Новости События Общее

Социальная структура и стратификация общества.

29-09-2018 Лекции по социологии_4
Рассматривается специфика понятий социальная стратификация и социальная структура общества. Представлена концепция социальной мобильности П.Сорокина. Описана социальная структура белорусского общества.

Тема 18. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства.

Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Даже в самых примитивных культурах, где имущественные различия между людьми почти отсутствуют, существует неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек может иметь высокий статус потому, что он, например, храбро ведет себя на охоте, или потому, что он (или она) обладает, по мнению других членов племени, способностью общаться с духами предков. Описывая социальное неравенство, социологи говорят о социальной стратификации. Стратификация может быть определена как структурированные различия между группами людей. Для большей наглядности стратификацию можно представить в виде своего рода геологических пластов. Общества также состоят из слоев, расположенных в иерархическом порядке, причем привилегированные находятся ближе к вершине, а непривилегированные внизу.

 

Иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический промежуток

Принципы стратификации

Изучать все без исключения слои общества

Соизмерять группы с использованием одного и того же критерия

Допускать существование разных типов и моделей стратификации

Признаки стратификации

Социальная стратификация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

Дифференциация людей на иерархически оформленные группы (классы, слои, страты)

Приводит к возникновению у низших слоев желания переместиться в более обеспеченные

Разделение людей на привилегированное меньшинство и ущемленное большинство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различают четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Иногда они сосуществуют, например, рабовладельческая и классовая в древних Греции и Риме, а также в южных штатах США до гражданской войны.

Рабство — это крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других. Правовые нормы, регулировавшие отношения рабовладения в различных обществах, весьма существенно отличались. Иногда по закону рабы лишались почти всех прав — так было на юге США, в других же случаях положение рабов скорее напоминало положение слуг. Рабство во все времена вызывало сопротивление. История полна рассказами о восстаниях рабов, иногда рабам удавалось коллективными усилиями освободиться от гнета хозяев. Системы, базировавшиеся на рабстве, например, плантаторство, были, как правило, нестабильны. Для достижения высокой производительности труда требовался постоянный надзор за рабами и жестокие наказания. Причинами распада систем, основанных на рабском труде, было отчасти сопротивление рабов, а отчасти большая эффективность экономических и других стимулов по сравнению с прямым принуждением.

Касты прежде всего ассоциируются с культурами полуострова Индостан. Сам термин “каста” не индийского происхождения. Он происходит от португальского слова casta, которое означает “раса”, или “чистая порода”. У индийцев нет единого термина, обозначающего кастовую систему в целом, различные ее аспекты имеют свои названия. Основными являются понятия варна и джати. Варны — это четыре основных сословия, различающихся по степени социального престижа. Ниже этих четырех групп находятся “неприкасаемые”. Джати — это местные обособленные группы, внутри которых и происходит деление на касты. Кастовая система очень сложна, и структура ее меняется от региона к региону, меняется до такой степени, что фактически представляет собой даже не единую систему в полном смысле слова, а набор отдаленно связанных между собой верований и обычаев. Однако их объединяет ряд общих принципов. Брахманы, образующие высшую варну, олицетворяют собой самую высокую степень чистоты, неприкасаемые — самую низкую. Брахманы должны избегать определенных контактов с неприкасаемыми. И лишь неприкасаемым позволен физический контакт с предметами или животными, которые считаются нечистыми.

Сословия были частью европейской феодальной системы. Они существовали также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия состояли из страт, обладавших различными правами и обязанностями, некоторые из которых устанавливались законом. В Европе высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). К другому сословию относились священнослужители. Его статус был несколько ниже, зато оно пользовалось особыми привилегиями. Те же, кого позже стали называть “третьим сословием”, принадлежали к простому народу. Это были крепостные, свободные крестьяне, купцы и ремесленники. В отличие от каст, сословия были менее замкнутыми, и допускались межсословные браки. Простолюдин мог быть возведен в рыцари в награду за особые услуги, оказанные монарху, а купцам иногда удавалось купить титул.

Классовые системы во многих отношениях отличаются от рабовладельческих, сословных и кастовых. Их основные особенности.

  1. В отличие от других типов страт, классы не зависят от законодательных или религиозных установок. Классовая принадлежность не связана с врожденным статусом, чем бы он ни определялся — законом или обычаем. Классовые системы гораздо более подвижны по сравнению с другими стратификационными системами, границы между классами никогда не бывают ясно очерчены. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует.
  2. Классовая принадлежность достигается индивидом, хотя бы отчасти, а не просто “дается” при рождении, как в других системах стратификации.
  3. Классы связаны с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации первостепенную роль играют неэкономические факторы (например, религия в индийской кастовой системе).
  4. В других типах стратификационных систем неравенство проявляется в первую очередь в личных взаимоотношениях людей, в различии прав и обязанностей — крепостного и господина, раба и его владельца, представителя низшей и высшей касты. Классовая же система, наоборот, проявляется в основном в крупномасштабных отношениях безличного характера. К примеру, важнейшей основой для классового деления служат различия в условиях труда и оплаты, которые касаются людей любой категории и, в свою очередь, зависят от ситуации в экономике в целом.

Классы можно определить как крупномасштабные группы людей, обладающих сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь, определяет образ жизни, которую они ведут. Классовые различия прежде всего зависят от благосостояния людей и рода их занятий.

 

 

Исторические типы стратификации

касты

сословия

классы

рабство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современном западном обществе существуют следующие основные классы: высший класс (богачи, предприниматели, промышленники, а также высший слой управленцев, владеющих или непосредственно контролирующих средства производства), средний класс (который включает большинство “белых воротничков” и специалистов) и рабочий класс (“синие воротнички”, или люди, занятые физическим трудом). В некоторых индустриальных странах, например, во Франции и Японии, до недавнего времени важную роль играл четвертый класс — крестьяне, люди, занятые традиционным сельскохозяйственным производством. В странах третьего мира крестьяне по сей день составляют наиболее многочисленный класс.

 

Критерии стратификации

(П. Сорокин)

По политического статусу

По профессиональным ролям

По уровню дохода


 

 

 

 

Процессы стратификации в постиндустриальном обществе (п.о.):

 

Доступ к информации

Выступает критерием социальной дифференциации.

Владеющий информацией

Не владеющий информацией.

Отражается на социальной структуре, где наблюдается снижение доли рабочего класса и возрастании доли работников сферы услуг.

 

 

 

Т.к. п.о. характеризуется ростом научных знаний и увеличения объемов циркулируемой информации

Разрабатываются представления о роли культурного капитала в которой классовая иерархия заменяется статусной, обусловленной ценностными ориентациями, образовательным потенциалом групп.

Источники социального неравенства

Власть

Престиж

Образование

Материальные блага

«Самым важным признаком из социальных для человека является характер групп, к которым он принадлежит, и характер позиций, которые он занимает»                                                                                        П. Штомпка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное неравенство — это некоторые типы взаимоотношений людей: личностное неравенство, неравенство возможностей достигнуть желаемых целей (неравенство шансов).

Неравенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.), неравенство результатов; это — система приоритетов и социальных преимуществ, регулирующая факторы социального выживания, что может быть связано с выгодным положением в социальной диспозиции, легкостью перемещения в привилегированные слои, общественные слои и целым набором характеристик, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защищенности.

Социальное неравенство — складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями, населения, социальное неравенство является причиной и следствием социальной стратификации.

 

Страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям.

 

 Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей, в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги. Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом — наименьшим (бедные). Богатство выражается денежной суммой, эквивалентной тому, чем владеет человек. Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. 

Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (социального слоя, или страты) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей. Социальное неравенство по уровню образования и престижу социального статуса, профессии, должности, роду занятия определяется неравенством стартовых условий или неравноценностью условий развития различных социальных слоев и страт (реальной несправедливостью, ущемлением естественных человеческих прав, созданием искусственных социальных барьеров, монополизацией условий и правил социального производства).

 

Теории социального неравенства.

Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место и в социологии. На него есть два разительно расходящихся ответа. Первый дали консерваторы, которые утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества. Сторонники радикального подхода, напротив, резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги.

Современные теории неравенства в широком смысле принадлежат или первому, или второму направлению. Теории, основывающиеся па консервативной традиции, называют функционалистскими; те же, что уходят корнями в радикализм, называются теориями конфликта.

Согласно функционалистской теории социального неравенства, стратификация существует, поскольку она полезна для общества. Эта теория наиболее четко сформулирована в 1945 г. Кингсли Дейвисом и Уилбертом Муром, позднее ее модифицировали и усовершенствовали другие социологи. Дейвис и Мур утверждают, что социальная стратификация не только универсальна, но и необходима, поэтому ни одно общество не может обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру, и выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением. В связи с этим общество должно мотивировать людей на двух уровнях:

  1. оно должно побуждать индивидов занимать разнообразные должности, поскольку не все обязанности, связанные с различными статусами, одинаково полезны для человеческого организма, одинаково важны для социального выживания и требуют одинаковых способностей и талантов. Если бы социальная жизнь была иной, не имело бы большого значения, кто какое положение занимает, и проблема социального статуса была бы значительно меньшей;
  2. когда эти должности будут заняты, общество должно пробуждать в людях желание выполнять соответствующие роли, ибо обязанности, связанные со многими должностями, рассматриваются людьми, их занимающими, как тягостные и при отсутствии мотивации многие не справились бы со своими ролями.

Эти социальные реальности привели Дейвиса и Мура к мнению, что общество должно располагать, во-первых, определенными благами, которые могут использоваться в качестве побудительных мотивов для своих членов, во-вторых, способом распределения этих благ среди различных статусов. Неравенство - это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли. Поскольку эти блага встроены в социальную систему, социальную стратификацию можно считать структурной особенностью всех обществ. На основе экономической модели спроса и предложения Дейвис и Мур сделали вывод, что самыми высокооплачиваемыми должностями являются: те, которые занимают наиболее талантливые или квалифицированные работники (предложение); те, которые функционально наиболее важны (спрос). Так, чтобы иметь достаточно врачей, общество должно гарантировать им высокую заработную плату и престиж. Если этого не будет, то, по мнению Дейвиса и Мура, не стоит ожидать, что кто-то будет проходить сложный и дорогостоящий курс обучения медицине. Итак, работники, занимающие высокооплачиваемые должности, должны получать вознаграждение, которое они получают; в противном случае должности останутся невостребованными и общество распадется. Этот структурно-функциональный подход к стратификации подвергался серьезной критике. В частности, критики утверждают, что человек от рождения занимает привилегированное или непривилегированное положение: место человека в обществе в значительной мере зависит от того, в какой семье он родился. Так, почти две трети управляющих в 243 крупных американских компаниях выросли в семьях верхушки среднего класса или высшего слоя общества. Основываясь на этих и аналогичных данных, сторонники теории конфликта утверждают, что общество организовано таким образом, что индивиды поддерживают ранг, который определяется рождением и не зависит от их способностей. Кроме того, критики отмечают, что многие самые ответственные должности в США - в правительстве, науке, технике и образовании - оплачиваются не очень высоко. Так, служащие крупных корпораций зарабатывают гораздо больше, чем Президент Соединенных Штатов, члены кабинета министров и судьи Верховного Суда. Возникает еще один вопрос: не являются ли мусорщики, несмотря на низкий уровень оплаты их труда и непрестижность профессии, более важными для жизни Соединенных Штатов, чем известные спортсмены, которые имеют доход, выражаемый семизначными цифрами.

Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими. Если функционалисты выявляют общие интересы членов общества, конфликтологи фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество - это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение. Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Маркса. Он утверждал, что для понимания любого общества необходим исторический подход, т.е. для постижения механизма конкретной экономической системы надо знать, что предшествовало этой системе, а также процессы, способствовавшие ее развитию. По Марксу, уровень техники и метод организации производства детерминируют эволюцию общества. На каждом этапе истории эти факторы определяют группу, которая будет господствовать в обществе, и группы, которые будут ей подчиняться. Стремление капиталиста получить прибавочную стоимость является основной причиной классовой борьбы - непримиримого столкновения интересов рабочих и капиталистов. Прибавочную стоимость Маркс определял как разницу между стоимостью, создаваемой рабочими (что выражается в рабочем времени, воплощенном в товаре, который они производят), и стоимостью, которую они получают (что выражается в прожиточном минимуме, обеспечиваемом заработной платой). Капиталисты не создают прибавочную стоимость; они присваивают ее, эксплуатируя рабочих. Следовательно, по Марксу, капиталисты - воры, крадущие плоды труда рабочих. Накопление капитала (богатства) происходит из прибавочной стоимости и является ключом - и даже стимулом - к развитию современного капитализма. В конечном итоге классовая борьба завершится тем, что рабочие свергнут класс капиталистов и установят новый, справедливый общественный порядок. Ни один класс не существует изолированно и независимо от других классов, которым он противостоит. В результате борьбы с капиталистами "объективные" классовые интересы рабочих переходят в субъективное осознание "реальных" обстоятельств, и они приобретают классовое сознание. Следовательно, по марксистской теории, для того чтобы рабочий класс смог выступать в исторической роли ниспровергателя капитализма, он должен стать классом "не только антикапиталистическим", но и классом "для себя", т.е. классовая борьба должна быть поднята с уровня экономической необходимости на уровень сознательной цели и эффективного классового сознания. Идеи Маркса кажутся простыми на первый взгляд, но именно эта простота и вводит в заблуждение. Конфликт - это распространенная характеристика человеческой жизни, которая не ограничивается экономическими отношениями. Как писал Ральф Дарендорф: "Похоже, что конфликт существует не только в социальной жизни, а везде, где есть жизнь". Дарендорф считает групповой конфликт неизбежным аспектом жизни общества. Марксистская теория обедняет картину даже в сфере собственности: деление общества на капиталистов и пролетариат скрывает и искажает другие динамические процессы. Так, на протяжении всей истории противостояли друг другу должник и кредитор, потребители и продавцы и т.д. А расовые и этнические различия, деление рабочих на квалифицированных и неквалифицированных, существование различных союзов характерны для современных развитых обществ. Владение средствами производства является лишь одним из источников власти. Другой источник - контроль над людьми - владение средствами управления. Это положение можно иллюстрировать на примере Советского Союза и стран Восточной Европы. Милован Джилас, югославский марксист и сподвижник президента Тито, писал, что новый класс коммунистов состоит из тех, кто имеет особые привилегии и экономические льготы в силу обладания административной монополией. Новой элитой стала партийная бюрократия, которая формально пользуется и управляет как национализированной и обобществленной собственностью, так и всей жизнью общества. Роль бюрократии в обществе, т.е. монопольное управление национальным доходом и национальными богатствами, ставит ее в особое привилегированное положение. Даже в современных развитых странах человек может процветать, не имея собственности. В значительной мере власть обеспечивается занимаемой в крупных транснациональных корпорациях должностью, а не собственностью. Служащие не просто владеют сравнительно небольшой собственностью, но их влияние длится лишь до тех пор, пока они занимают определенную должность. Весьма похожая картина наблюдается в правительстве.

Социальная структура современного белорусского общества

 

Динамика экономического неравенства может быть представлена посредством изменений социальной структуры общества, определяемой на основе ресурсного (доходного) критерия. Придерживаясь классификации социальных страт, определяемых экономическим благосостоянием населения, исходя из располагаемых ресурсов (доходов) в сравнении с бюджетом прожиточного минимума (БПМ) и минимальным потребительским бюджетом (МПБ), можно выделить следующие основные слои общества:

нижний слой – с денежным доходом ниже БПМ;

базовый слой – с денежным доходом от БПМ до 1 МПБ;

средний слой – с денежным доходом от 1 до 2 МПБ;

верхний слой – с денежным доходом от 2 до 3 МПБ;

элита – с денежным доходом свыше 3 МПБ.

Роль такого расчетного показателя, как величина прожиточного минимума, состоит в том, что с ним соотносятся многие другие – уровень доходов, заработной платы, пенсии, социального пособия и т. д. Этот показатель представляет собой некий эталон для измерения уровня жизни и дифференциации населения.

 

Таблица . Динамика социальной структуры белорусского общества по критериям БПМ И МПБ, %

 

Страта с уровнем денежных доходов

2002 г.

2005 г.

2008 г.

 

Нижний слой (денежный доход ниже БПМ)

32,1

13,1

5,6

Базовый слой (от БПМ до 1 МПБ)

40,0

 

29,3

17,8

Средний слой (от 1 до 2 МПБ)

21,6

 

49,5

53,2

Верхний слой (от 2 до 3 МПБ)

5,0

 

6,3

17,3

Элита (денежный доход свыше 3 МПБ)

1,3

 

1,8

6,1

Итого

100,0

100,0

100,0

 

 

П р и м е ч а н и е. Рассчитано по: Статистический ежегодник Республики Беларусь. Минстат Республики Беларусь. Минск, 2003, 2006, 2009.

На основе приведенных данных можно отметить, что белорусская социально-экономическая политика обеспечивает позитивно-эволюционный процесс улучшения материального положения белорусского населения за счет повышения уровня доходов населения, в том числе его малообеспеченных слоев. Белорусской государственной политике присущ (наряду с переходом на принцип субсидиарности) социальный патернализм, заимствованный из советской модели государственного регулирования социальной сферы, которая была направлена на охват социальной защитой практически всего населения. Так, доля нижнего слоя за 6 лет (2002–2008 гг.) снизилась более чем в 5 раз, базового слоя – более чем в 2 раза. Соответственно вырос удельный вес среднего слоя, верхнего слоя (с 5,0 до 17,3% соответственно) и «элиты» (с 1,3 до 6,1%). Это произошло как за счет повышения заработной платы, так и за счет перераспределения доходов различных слоев общества с целью нивелирования экономического неравенства.

Конечно, дифференциация по доходам не исчерпывает всего диапазона имущественного расслоения общества. Значение имеет также возможность доступа индивида к социальным возможностям в различных сферах жизни, прежде всего в потреблении, отдыхе, образовании и т. д. Так, обратившись к данным социологических мониторингов (2005, 2008 гг.), мы видим, что, несмотря на положительную динамику доходов населения, только немногим более 20% респондентов могут позволить себе обеспеченную жизнь . Таким образом, анализ статистических и социологических данных показывает, что белорусская социально-экономическая политика обеспечивает эволюционно-позитивный процесс улучшения материального положения белорусского населения и нивелирование экономического неравенства. Вместе с тем дифференцирующая функция социального расслоения очевидна и интерес представляет проблема социальной значимости уровня дифференциации – стимулирует ли он развитие социальной конкуренции и динамику развития экономики или при определенном значении консервирует экономическое неравенство.

Так, для белорусского общества все еще актуальна проблема малообеспеченности, когда около 80% населения может позволить себе лишь необходимый Экономическое неравенство и социальная структура белорусского общества, уровень потребления (оплата продуктов питания и одежды, коммунальные платежи), связанный с простым воспроизводством своей производительной силы и не ориентированный на расширенное ее воспроизводство, связанное с поворотом к инновационной социально ориентированной экономике.

ЭУМК УМК Презентации

Похожих публикаций нет