Новости События Общее

Методическое руководство работой по развитию речи детей в учреждении дошкольного образования

11-05-2020 Лекции
Ключевые вопросы: организация работы заведующей детским садом и заместителя заведующей по основной деятельности в руководстве работой по развитию речи и развитию навыков общения детей раннего и дошкольного возраста.

Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующей и заместителю заведующей по основной деятельности.

  Один из разделов общей методической работы заведующей (заместителя заведующей по основной деятельности)  — работа по развитию речи и речевого общения детей  раннего и дошкольного возраста. Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем: обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи и навыков речевого развития детей во всех возрастных группах; обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы; направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям; содействовать созданию правильных условий для развития речи и навыков речевого общения детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи и культуры речевого общения; изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи и речевому общению, организовывать обмен опытом между воспитателями; содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства; организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.

 Для успешного решения поставленных задач заведующая (заместитель заведующей по основной деятельности) должна хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности.

 Заведующая (заместитель заведующей по основной деятельности) должна неустанно подчеркивать роль речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.  При анализе речи воспитателя заведующая оценивает ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам.

В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами; учебные  наглядные  пособия по методике развития речи; учебно-методические пособия.

В педагогическом кабинете также  хранится часть наглядных пособий для работы с детьми — так называемый дидактический материал. В ряде случаев заместитель заведующей по основной деятельности сосредоточивает в кабинете некоторые виды пособий, предназначенных для отдельных занятий и педагогических мероприятий в разных возрастных группах (серии картин, альбомы, крупные иллюстрации и фотографии, игровые персонажи и др.).

Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные —  видеофильмы, слайды, презентации и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи; экранно-звуковые (озвученные) видеофильмы,презентации, звуковые кинофильмы, телепередачи.

 Наглядные и аудиовизуальные пособия также должны быть систематизированы (на них заводится картотека). Внимания заместителя заведующей по основной деятельности требуют такие вопросы: пропаганда имеющихся технических средств (сайт, стенд, выставка, информационные объявления, смотры-конкурсы и др.), формы учета пособий и выдачи их воспитателям (каталоги, списки, индивидуальные формуляры педагогов и др.),в том числе и на электронных носителях;  изучение спроса и самостоятельного использования их педагогами в работе с детьми.

 Помимо пособий, хранящихся в методическом кабинете, каждая возрастная группа имеет свой дидактический  материал. Заместитель заведующей по основной деятельности контролирует его подбор и применение, особенно пособий, предназначенных для самостоятельного использования детьми, а также рабочего оборудования для занятий (наборное полотно, настольная ширма, интерактивная доска и др.).

Заведующая осуществляет контроль за самостоятельным повышением квалификации воспитателей. Она контролирует изучение необходимой литературы, консультирует воспитателей по отдельным вопросам методики развития речи, помогает составлять индивидуальные планы повышения квалификации.

Самообразование – это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого должны создаваться необходимые условия: постоянно обновляться и пополняться библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов. Следует практиковать лекции, беседы, консультации научных работников, аспирантов, преподавателей педучилищ, институтов, занимающихся проблемами развития речи. Тематика таких бесед должна охватывать наиболее важные и трудные для воспитателей проблемы, знакомить с достижениями науки.

Наиболее адекватной формой системы повышения квалификации педагогических работников и важным звеном дополнительного педагогического образования являются районные методические объединения.

 В течение года проводится три-четыре заседания методического объединения воспитателей. Особое внимание уделяется выбору формы проведения мероприятия. Организация педагогов  в форме   гостевого  обмена опытом,  методобъединения – мастерской,  работа  проблемной  группы позволяют  совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, что в свою очередь  позитивно отражается на организации воспитательно – образовательного процесса.

Много внимания уделяет заведующий учреждением дошкольного образования (заместитель заведующего по основной деятельности) методической работе с коллективом педагогов. Основными формами методической работы с педколлективом детского сада явлются педагогические советы; показ открытых мероприятий; педагогический марафон; семинары-практикумы и консультации, причем, с активным использованием компьютерных презентаций; тренинги, в которых с удовольствием участвует педагоги; работа микрогрупп (подготовка к педсоветам, семинарам – практикумам, работа в районных методических объединениях, подготовка и проведение конференций) и творческих групп педагогов (подготовка материалов к конкурсам на районном и областном уровнях, творческим отчетам коллектива) и др.

Методическая работа занимает особое место в системе управления учреждением дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя в области развития речи и речевого общения.

Успех лингвистического и речевого развития детей зависит от правильного взаимодействия детского сада и семьи. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями по методике развития речи.

Одной из коллективных форм работыс родителями являются  групповые собрания.  В начале года педагог знакомит родителей с новыми задачами воспитания, рассказывает, какие речевые навыки наиболее существенны для данной возрастной ступени (у детей четырех лет — воспитание звукопроизношения, у детей пяти лет — формирование монологической речи, у детей шести лет — формирование навыков звукового анализа речи и т. д.), знакомит с основными ошибками в речи детей. Можно использовать и такие коолективные формы, как  тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи.

Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье.

К родительским собраниям обычно организуют тематические выставки книг для детей, педагогической литературы для родителей, а также детского речевого творчества — рассказов, сказок, стихов, придуманных детьми.

Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве.

Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель и заведующая информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг.

Можно рекомендовать родителям читать специальную литературу и делать выписки из нее для стенда.

 

Вопросы  для самоконтроля

1. Роль заместителя заведующей по основной деятельности и заведующей детским садом в организации работы по развитию речи.

2. Методы и формы работы с педколлективом в рамках образовательной области «Развитие речи и общение ребенка» учебной программы дошкольного образования.

3. Работа  с родителями в рамках образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» учебной программы дошкольного образования.

Литература по разделу «Организация работы по развитию речи в учреждении дошкольного образования»

1.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. 

2 Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с. 

Интернет-ресурсы:

1. Национальный образовательный портал- http://adu.by./

2.Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – www.feb-web.ru.

3. Издательство «Вышэйшая школа» [Электронный ресурс] – market@vshph.com

 

ЭУМК УМК

Похожие публикации


Дистанционный курс

30-05-2017 Лекции
Краткое содержание лекций по теории и методике развития речи
сессия
подробнее

Овладение способами организации текста

14-04-2020 Лекции
Краткое содержание лекции "Овладение детьми способами организации текста"
задание УМК
подробнее