. Современное научное понимание темперамента. Свойства темперамента. Характеристика типов темперамента.
Понятие характера в психологии. Характер и темперамент человека. Структура характера. Типология акцентуаций А.Е. Личко, К. Леонгарда. Пути формирования характера.
Представление о способностях в психологии. Способности и задатки. Понятие задатков как органических предпосылок способностей. Виды способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей. Понятие об одаренности. Талант и гениальность. Условия развития способностей. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности.
Тема 1.3.3 Эмоционально-волевая сфера личности
Понятие эмоций в психологии. Психологические теории эмоций. Классификация и виды эмоций. Стеничные, астеничные эмоции по классификационному критерию влияния на жизнедеятельность; положительные, отрицательные эмоции по знаку; настроения, аффекты, страсти по силе проявления. Характеристики эмоций: субъективность, полярность, интенсивность, пластичность, динамичность, иррадиация, глубина, длительность, заразительность, единство эмоций, относительная независимость от воли, амбивалентность, связь с потребностями, связь с внутриорганическими процессами. Функции эмоций. Чувства. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств человека. Развитие эмоционально-личностной сферы личности.
Теории воли. Понятие воли. Наличие препятствий, борьба мотивов, как условия возникновения и осуществления волевого акта. Функции воли. Волевое усилие, его виды. Волевое действие. Структура волевого действия. Простой и сложный волевой акт. Волевые качества личности и их формирование. Основные направления развития воли.
Тема 1.3.4 Мотивационно-потребностная сфера личности
Общая организация мотивационно-потребностной сферы. Потребности, мотивы, цели. Потребность как свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Понятие мотива. Классификация мотивов. Мотивационная сфера человека. Функции мотивации. Классификации мотивации. Мотивационный процесс. Понятие оптимума мотивации: закон Йеркса-Додсона. Мотивация отдельных видов деятельности. Мотивационно-потребностные аспекты деятельности. Мотивация труда и учебной деятельности.
Раздел 2. Социальная психология
2.1 Введение в социальную психологию
Тема 2.1.1 Предмет, задачи и исторические особенности становления социальной психологии
Современные походы к определению предмета и задач социальной психологии. Функции социальной психологии как отрасли психологического знания. Исторические особенности становления и развития социальной психологии. Развитие отечественной социальной психологии. Современные отечественные и зарубежные направления развития социальной психологии. Особенности становления и развития белорусской социальной психологии.
Тема 2.1.2 Социальное познание и социальное объяснение
Сущность процесса познания социальной действительности. Понятие о схемах. Схемы личности, ролей, сценариев. Значение схем в жизни человека. Культурные и гендерные детерминанты схем. Сохранение и реализация схем. Феномен самореализующегося пророчества. Ментальные приемы и упрощения. Эвристики. Виды эвристик.
Потенциальные источники ошибок социального познания: ошибки доступности, привязки и приспособления. Роль эмоций в вынесении суждений и социальном познании. Стратегии социального мышления.
Атрибутирование как процесс объяснения причинности наблюдаемого. Понятие и природа атрибутирования. Внешнее и внутреннее атрибутирование. Теории каузальной атрибуции. Ошибки атрибуции. Позиция наблюдателя и локализация причин поведения. Иллюзии в объяснении причин поведения других людей.
2.2 Общение как социально-психологический феномен
Тема 2.2.1 Социальная коммуникация
Общая характеристика общения. Значение общения в жизни человека. Структура общения: макроуровень, мезоуровень, микроуровень. Интерактивный, перцептивный и коммуникативный компоненты общения. Функции общения. Средства общения. Виды и формы общения.
Общение как коммуникативный процесс. Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Модель коммуникативного процесса. Коммуникативная информация и коммуникативные навыки. Коммуникативные стили. Теоретические модели эффективной коммуникации. Коммуникативные барьеры.
Вербальная коммуникация. Лингвистический канал. Денотация и коннотация.
Невербальные средства коммуникации. Основные виды невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика и пантомимика) и ее роль в коммуникативном процессе. Визуальный контакт и его значение в коммуникативном процессе. Тактильный контакт. Значение факторов организации среды общения (проксемика). Межличностная дистанция. Культурная обусловленность использования оптико-кинетической системы. «Словарь» выразительных движений человека.
Тема 2.2.2 Социальная перцепция
Понятие социальной перцепции. Социальная перцепция как процесс. Функции социального восприятия. Особенности и виды социальной перцепции. Особенности представлений, формируемых в ходе социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Эксперимент С.Аша. Модели формирования социальных представлений:
Факторы социального восприятия: внешний облик, эффект первого впечатления, эффект новизны, ассоциации, эффект ореола, пространственная близость, сходство установок, взаимная симпатия. Факторы социальной привлекательности. Внешность и стереотипное восприятие красоты.
Межличностная аттракция: сущность, механизмы проявления, детерминирующие факторы. Факторы возникновения межличностных отношений: эффект близости, эффект нахождения в поле зрения, физическая привлекательность, сходство установок. Факторы взаимной симпатии, любви и дружбы.
Способы управления впечатлением: усиление собственной позиции, усиление позиции партнера. Эффективность приемов управления впечатлением.
Тема 2.2.3 Социальное взаимодействие
Общение как интерактивный процесс. Понятие социального взаимодействия. Внешний и внутренний компонент социального взаимодействия. Характеристики межличностного взаимодействия: предметность, эксплицированность, рефлексивная неоднозначность и ситуативность.
Основные теоретические подходы к социальному взаимодействию. Типология межличностного взаимодействия на основе соотношения внешнего и внутреннего компонентов (концепция Я.Л.Коломинского).
Виды и формы межличностного взаимодействия. Формальное и неформальное взаимодействие. Условия эффективного социального взаимодействия.
2.3 Группа как объект социально-психологического исследования
Тема 2.3.1 Малая группа в социальной психологии
Понятие, виды и основные характеристики малой группы. Виды и размер малой группы Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности, понятие "санкция" в социальной психологии. Детерминанты возникновения малой группы. Характеристики малой группы: межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения, групповые традиции. Психологическая структура малой группы: композиция, межличностные предпочтения, коммуникативные сети, функциональные отношения.
Развитие группы и социально-психологические проблемы коллектива. Модели развития группы в отечественной и зарубежной психологии. Групповая сплоченность.
Групповое принятие решения. Понятие группового решения. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и процесс принятия решения группой. Процесс принятия группового решения.
Феномены управления групповым процессом. Лидерство в малой группе. Власть, лидерство и контроль. Теории лидерства: харизматическая; ситуативная; синтетическая. Структурно-личностные аспекты лидерства.
Тема 2.3.2 Социальное влияние в малой группе
Социальная фасилитация и ингибиция. Экспериментальные исследования социальной фасилитации и социальной лености. Гендерные и культурные различия в проявлениях.
Феномен деиндивидуализации. Феномен «бесплатного проезда» и причины его возникновения. Социальные последствия деиндивидуализации.
Конформизм, его социальные функции и последствия. Причины и детерминанты социального конформизма. Экспериментальные исследования конформизма. Сопротивление социальному влиянию.
Подчинение авторитету и социальное послушание, причины, проявления и социальные последствия.
Феномены принятия групповых решений. Феномен «огруппления» мышления, причины и последствия «огруппления» мышления. Групповая поляризация.
Тема 2.3.3 Большие группы в социальной психологии
Большая социальная группа. Специфические признаки больших социальных групп. Классификация больших групп. Структура психологии больших социальных групп. Уровни развития больших групп. Психологические явления в больших группах. Коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет. Групповые потребности, ценности, интересы, цели, установки и идеалы. Социальные чувства, эмоции и настроения. Социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.
Особенности психологии социальных классов. Понятие «класса». Сознание класса и этапы его развития. Специфика и содержание психологии класса. Потребности, интересы, чувства, настроения, взгляды, убеждения, ценности, традиции класса. Психический склад класса.
Психология этнических сообществ. Расы и нации. Структурообразующие и функциональные компоненты психологии нации. Национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки. Мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые, коммуникативно-поведенческие и национально-психологические особенности.
Тема 2.3.4 Массовые социально-психологические процессы и явления
Массовая коммуникация как социальный феномен. Функции массовой коммуникации. Признаки, механизмы и психологические эффекты массовых информационных процессов (утилитарный; престижный; эмоциональный; эстетический; эффекты усиления позиции и комфорта). Психологические условия эффективной массовой коммуникации.
Массовое стихийное поведение. Виды массового поведения. Общие механизмы массового поведения.
Толпа и ее феномены. Типология толпы и ее специфические особенности. Структура и формы толпы. Этапы формирования толпы. Условия предотвращения образования, контроля и рассеивания толпы.
Психологические особенности поведения и эмоционального состояния человека в толпе. Эффекты толпы: «невмешивающегося» свидетеля, социальной уступчивости, притягательной силы. Правила поведения в толпе.
Слухи как особый феномен толпы. Понятие и классификация слухов. Психологическая природа возникновения слухов. Закономерности возникновения слухов. Типология слухов. Условия прекращения слухов.
Массовая паника как социально-психологическое явление. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие паники. Психологические факторы, препятствующие возникновению паники. Правила поведения в ситуации паники.
Массовая агрессия. Условия возникновения и особенности развития массовой агрессии. Механизмы воздействия на агрессивную толпу.
Тема 2.3.5 Межличностные и межгрупповые конфликты
Сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Общее понятие конфликта Классификация конфликтов. Причины конфликтов. Стадии и фазы конфликта. Динамическая модель конфликта. Классификации конфликтов. Управление конфликтами. Стратегии поведения в конфликте. Способы и стратегии разрешения межличностных конфликтов. Стратегия посредничество. Модерация.
Причины возникновения межгрупповых конфликтов. Эффекты внутригруппового фаворитизма и его детерминанты. Внешнегрупповой фаворитизм.
Понятие межгруппового конфликта. Объяснительные теории межгрупповых конфликтов: теория агрессивной потребности или побуждения. Межгрупповая враждебность. Переговоры как один из оптимальных путей урегулирования межгрупповых конфликтов.
2.4 Социальное поведение личности
Тема 2.4.1 Социальные установки, предрассудки и дискриминация
Понятие и структура социальной установки Объект и виды установок. Влияние установок на мышление и поведение. Функции установок. Формирование социальных установок.
Понятие и природа предрассудков. Группа и идентичность как объекты предрассудков. Социальные и личностные последствия предрассудков. Предубеждения. Стереотипы. Дискриминация. Источники предрассудков. Теории возникновения предрассудков. Устойчивость предрассудков, условия и факторы активации предрассудков. Модели изменения стереотипных представлений. Методы уменьшения предубеждений: модель родительского поведения, модель контакта, модель групповой идентичности. Условия установления контакта.
Тема 2.4.2 Просоциальное и помогающее поведение
Понятие и природа просоциального поведения. Виды, цели, мотивы и факторы просоциального поведения.
Психологические детерминанты развития альтруистического поведения. Ситуативные факторы альтруистического поведения. Воздействие окружающих на решение помочь: другие как источник помощи, как источник информации о необходимости помощи, как источник одобрения или неодобрения. Факторы, влияющие на решение оказать помощь. Личностные свойства, способствующие альтруистическому поведению. Эмпатия как механизм возникновения альтруизма.
Тема 2.4.3 Агрессивное поведение
Понятие, сущность и особенности агрессивных проявлений. Виды агрессии. Агрессивное поведение. Внешние и внутренние мотиваторы агрессии. Биологические и социальные факторы агрессивности
Теоретические подходы к анализу агрессивного поведения. Отечественные и зарубежные исследования агрессивности и агрессивного поведения. Условия и методы снижения агрессивности.
Учебно-методическая карта дисциплины «Общая и социальная психология»
для студентов дневной формы получения образования
Номер темы, занятия |
Название темы, занятия |
Количество аудиторных часов |
|
Методические пособия, средства обучения |
Литература |
Форма контроля знаний |
||||||
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Управляемая самостоятельная работа |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа |
|
|
|
|||||
1 курс, 1 семестр |
||||||||||||
1 |
Общая психология |
20 |
20 |
|
|
32 |
|
|
|
|||
1.1 |
Введение в психологию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.1.1 |
Общая характеристика психологии как науки |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
|
|||
1.1.2 |
Методология и методы психологии |
|
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.1.3 |
Происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.1.4 |
Сознание и деятельность |
2 |
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.2 |
Психические процессы и функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.2.1. |
Психология непосредственного чувственного познания: ощущение и восприятие |
2 |
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [2], [3], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.2.2 |
Внимание и память |
2 |
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [2], [3], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.2.3 |
Психология опосредствованного, обобщенного познания: мышление, речь, воображение. |
2 |
4 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [2], [3], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.3. |
Психология личности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.3.1 |
Представление о личности в психологии |
2 |
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.3.2 |
Темперамент, характер, способности как свойства личности |
2 |
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.3.3 |
Эмоционально-волевая сфера личности |
2 |
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
1.3.4 |
Мотивационно-потребностная сфера личности |
2 |
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2. |
Социальная психология |
10 |
18 |
|
|
18 |
|
|
|
|||
2.1 |
Введение в социальную психологию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2.1.1 |
Предмет, задачи и исторические особенности становления социальной психологии |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [18], [20] |
|
|||
2.1.2 |
Социальное познание и социальное объяснение |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [18], [20] |
|
|||
2.2 |
Общение как социально-психологический феномен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2.2.1 |
Социальная коммуникация |
|
2 |
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [18], [20] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.2.2 |
Социальная перцепция |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [18], [20] |
|
|||
2.2.3 |
Социальное взаимодействие |
|
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [18], [20] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.3 |
Группа как объект социально-психологического исследования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2.3.1 |
Малая группа в социальной психологии |
|
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [2], [7], [8], [12], [14], [16], [18], [20] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.3.2 |
Социальные влияния в малой группе |
2 |
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [2], [7], [8], [12], [14], [16], [18], [20] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.3.3 |
Большие группы в социальной психологии |
|
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [2], [7], [8], [12], [14], [16], [18], [20] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.3.4 |
Массовые социально-психологические процессы и явления |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [2], [7], [8], [12], [14], [16], [18], [20] |
|
|||
2.3.5 |
Межличностные и межгрупповые конфликты |
|
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [2], [7], [8], [12], [14], [16], [18], [20] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.4 |
Социальное поведение личности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2.4.1 |
Социальные установки, предрассудки и дискриминация |
|
2 |
|
|
4 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [17], [18] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.4.2 |
Просоциальное и помогающее поведение |
|
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [17], [18] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
2.4.3 |
Агрессивное поведение |
|
2 |
|
|
2 |
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [1], Доп. [1], [2], [4], [13], [14], [16], [17], [18] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
|||
|
Всего часов по учебной дисциплине |
30 |
38 |
|
|
52 |
|
|
Экзамен 1 семестр |
|||
Учебно-методическая карта дисциплины «Общая и социальная психология»
для студентов заочной формы получения образования
Номер темы, занятия |
Название темы, занятия |
Количество аудиторных часов |
|
Методические пособия, средства обучения |
Литература |
Форма контроля знаний |
|||||||
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные занятия |
Управляемая самостоятельная работа |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа |
|
|
|
||||||
1 курс, 1 семестр |
|||||||||||||
1 |
Общая психология |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1.1 |
Введение в психологию |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1.1.4 |
Сознание и деятельность |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
|
||||
1.2 |
Психические процессы и функции |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1.2.1. |
Психология непосредственного чувственного познания: ощущение и восприятие |
|
1 |
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [2], [3], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
||||
1.2.2 |
Внимание и память |
|
1 |
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [2], [3], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
||||
1.2.3 |
Психология опосредствованного, обобщенного познания: мышление, речь, воображение. |
|
2 |
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [2], [3], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
||||
1.3. |
Психология личности |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
1.3.1 |
Представление о личности в психологии |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
|
||||
1.3.3 |
Эмоционально-волевая сфера личности |
|
1 |
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
||||
1.3.4 |
Мотивационно-потребностная сфера личности |
|
1 |
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [4], Доп. [5], [6], [8], [10], [11], [19] |
Устный опрос, проверка решения практических заданий |
||||
2. |
Социальная психология |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2.1 |
Введение в социальную психологию |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2.1.2 |
Социальное познание и социальное объяснение |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [3], Доп. [2], [3], [4], [5], [7] |
|
||||
2.3 |
Группа как объект социально-психологического исследования |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2.3.2 |
Социальные влияния в малой группе |
2 |
|
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [3], Доп. [2], [3], [4], [5], [7] |
|
||||
2.3.4 |
Межличностные и межгрупповые конфликты |
|
2 |
|
|
|
Учебная мультимедийная презентация, ЭУМК |
Осн. [3], Доп. [2], [3], [4], [5], [7] |
|
||||
|
Всего часов по учебной дисциплине |
8 |
8 |
|
|
|
|
|
Экзамен 1 семестр |
||||
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- ЛИТЕРАТУРА
- Коломинский, Я. Л. Социальная психология выбора / под ред.
Я. Л. Коломинского. – Смоленск : НооПресс, 2018. – 232 с. - Лобанов, А.П. Когнитивная психология: учебно-методическое пособие / А. П. Лобанов, И. С. Журавкина. – Минск : БГПУ, 2018. – 84 с.
- Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : БГПУ, 2017 – 164 с.
- Марищук, Л. В. Психология : учеб. пособие / Л. В. Марищук,
С. Г. Ивашко, Т. В. Кузнецова ; под науч. ред. Л. В. Марищук. – 2-е изд. – Минск : Витпостер, 2016. – 778 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2009. – 363 с.
- Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, А. Эйверт. – СПб. : Прайм. ЕВРОЗНАК, 2017. – 560 с.
- Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н. Н. Богомолова. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 240 с.
- Бэрон, Р. С. Социальная психология: ключевые идеи. 4-е изд. /
Р. С. Бэрон, Б. Джонсон, Д. Бирн. – СПб. : Питер, 2013. – 512 с. - Дудаль, Н. Н. Общая психология. Познавательные процессы : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Дудаль ; М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. ун-т. – Гомель : ГГУ, 2019. – 103 с.
- Дыгун, М. А. Общая психология в схемах, понятиях и персоналиях / М. А. Дыгун. – 11-е изд. – Мозырь : Содействие, 2018. – 72 с.
- Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Минск : НТОО «ТетраСистемс», 2012. – 431 с.
- Конспект лекций по общей психологии : пособие для учащихся шк. отд-ния пед. колледжей : в 2 ч. / М. А. Дыгун [и др.] ; под ред. М. А. Дыгуна. – 6-е изд. – Мозырь : Содействие, 2017. – Ч. 1,2 – 320 с.
- Кричевский, Р. Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Изд-во МГУ, 2014. – 207 с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков [и др.]. – СПб. : Питер, 2014. – 583 с.
- Общая психология : практикум / М-во образования Респ. Беларусь, Мозыр. гос. пед. ун-т ; под общ. ред. Е. А. Колесниченко. – 3-е изд. – Мозырь : МГПУ, 2018. – 320 с.
- Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. – СПб. : Питер, 2001. – 368 с.
- Перспективы социальной психологии / пер. с англ. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2017. – 688 с.
- Почебут Л. Г. Социальная психология / Л. Г. Почебут,
И. А. Мейжес. – СПб. : Питер, 2015. – 560 с. - Рабочая тетрадь по общей психологии : для шк. отд-ния / сост.: М. А. Дыгун [и др.]. – 6-е изд. – Мозырь : Содействие, 2018. – 220 с.
- Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. ; под ред.
А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2002. – 600 с. - Фурманов, И. А. Социальная психология агрессии и насилия: профилактика и коррекция : учеб. пособие / И. А. Фурманов. – Минск : Изд. центр БГУ, 2016. - 401 с.:
- Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини – СПб. : Питер, 2009. – 304 с.
- Черчес, Т. Е. Общая психология : учеб.-метод. пособие / Т. Е. Черчес ; БИП-Институт правоведения. – Минск : БИП-С Плюс, 2010. – 68 с.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию / В. А. Янчук. – Минск : Асар, 2015. – 768 с.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего аудиторных часов |
Распределение аудиторных часов |
|
лекции |
практические занятия |
|||
Раздел 1. Общая психология |
40 |
20 |
20 |
|
1.1 |
Введение в психологию |
|
|
|
1.1.1 |
Общая характеристика психологии как науки |
2 |
2 |
|
1.1.2 |
Методология и методы психологии |
2 |
|
2 |
1.1.3 |
Происхождение и развитие психики в фило- и онтогенезе |
2 |
2 |
|
1.1.4 |
Сознание и деятельность |
4 |
2 |
2 |
1.2 |
Психические процессы и функции |
|
|
|
1.2.1. |
Психология непосредственного чувственного познания: ощущение и восприятие |
4 |
2 |
2 |
1.2.2 |
Внимание и память |
4 |
2 |
2 |
1.2.3 |
Психология опосредствованного, обобщенного познания: мышление, речь, воображение. |
6 |
2 |
4 |
1.3. |
Психология личности |
|
|
|
1.3.1 |
Представление о личности в психологии |
4 |
2 |
2 |
1.3.2 |
Темперамент, характер, способности как свойства личности |
4 |
2 |
2 |
1.3.3 |
Эмоционально-волевая сфера личности |
4 |
2 |
2 |
1.3.4 |
Мотивационно-потребностная сфера личности |
4 |
2 |
2 |
Раздел 2. Социальная психология |
28 |
10 |
18 |
|
2.1 |
Введение в социальную психологию |
|
|
|
2.1.1 |
Предмет, задачи и исторические особенности становления социальной психологии |
2 |
2 |
|
2.1.2 |
Социальное познание и социальное объяснение |
2 |
2 |
|
2.2 |
Общение как социально-психологический феномен |
|
|
|
2.2.1 |
Социальная коммуникация |
2 |
|
2 |
2.2.2 |
Социальная перцепция |
2 |
2 |
|
2.2.3 |
Социальное взаимодействие |
2 |
|
2 |
2.3 |
Группа как объект социально-психологического исследования |
|
|
|
2.3.1 |
Малая группа в социальной психологии |
2 |
|
2 |
2.3.2 |
Социальные влияния в малой группе |
4 |
2 |
2 |
2.3.3 |
Большие группы в социальной психологии |
2 |
|
2 |
2.3.4 |
Массовые социально-психологические процессы и явления |
2 |
2 |
|
2.3.5 |
Межличностные и межгрупповые конфликты |
2 |
|
2 |
2.4 |
Социальное поведение личности |
|
|
|
2.4.1 |
Социальные установки, предрассудки и дискриминация |
2 |
|
2 |
2.4.2 |
Просоциальное и помогающее поведение |
2 |
|
2 |
2.4.3 |
Агрессивное поведение |
2 |
|
2 |
Итого: |
68 |
30 |
38 |
Задания для самостоятельной работы студентов
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов на СРС |
Задание |
Форма выполнения |
|
Методология и методы психологии |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3.Разработка презентаций. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. |
|
Сознание и деятельность |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3.Разработка презентаций |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. |
|
Психология непосредственного чувственного познания: ощущение и восприятие |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3.Разработка презентаций. 4. Составить опорный конспект по теме.
|
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление опорных конспектов. |
|
Внимание и память |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Разработка презентаций. 4. Составить опорный конспект по теме.
|
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление опорных конспектов. |
|
Психология опосредствованного, обобщенного познания: мышление, речь, воображение. |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3 Представление опорных конспектов. |
|
Представление о личности в психологии |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3.Разработка презентаций. 4. Составить опорный конспект по теме.
|
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление опорных конспектов. |
|
Темперамент, характер, способности как свойства личности |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Разработка презентаций. 4. Составить опорный конспект по теме.
|
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление опорных конспектов. |
|
Эмоционально-волевая сфера личности |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3.Разработка презентаций. 4. Составить опорный конспект по теме.
|
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление опорных конспектов. |
|
Мотивационно-потребностная сфера личности |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3.Разработка презентаций. 4. Составить опорный конспект по теме.
|
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление опорных конспектов. |
|
Социальное взаимодействие |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Малая группа в социальной психологии |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Социальные влияния в малой группе |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Большие группы в социальной психологии |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Межличностные и межгрупповые конфликты |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Социальные установки, предрассудки и дискриминация |
4 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Просоциальное и помогающее поведение |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Агрессивное поведение |
2 |
1. Изучение учебных пособий. 2. Изучение хрестоматий. 3. Подобрать видеоматериалы по теме. 4. Составить опорный конспект по теме. 5. Разработать презентацию по отдельным вопросам темы. |
1. Подготовка устных выступлений. 2. Представление презентаций. 3. Представление и анализ видеоматериалов. 4. Представление опорных конспектов. |
|
Всего часов |
52 |
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретический блок
- Понятие психологии и принципы психологии. Связь психологии со смежными науками. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
- Понятие и формы отражения.
- Понятие о психике. Основные функции психики, их характеристика. Взаимосвязь физиологических и психических явлений.
- Структура психики.
- Развитие психики в филогенезе (стадии развития нервной системы, уровни развития психики и поведения животных).
- Понятие о сознании. Свойства сознания. Функции и структура сознания.
- Проблема «бессознательного» в психологии. Структура неосознаваемого.
- Уровни сознания. Характеристика самосознания и его структура.
- Уровни методологии. Классификация психологических методов.
- Понятие об ощущениях, их физиологическая основа. Виды ощущений и их свойства. Закономерности ощущений.
- Понятие о восприятии, его физиологическая основа. Характеристика видов восприятия. Свойства восприятия.
- Память как психический познавательный процесс. Классификация видов памяти. Свойства и закономерности памяти.
- Понятие воображения, его функции и физиологическая основа. Виды и приемы воображения.
- Понятие мышления: характеристика, физиологическая основа. Виды мышления, их характеристика.
- Основные формы мышления. Мыслительные операции и качества мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
- Понятие о языке и речи, функции речи. Виды и свойства речи, их характеристика. Развитие речи в онтогенезе.
- Понятие внимания, его функции и физиологическая основа. Виды и свойства внимания.
- Понятие эмоций в психологии: теории, функции. Виды эмоций. Уровни эмоциональных состояний.
- Понятие воля, теории воли. Структура волевого действия. Волевые качества личности, их формирование.
- Понятие деятельности, ведущего вида деятельности. Характеристика деятельности. Структура деятельности и ее виды.
- Понятие «действие» и «операция». Понятия «умения», «навыки», этапы их формирования, критерии сформированности.
- Понятия "индивид", "личность", "индивидуальность".
- Психологическая структура личности в отечественной и зарубежной психологии.
- Темперамент как форма интеграции первичных индивидуальных свойств. Свойства темперамента и индивидуальный стиль деятельности.
- Понятие характера в психологии, его структура. Акцентуации характера и их предупреждение.
- Понятие «способности» в психологии, взаимосвязь способностей и задатков. Виды и структура способностей, уровни развития способностей.
- Понятие направленности личности: определение, функции, структура.
- Потребности как основа процессов мотивации. Классификация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей.
- Понятие мотива. Классификация мотивов.
- Мотивационная сфера человека и ее функции. Классификации мотивации. Мотивация отдельных видов деятельности.
- Предмет, задачи и функции социальной психологии. Методы социальной психологии
- Понятие и уровни Я-концепции личности. Схема Я-концепции. Способы формирования Я-концепции. Гендерные и культурные особенности
- Понятие, структура и содержание социализации личности. Факторы и механизмы социализации. Основные этапы и агенты социализации личности. Агенты социализации.
- Понятие установки: модели, виды, функции. Формирование социальных установок. Влияние установок на поведение и мышление.
- Схемы как единицы познавательной активности. Ментальные эвристики и упрощения. Потенциальные источники ошибок и стратегии социального мышления.
- Атрибутирование как процесс объяснения причинности наблюдаемого. Основные теории атрибуции. Ошибки атрибуции
- Общая характеристика общения: понятие, структура, функции, средства, виды и формы.
- Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры. Вербальная и невербальная коммуникация.
- Интерактивная сторона общения: социальное взаимодействие.
- Понятие, функции и механизмы социальной перцепции. Факторы, влияющие на социальное восприятие.
- Межличностная аттракция и близкие отношения. Факторы, влияющие на возникновение симпатии и близких отношений
- Понятие, виды и характеристики малых групп. Психологическая структура малой группы. Групповые роли.
- Малая группа: групповые нормы и социальные санкции, групповая сплоченность.
- Групповая динамика и этапы развития малой группы.
- Лидерство и руководство в малой группе.
- Социальное влияние в малой группе: феномен деиндивидуализации.
- Социальное влияние в малой группе: социальная фасилитация и социальная ингибиция.
- Социальное влияние в малой группе: конформизм и подчинение авторитету
- Социальное влияние в малой группе: феномены принятия группового решения
- Понятие «большая социальная группа». Виды и характеристики больших групп.
- Массовая коммуникация и ее социально-психологические особенности.
- Массовой стихийное поведение. Толпа и ее феномены.
- Слухи как особый феномен толпы.
- Паника как особый феномен толпы.
- Массовая агрессия
- Межличностный конфликт. Пути разрешения межличностных конфликтов.
- Межгрупповые отношения. Этноцентризм и группцентризм, групповой фаворитизм. Межгрупповой конфликт и пути урегулирования межгрупповых конфликтов.
- Понятие и особенности предрассудков. Структура источники предрассудков. Условия и факторы преодоления предрассудков.
- Понятие и природа просоциального поведения. Мотивы просоциального поведения. Личностные свойства, влияющие на просоциальное поведение.
- Понятие и виды агрессивного поведения. Личностные и ситуативные факторы агрессии. Методы ослабления агрессии.
Практический блок
1. Приведите примеры проявления психических процессов, свойств и состояний в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях.
2. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств ощущений.
3. Подберите примеры и опишите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются у ребенка на уроке.
4. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.
5. Приведите примеры проявления основных видов внимания ученика на уроки условий, которые их вызывают.
6. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
7. Приведите примеры проявления различных видов памяти в жизненных и профессиональных ситуациях (по разным классификациям).
8. Предложите ребенку приемы и техники запоминания и воспроизведения информации.
9. Подберите и опишите ситуации, в которых проявляются основные виды мышления (по различным классификациям).
10. Приведите примеры учебных ситуаций и учебных заданий, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).
11. Предложите рекомендации о том, как в учебной деятельности ориентироваться на особенности мышления детей различного возраста.
12. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются основные виды воображения (по разным классификациям).
13.Опишите ситуации, в которых проявляются различные функции воображения (целеполагание, представление действительности в образах, планирование, воздействие на физиологические и познавательные процессы, коммуникативная функция).
14. Предложите рекомендации по развитию творческого воображения.
15. Выделите основные группы индивидных свойств. Для каждой группы приведите примеры конкретных ситуаций, в которых эти свойства проявляются.
16. Опишите ситуации профессиональные ситуации, в которых проявляются следующие свойства темперамента: активность, реактивность, экстраверсия-интроверсия, пластичность - ригидность, темп реакции, эмоциональная устойчивость, сензитивность.
17. Перечислите как можно больше черт характера и классифицируйте их по различным основаниям.
18. Составьте список известных потребностей и классифицируйте их.
19. Приведите примеры ситуаций, в которых актуализируется мотивы достижения успеха и избегания неудач.
20. Составьте список внешних и внутренних мотивов, при выполнении которых человек испытывает удовлетворенность своей работой.
21. Перечислите внешние и внутренние мотивы, возникающие в еучебной деятельности.
22. Разработайте рекомендации по развитию познавательной мотивации учебной деятельности.
23. Приведите припримеры и проализируйте по стадиям несколько волевых действий: выделите стадии борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его
24. Составьте список известных вам эмоциональных состояний и классифицируйте их.
25. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются различные эмоции и выделите основные структурные компоненты данных эмоций (предмет, эмоциональная окраска, потребность).
26. Приведите примеры конкретных профессиональных ситуаций, в которых актуализируются способности (по разным классификациям).
27. Опишите профессиональные ситуации в которых происходит актуализация различных типов самооценки: адекватной, неадекватно завышенной и неадекватно заниженной.
28. Проанализируйте знакомые вам виды деятельности (игровую, учебную и трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции.
29. Приведите примеры профессиональных ситуаций, в которых проявляются ошибки познания и атрибуции.
30. Приведите примеры ситуаций, в которых проявляются коммуникативные барьеры и предложите приемы для их устранения.
31. На основании законов социальной перцепциии дайте рекомендации по формированию эффективной стратегии самопрезентации.
32. Составьте поэтапную схему развития детского коллектива.
33. Составьте рекомендации педагогу (для группы детей) по поведению в местах массового скопления людей.
34. Приведите примеры и проанализируйте различные стратегии разрешения межличностных конфликтов.
35. Составьте рекомендации по формированию толерантного отношения к детям с особенностями развития и преодолению стереотипов и установок.
36. Приведите примеры и проанализируйте ситуации, в которых проявляется просоцильное поведение.
37. Разработайте рекомендации родителям и педагогам по профилактике агрессивного поведения детей.
38. Опишите на примерах и проанализируйте модели изменения стереотипных представлений и методы уменьшения предубеждений.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Основными методами (формами) обучения, отвечающими целям учебной дисциплины, являются: методы проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы), интерактивные методы и метод проектов, которые способствуют поддержанию оптимального уровня активности.
Перечень рекомендуемых средств диагностики
Для контроля качества усвоения знаний по учебной дисциплине рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:
конспект занятий;
устный опрос;
письменный опрос;
подготовка рефератов, эссе, учебных сообщений;
учебно-исследовательские задания и задачи по вопросам общей и социальной психологии;
аннотирование и анализ первоисточников;
тестовый контроль;
коллоквиум;
подготовка мультимедийных презентаций;
подготовка и защита проектов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Общая и социальная психология» включает следующие виды заданий и контрольных мероприятий:
конспектирование основной и дополнительной литературы;
аннотирование и анализ первоисточников;
выполнение учебно-исследовательских заданий;
решение задач по вопросам общей и социальной психологии;
подготовка рефератов, эссе по выбранной теме;
подготовка презентаций и проектов по выбранной теме;
подготовка к рейтинговым контрольным работам, коллоквиуму, экзамену.
Организация самостоятельной работы студентов осуществляется в соответствии с методическими рекоменедациями по организации самостоятельной работы студентов (курсантов, слушателей), утвержденных Министерством образования Республики Беларусь от 18.11.2019.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Название учебной дисциплины, с которой требуется согласование |
Название кафедры |
Предложения об изменениях в содержании учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине |
Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
Педагогика
|
Кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования |
С содержанием данной учебной дисциплины согласуется, замечаний и предложений нет |
протокол № ______ от «__»________2021 |
Основы педагогики инклюзивного и специального образования |
Кафедра педагогики и психологии инклюзивного образования |
С содержанием данной учебной дисциплины согласуется, замечаний и предложений нет |
протокол № ______ от «__»________2021 |