Роль познавательной активности для общего развития дошкольника и формирования его личности
Role of informative activity for the general development of the preschool child and formation of his personality
Д.С. Карачун
D.S. Karachun
БГПУ, г. Минск
Научный руководитель - О.В. Гордиюк, старший преподаватель
Аннотация. Статья посвящена изучению роли познавательной активности для общего развития ребенка-дошкольника и формирования его личности. Раскрываются содержание понятия «познавательная активность», основные условия развития познавательной активности ребенка, исследовательские методы обучения как средства развития познавательной активности, методы повышения познавательной активности.
Ключевые слова: познавательная активность, деятельность, развитие.
Summary. Article is devoted to studying of a role of informative activity for the general development of the child preschool child and formation of his personality. The content of the concept "informative activity", the main conditions of development of informative activity of the child, research methods of training as development tools of informative activity, methods of increase of informative activity reveal.
Keywords: informative activity, activity, development.
Значение познавательной активности для общего развития ребенка и формирования его личности очень велико. Под влиянием познавательной активности развиваются все процессы сознания. С позиции психологической науки активность трактуется как «способность изменить окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» [3, с. 22].
В определении термина «познавательная активность» выделяются три позиции: 1) познавательная активность рассматривается как состояние готовности к познавательной деятельности, близкое к уровню потребности в ней. Включая в себя признаки интереса, внимания, готовности к действию, познавательная активность близка к понятиям любознательности или любопытства (Давыдов В.В., Калмыкова З.И., Лурия А.Р., Лисина М.И.); 2) под познавательной активностью подразумевают интенсивную мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой знаний (Гордон Л.А., Харламов И.Ф.); 3) познавательная активность отражает все виды активного отношения к учению как познанию (Канищенко А.П., Маркова А.К., Шамова Т.И., Щукина Г.И., Якиманская И.С.). Исходя из определений, учёные выделяют множество проявлений познавательной активности, в том числе – повышенный интерес к содержанию нового материала, личную инициативу, отсутствие необходимости в постоянном контроле, чувство самостоятельности, стремление строить полный образ своих представлений в систему и т.д. [4].
Исследования по проблеме познавательной активности проводили также такие учёные, как Годовикова Д.Б., Зубкова П.И., Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Щукина Г.И. и другие. Они придерживаются точки зрения, согласно которой, процесс познавательной активности включает в себя умственные силы, интеллектуальные операции, устойчивое внимание и волевые усилия. Для активности важны две её составляющие: интерес и мотив, которые впоследствии формируют познавательную деятельность и активизируют её. Познавательный интерес ребёнка отражается в играх, рисунках, рассказах и разнообразных видах творческой деятельности, а мотив - в желании, познании нового, усовершенствовании своих способностей и приобретении знаний. На формирование познавательной активности в первую очередь оказывают влияние родители, но важно само желание ребёнка, его личный интерес и стремление к какому-либо виду деятельности. Познавательная активность занимает в деятельности место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. Исходя из этого, отечественные психологи делают вывод - образуется процесс: «деятельность — активность — интерес».
Исследования Лисиной М.И. доказывают, что между познавательной активностью и деятельностью прослеживается неразрывная связь. При этом познавательная активность выступает одним из компонентов в структуре деятельности и проявляется в процессах взаимодействия личности с окружающей действительностью [1]. Щукина Г.И., рассматривая в своих работах понятия «познавательный интерес» и «познавательная активность, устанавливает между ними тесную взаимосвязь, основной чертой которой является стремление к удовлетворению и эмоциональному подъёму [5],
Факторами познавательной активности являются природные предпосылки, значение ориентировочного рефлекса и опыт общения. Если не развивать данные факторы, а в частности, общение ребёнка, как с родителями, так и со сверстниками, у него формируется пассивность, нежелание самосовершенствоваться и познавать окружающий мир.
Существуют факторы, обуславливающие развитие познавательной активности в онтогенезе, каковыми являются условия воспитания и развития личности и врождённые предпосылки в виде задатков, лежащие в основе развития способностей человека. Огромное значение для развития познавательной активности имеют противоречия, которые, разрешаясь, способствуют движению вперёд в психическом становлении личности. Ими являются противоречие между растущими познавательными запросами ребёнка и реальным запасом знаний у него, противоречие между сформировавшимися у ребёнка способами получения знания и возросшей необходимостью у него в более сложных формах познания. Существуют уровни развития познавательной активности (репродуктивный и продуктивный) и этапы её развития в онтогенезе, каковыми являются любопытство, любознательность и познавательный интерес. Вместе они представляют собой качество интеллектуального продукта личности.
Среди основных условий развития познавательной активности ребенка выделяют развитие познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь, воображение; наличие доступной ребенку информации и опыт, накопленный в процессе познания мира; эмоциональная реакция на различные объекты окружения; создание обогащённой предметно-пространственной среды; включение занимательности в содержание занятий; создание проблемно-поисковых ситуаций; вовлечение в выполнение творческих заданий; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Отметим, что среди исследовательских методов обучения как средств развития познавательной активности, – наблюдение и эксперимент. Самый значимый и доступный метод исследования – наблюдение, так как он применяется в повседневной жизни, формирует такое качество как наблюдательность, а, значит, активизирует внимание и мышление ребёнка. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, научение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. Отметим также, что согласно мнению Поддьякова Н.Н., Клюевой А.Н., методами повышения познавательной активности являются элементарный анализ (установление причинно-следственных связей), сравнение, метод вопросов, экспериментирование и опыты.
Таким образом, познавательная активность – движущая сила познавательной деятельности человека, выражающаяся в особом интеллектуальном отношении его к действительности (предметному миру, сфере человеческих отношений и самому себе). Это отношение характеризуется стремлением человека к умственным усилиям и интеллектуальному труду, преодолению трудностей в процессе достижения цели познавательной деятельности. Познавательная активность занимает определённое место в структуре активности индивида. Понимание сущности познавательной активности, закономерностей её развития в онтогенезе важно учитывать всем участникам образовательного процесса в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Литература:
- Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. -1982 .- №4. – С.18-35.
- Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко – М., 2009. - 816 с.
- Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста / Е. И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 104 с.
- Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М., 1979. – 160 с.