Новости События Общее

Личность в социологической науке. Социализация личности: этапы, формы, агенты, институты.

29-09-2018 Лекции по социологии_3
Рассматривается социологический подход к понятию личность, описывается структура личности с точки зрения социологии, представлена проблематика социализации личности в современных социокультурных условиях

Тема 16. Личность в социологии. Социализация личности.

 

Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности

Личность в социологии - исследуется в процессе обнаружения и исследования ее социально-типических характеристик, выраженных в системе институционально оформленных отношений

( т.е. системе статусов, позиций, ролей).

 

Проблемы социологического изучения личности:

  • Конкретно-историческое содержание личности и выделение в нем социально-типических черт.
  • Процессы формирования личности.
  • Основные составляющие структуры личности.
  • Характеристики социальной зрелости личности.
  • Основные проявления духовного содержания личности.
  • Личность как субъект деятельности и общественных отношений.
  • Социальные типы личности.
  • Взаимодействие личности и общества.

 

Социальные качества личности – это совокупность социально-психологических свойств личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных обстоятельствах:

  1. Самосознание: выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего другим и вместе с этим связанного с другими.
  2. Самооценка: оценка личностью самого себя, своих способностей, места, занимаемого среди других. Определяет социальную регуляцию личности.
  3. Активность: способность личностью производить самостоятельно, интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними делах, в творчестве.
  4. Интересы: постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности.
  5. Установка: социальная характеристика личности, выражающая ее готовность к активной деятельности в определенной жизненно важной для ее сфере социальной действительности (в экономической, политической научной).
  6. Ценностные ориентации: совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве  целей жизни и основных средств их достижения.
  7. Идентичность: социальное качество, являющегося результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутреннего согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействии с людьми. Идентичность выступает в качестве процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, религиозной и др. общностью (я- белорус, я- студень и т.д.).

Социализация - Процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в данном обществе и определяющих степень включенности личности в систему социальных отношений. Это двусторонний процесс. С одной стороны  - типизация т.е. принятие правил поведения, типичных для данного общества. С другой стороны, как индивидуализация, т.е как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта. Этапы социализации:

 

Первичная социализация, или стадия адаптации

от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

 

Стадия индивидуализации

появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

 

 Стадия интеграции

появляется желание найти свое место в обществе, `вписаться` в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

Трудовая стадия

охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.
 

Послетрудовая стадия

рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

 

 

Социальная структура личности характеризует внешнюю и внутреннюю соотнесенность человека и социума.

Внешняя (объективная) выражается в системе социальных статусов

Внутренняя (субъективная) представлена совокупностью диспозиций и ролевых ожиданий.

Концепция социальных статусов и ролей (1)

Социальный статус

Характеризует меcто личности в системе социальных отношений в соответствии с ее рангом или конкретными правами .

Статусный набор

Множество статусов человека, где только один может считаться главным и определять образ и стиль жизни человека

В зависимости от жизненной ситуации носителя статусы разделяются:

Предписанные (заданные внешними обстоятельствами)

Достигаемые (являющиеся результатом выбора и заслуг самой личности)

Социальная роль

Нормативно одобренный способ поведения личности

Ролевое поведение

Результат исполнения роли, которому предшествует процесс обучения и принятия роли

 

 

Диспозиция

(установка)

Предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности, а также к определенному поведению в этих условиях

 

Т.к. сама диспозиция формируется при наличии потребности и соответствующей ей ситуации, то иерархии диспозиций соответствуют:

Иерархия потребностей

Иерархия ситуаций

1.витальные, т.е. психофизиологические

2. потребность в ближайшем семейном окружении

3.потребность включения в малые группы

4. потребность включения в целостную соц. с/м

1.предметные ситуации (кратковременный промежуток времени)

2.условия группового общения (более устойчивы т.к. требования группы закреплены в «групповую мораль»)

3.условия деятельности в той иной  соц.сфере – труда, досуга, семейной жизни.

4.общие соц. условия жизнедеятельности человека – эконом, полит, культурные и т.д., максимально устойчивые.

Иерархия диспозиций

(продукт слияние потребности и ситуации)

1. уровень. Элементарно фиксируемые установки (формируются на основе потребностей физического существования и простейших ситуаций)

2. уровень. Социальные установки (форм. социальными потребностями, связанными с включенностью личности в первичные группы, и соответствующие соц. ситуации)

3. уровень.

Общая направленность интересов личности

(форм. более высокими соц. потребностями, представляет предрасположенность к идентификации к той/иной областью соц. деятельности (семья-карьера)

 

Высший уровень.

с/м ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности (форм. на основе высших потребностей Л.: включения в соц. среду, и в соответствии с образом жизни, где могу быть реализованы ценности личности

Презентации ЭУМК УМК

Похожих публикаций нет