Новости События Общее

Практическое занятие_1

11-02-2019 Задания на практические занятия по социологии
Представлены некоторые пункты программы социологического исследования, которые необходимо учитывать при подготовке к практическому занятию

Задания для  1 практического занятия по ОМ «Экономика (социология)»

Практические занятия на ИИО 2 курс начинаются с 18.02.2019

Гр. 06,02,01 - 18.02.2019 

Гр.04,03 - 21.02.2019

Гр. 07, 08 - 29.04

Первый этап

 

Разбить студенческую группу на 4-5 подгрупп, так, чтобы в подгруппе (команде) было по 6-7 человек.

 

Второй этап

 

Выбрать актуальную тему, обсудить ее с точки зрения значимости для нашего белорусского общества и с т.зр. ее актуальности на общемировом масштабе. Раскрыть актуальность и значение данной проблемы. Прописать, какие авторы (отечественные и зарубежные) работали над данной темой, какие результаты уже достигнуты, какие проблемы не решены.

В актуальности также отразить проблему и проблемную ситуацию (т.е. обосновать, почему выбрали данную тему) (объем – 3-4 стр.)

 

Третий этап

 

Определить цель исследования

Выделить объект и предмет исследования

Определить задачи исследования (5-8 задач)

Прописать гипотезы исследования. Гипотезы должны соответствовать задачам и логически вытекать из них (соответственно, 5-8 гипотез)

 

Четвертый этап

 

Выделить и написать основные понятия. Они содержаться в теме, в проблеме и актуальности, вцели, в задачах и гипотезах.

 

Интерпретировать понятия (дать их определение).

 

 

Предлагаемая и приблизительная тематика для научно-исследовательских проектов:

 

  1. Значимость образования в системе ценностных ориентаций белорусских студентов.
  2. Феномен профессии в глазах белорусского студенчества.
  3. Особенности формирования репродуктивных установок у молодых женщин и мужчин в современных обществах.
  4. Семья в ценностных ориентациях современной молодежи.
  5. Роль женщин в жизни разных стран.
  6. Одинокое материнство в общественном мнении белорусского студенчества: трансформация стереотипов в отношении явления «одинокое родительство».
  7. Отношения студентов к альтернативным формам семейно-брачных отношений (однополые браки, сожительство и т.д.).
  8. Самосохранительное поведение современных студентов.
  9. Факторы социального самочувствия белорусских студентов.
  10. Отношения студентов к здоровому образу жизни.
  11. Уровень религиозного сознания в студенческой среде.
  12. Отношение к религии современного студенчества.
  13. Отношение студентов к нетрадиционным религиозным верованиям.
  14. Влияние социальные сетей на повседневную жизнь студентов.
  15. Риски в образовательной среде глазами студентов.

 

 

Основная литература

 

УМК «Экономика (социология)» Галич Л.П., Шушунова Т.Н. (Репозиторий БГПУ)

Для составления программы можно использовать:

 

  1. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск : «ТетраСистемс», 2003.– 416 с.
  2. Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учеб. пособие. – Мн.: «ТетраСистем», 2003. – 240 с.
  3. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А.Н.Данилова. – Мн.: «Беларуская энциклопедия», 2003. – 384 с.
  4. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Под ред. Д.Г.Ротмана, А.Н.Данилова, Л.Г.Новиковой. – Мн.: БГУ, 2001. –354 с.

 

Для определения темы и ее разработки рекомендуется журнал Социс

Ссылка на журнал:

 

http://socis.isras.ru

 

 

 

Смотреть архив журнала

 

Или в поисковике ввести «Социс», а далее смотреть архив номеров.

 

 

Доцент кафедры социально-

гуманитарных дисциплин

БГПУ им. М. ТанкаЛ.П. Галич

 

 

 

 

ПРИМЕР ПРОГРАММЫ

 

Программа социологического исследования

 ТЕМА - 

«Специфика социального самоопределения студенческой молодежи» 

1. Описание проблемы исследования

Актуальность  проблемы исследования

До последнего времени тема самоопределения изучалась  лишь  в контексте профессионального самоопределения, конкретнее, только в области выбора вида профессиональной деятельности. В остальных сферах самоопределение носило формальный и демонстративный характер. Актуализация этой темы обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. самоопределение становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти)………..

 

 

В связи с этим проблемной ситуацией на наш взгляд является противоречие между тем, что с одной стороны общество нуждается в информации об особенностях социального самоопределения студенческой молодежи и отсутствием таковой на сегодняшний день. Это проблема гносеологического плана, т.е. знание о незнании.

  • Проблемной ситуацией является то, что в настоящее время преобладает непрямая профессиональная мотивация, в то время как существует необходимость в восприятии образования как фактора профессиональной самореализации. Это проблемная ситуация предметного характера.

В связи с этим проблемной ситуацией на наш взгляд является противоречие между тем, что с одной стороны общество нуждается в информации об особенностях социального самоопределения студенческой молодежи и отсутствием таковой на сегодняшний день. Это проблема гносеологического плана, т.е. знание о незнании.

  • Проблемной ситуацией является то, что в настоящее время преобладает непрямая профессиональная мотивация, в то время как существует необходимость в восприятии образования как фактора профессиональной самореализации. Это проблемная ситуация предметного характера.

 

  • Объект исследования -  – студенты, обучающиеся на различных курсах БГПУ им. М.Танка, в возрасте от 18 до 25 лет. Т.е.  та подгруппа молодежи как социально-демографической группы, которая имеет название – собственно молодежь.

 

Предмет исследования -  –  специфика социального самоопределения студенческой молодежи

 

Цель исследования - изучить специфику социального самоопределения студенческой молодежи  на примере БГПУ им. М.Танка. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач.

 

Задачи исследования –  

  • 1 . Исследовать удовлетворенность студентов выбранной профессией;
  • 2. Изучить оценки престижа приобретаемой профессии;
  • 3. Изучить профессиональную мотивацию студенчества;
  • 4. Узнать, рассматривают ли студенты выбранную профессию как призвание;
  • 5. Исследовать ожидания студентов в профессиональной сфере;
  • 6. Узнать, как влияет удовлетворенность профессией на настроение, жизненную удовлетворенность, жизненные перспективы, эмоциональное состояние и счастье студентов.

 

 

  • Гипотезы исследования - 1. Студенты удовлетворены выбранной профессией;
  • 2. Студенчеству свойственно оценивать приобретаемую профессию как престижную;
  • 3. Главным мотивом, обусловливающим выбор соответствующей профессии, является стремление к самореализации;
  • 4. Для большинства студентов свойственно рассматривать свою профессию как призвание;
  • 5. Ожидания студентов в профессиональной сфере связаны, главным образом, с тем, что данная профессиональная деятельность позволит им совершенствоваться и достигать профессиональных успехов;
  • 6. Те студенты, которые удовлетворены выбранной профессией, характеризуются положительными значениями при самооценках собственного настроения, жизненной удовлетворенности и благополучия, эмоционального состояния и счастья;

 

  • Интерпретация основных понятий - Профессия – это….
  • Удовлетворенность профессией – это….
  • Призвание – это….
  • Профессиональная мотивация – это……
  • Отношение к образованию – это….
  • Профессиональный престиж – это…..

 

 

Презентации задание

Похожие публикации


Тексты статей

19-02-2019 Задания на практические занятия по социологии
Представлены тексты из социологических журналов по некоторым темам НИР
практика
подробнее

религиозная ситуация в РБ

19-02-2019 Задания на практические занятия по социологии
Религиозная ситуация
практика
подробнее