Новости События Общее

Профессиональная этика в работе психолога

02-12-2020 Лекции
Профессиональная этика в работе психолога как дисциплина о факторах и механизмах участия специалиста в морально-этическом становлении личности клиента.

Содержание заданий для контрольной работы по учебной дисциплине «Профессиональная этика в работе психолога» для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» 

1. Движущие силы и источник противоречия в работе З. Фрейда «Влечения и их судьба».

2. Индуктивная «оранжерейность» конфликтного мышления в статье И.П. Павлова «Об уме вообще, о русском уме в частности».

3. Внутренний конфликт, поведение-объект и поведение-акт в статье Э. Толмена «Новая формула для бихевиоризма».

4. Решение вопросов  обладания животными   социальными и индивидуальными формами поведения, и каждое ли из них  конфликтно в работе А.Р. Лурия «Индивидуально-изменчивое поведение». 

5. Вектор, величина и точка конфликта  в работе К. Левина «Влияние сил окружающей среды на поведение и развитие ребенка».

6. Может ли голубь быть суеверным? Конфликтные детерминанты и биологические факторы психологии научения в статье Б.Ф. Скиннера  «Суеверия голубя».

7. Злоключение куклы Бо-Бо в  работе А. Бандуры «Трансляция конфликта через имитацию модели агрессивного поведения».

8. Различия между детьми по качественному своеобразию их конфликтного поведения в книге Н. С. Лейтеса «О признаках детской одарённости». 

9. Выработка стратегии разрешения конфликта  жизни в работе Б. В. Зейгарник «Запоминание законченных и незаконченных действий».

10. Конфликтность человека и «отстаивании индивидуальности» в книге А. Г. Асмолова «Психология личности». 

11.Характеризуйте социально-личностные компетенции учителя в разрешении педагогического конфликта. 

12.​Назовите педагогические тактики разрешения конфликта в поведенческих стратегиях психологического сопровождения. 

​13.Уточните психологическую сущность активности и направленности личности в конфликтном поведения. 

14.Классифицируйте методы воспитания с перечислением средств и способов делового и межличностного взаимодействия детей и взрослых как равноправных участников разрешения семейного конфликта. 

15.Назовите виды искусства и его отдельные жанры,  участвующие в процессе  эскалации и разрешения конфликта. 

16.Приведите произведения из художественной литературы, музыки,  изобразительного искусства, повлиявшие психологическим образом на Вашу индивидуальную историю конфликтности. 

17.Попробуйте сопоставить любую психологическую ситуацию конфликта со здравым смыслом насущных потребностей индивида.

18.Определите степень внимания индивида при моторно-репродуктивных и мотивационных процессах конфликта через моделирование в ситуации нарратофилии как пограничного состояния. 

19. Воспроизведите модель личности и окружения, по К. Левину («поле», «жизненное пространство» и «психологическая среда»), относительно эффекта социальной фасилитации и ингибиции на конфликтных стадиях формирования коллектива, по А.Н.Лутошкину, составив их последовательность ( 1, 2, 3, 4, 5 ) и пояснив активно-поведенческую целесообразность: 

Алый парус           -   ;

Горящий факел     -   ;

Мерцающий маяк -   ;

Песчаная россыпь -  ;

Мягкая глина.        -   .

20. Характеризуя директивность обучения и автаркию воспитания в Ярославском Демидовском лицее, К.Д. Ушинский говорил: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Константин Дмитриевич оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными. Характеризуйте ассертивное поведение личности великого педагога в ситуации конфликта. Считаете ли Вы возможным повторение подобной истории с Вами или кем-либо из Ваших друзей?

21.Какой должна быть реакция психолога на отказ учащегося выполнять задание учителя, ввиду внутреннего конфликта разочарования в собственных силах? Варианты ответа: «Не хочешь – заставим!», «Для чего ты пришёл в школу?», «Тем хуже для тебя», «Оставайся неучем», «Твоя реакция напоминает мне пароксизмы Винсента Ван Гога, отрезавшего себе ухо»; «Ты отдаёшь себе отчёт перед родителями?», «Не мог бы ты объяснить, почему?», «После уроков обсудим – может быть, ты и прав», «У тебя нормальные способности, и ты вполне можешь выполнить это задание», «Почему ты сомневаешься в себе?», «Давай поговорим и выясним проблемы», «Многое зависит от того, как мы с тобой вместе будем работать», «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности», «У тебя нет ни каких оснований для беспокойства», «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы», «Давай подождём, поработаем и вернёмся к обсуждению этой проблемы через некоторое время, Я думаю, что нам удастся её решить», «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать», «Не волнуйся, и у меня в свой время ничего не получилось». Приведите свой вариант реагирования на ситуацию с психологическим обоснованием принятого решения.                                                                                                                                     

22. Ученик, увидев психолога в коридоре школы, говорит ему: «У Вас что-то случилось или заболели? Выглядите очень усталым и утомлённым». – Как на это должен отреагировать психолог? Варианты ответа: «Думаю, с твоей стороны не очень прилично задавать взрослому такие вопросы», «Да, сегодня не очень хорошо себя чувствую», «Да не волнуйся обо мне, лучше о себе позаботься», «Я сегодня плохо спал, у меня много работы», «Не беспокойся, это не мешает моей  работе», «Ты – очень внимательный, спасибо за заботу!». Приведите свой вариант реагирования на ситуацию с психологическим обоснованием принятого решения.     

23. Учащийся говорит психологу, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Психология бесполезное для жизни занятие и, вообще, я не доверяю ей как науке». – Какой должна быть реакция психолога на эту реплику? Варианты ответа : «Ты слишком заносчивый». «С твоим-то жизненным опытом такие выводы?!», «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно в данном вопросе, если заявляешь так? Аргументируй», «Не сомневаюсь в твоей точке зрения, так как знаю ее цену»,  «Психология потребует от тебя большого напряжения,  чем тебе показалось», «Излишняя самоуверенность вредит делу», «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».

Приведите свой вариант реагирования на ситуацию с психологическим обоснованием принятого решения.    

24. Учащийся в разговоре с психологом доверился ему: «Я хотел бы, чтобы Вы уделяли мне больше внимания, чем другим учащимся». – Как должен ответить психолог на такую просьбу ученика? «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?», «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!», «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты», «Я хотел (а) бы знать, почему я должен(на) особо выделять тебя среди других учеников?», «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал себя от этого лучше?», «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?». Приведите свой вариант реагирования на конфликтную ситуацию с психологическим обоснованием принятого решения.      

25. Цитата «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение. Экзамен всех учеников, поступивших в первый класс, меня поразил тем, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица» (из воспоминаний учителя Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачева). На сколько актуальны и применимы в современной школе или университете описанные автором статьи методы бесконфликтной активизации обучения и воспитания, по К. Д. Ушинскому? Приведите примеры подобного поведения из своего опыта образования.  

26. Сократ широко применял приёмы фасцинации: «Возможно, впрочем, что говоришь ты верно, да я неверно понимаю …», демонстрируя готовность уступить, как бы условно признавая свою неправоту. Профессор Л.В. Занков применял приём фасцинации относительно ошибочных действий: "Ошибка ученика есть находка для учителя". Характеризуйте другие способы и приёмы воспитательных воздействий, которые оказывают психологическое воздействие из ряда: авансированное доверие, великодушное прощение, компромисс, опора на положительное в человеке, беседа наедине, положительное подкрепление, ситуация успеха, «Я»-сообщение и «Ты-сообщение»,  контакт глаз,  тонкий намек или косвенное воздействие. 

27. В психологии конфликта, наряду с речевыми, широко используются невербальные источники информации о собеседнике – мимика, пантомимика, жесты, вегетативные проявления и др. О чем могут свидетельствовать психологу следующие невербальные источники информации собеседника: непринуждённая осанка, движения человека порывисты, говорит громко, дрожание рук,   полностью поднятая голова, набок склонённая голова,  взгляд сверху, полностью обращённое лицо к собеседнику со взглядом на него, покраснение лица, прикосновение руки к плечу собеседника слушатель подпирает голову рукой. Попытайтесь «прочесть» их значение, т.е. определить, что предположительно они выражают.

28. Установки человека, его намерения, состояния нередко обнаруживаются в конфликтных оборотах речи. Определите скрытый смысл приведённых  высказываний, часто используемых педагогами: «наверняка, все будет не так плохо, всё идёт как должно, само собой разумеется», «ни при каких обстоятельствах»; «Не правда ли? Не так ли?», «Тут уж ничего не поделаешь», «Время лечит». Продолжите список высказываний. 

29.Во время анкетирования на вопрос «Что мешает Вам в учебном процессе реализовать свои возможности?» студент ответил: «У многих преподавателей, на основании первой сессии, складывается мнение о студенте. Потом, хоть расшибись в лепёшку, выше первой оценки не поставят». Проанализируйте данные представления, квалифицируйте их конфликтные процессы и механизмы. 

30.Опишите (можно выборочно), с конфликтологической позиции, комплексы неполноценности: Гризельды, Ионы, Квазимодо, Клитемнестры, Ореста, Поликрата, Терсита, Федры, Эдипа, Электры. Укажите конфликтные причины появления комплекса неполноценности у литературных героев: Червяков из рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника"; Акакий Акакиевич Башмачкин из рассказа Н. В. Гоголя "Шинель"; Евгений из поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник", «смотритель почтённого сословия 14 класса» Самсон Вырин из повести "Станционный смотритель".

 

 

Доцент кафедры                                                                 Е.Л.Малиновский

психологии образования

 

Вопросы к зачету

 

  1. Предмет, задачи, основные категории дисциплины “Профессиональная этика в работе психолога". 
  2. Основные цели и функции профессионально-этической системы психологии.
  3. Сущность и содержание основных этических и аксиологических категорий в психологии.

4. Ценности и нормы в профессиональной деятельности психолога.

5. Этические аспекты построения взаимоотношений с клиентами

6. Место и роль профессионально-этического кодекса в практической психологии.

7. Основные подходы в формировании форм оказания помощи и взаимопомощи, их краткие характеристики

8. Содержательная характеристика морали в дохристианский период существования человека.

9. Сущность христианской морали в развитии мирового сообщества.  

10. Этико-аксиологические основания современной практической психологии и ее место в системе общественной морали. 

12. Профессионально-этические кодексы в области человек-человек.

13. Содержание, формы и методы формирования личности психолога.

14. Профессионально-значимые качества личности психолога и деонтологическая сущность его работы.

15. Этико-аксиологические основы разрешения конфликтов в психологической практике и проблема морального выбора специалиста. 

16. Профессиональный отбор и профессиональная подготовка специалистов в области психологии.

17. Этические принципы исследований в психологии.

18. Этические нормы и ценнрсти в психологическом консультировании.

19. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с коллегами и с заказчиками психологических услуг.

20. Профессионализм как нравственно-этическая черта личности.

21. Проблемы этики профессиональной деятельности в истории философской и психологической мысли.

22. Место и роль системы ценностей в структуре психологической работы. 23.Нормативно-правовой и моральный уровень регуляции деятельности психолога.

24. Факторы, влияющие на формирование профессионального сознания специалиста.

25. Требования к морально-этическим и личностным качествам психолога. 

26. Охрана благополучия каждого человека, обратившегося за психологической помощью.

27. Этические проблемы профессионального самоопределения психолога и критерии профессиональной пригодности. Профессиональный отбор  психологов. 

28.Этические принципы в психологическом консультировании. Профессиональные требования к подготовке психологов-консультантов.

29. Границы и уровни конфиденциальности, запрет на двойные стандарты   отношения  в процессе психологического консультирования.

30.Типичные ошибки начинающих психологов в процессе оказания консультативной помощи.

31. Этические принципы психодиагностического обследования

32. Свобода исследования и ответственность за собственную профессиональную и личностную компетентность.

33. Требования к психологу, использующему психодиагностический инструментарий.

34. Требования к специалистам, не имеющим психологического образования, при использовании психодиагностических методик и результатов исследований.

35.Этические аспекты построения взаимоотношений с клиентами. Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, со студентами, с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов.

36. Особенности взаимоотношений психолога с родителями детей и подростков.

37. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов.

38. Проблема корректности использования оценочных терминов в процессе взаимоотношений с клиентами.

39. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с заказчиками психологических услуг.

40. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с коллегами

41. Деперсонализация работника в деформации отношений с другими людьми.

42. Причины,  личностные и корпоративные факторы риска “синдрома профессионального выгорания и способы его профилактики. 

43. Рефлексия и интегрирование личных способов реагирования, объективация знаний и субъективный опыт в конкретной психологической ситуации эффективной деятельности психолога.

44. Признаки профессионального и личностного роста, выявляемые при супервизиях.

45. Отличие супервизии от балинтовских групп. Супервизоры и уровень их профессиональной компетентности.

46.Проблемы отношений с клиентом: обособление, изоляция, зависимость, перенос и др. аспекты.

 

 

задание сессия тест

Похожие публикации


Деятельность практического психолога Тема 11

09-12-2020 Лекции
Эмоциональное и профессиональное выгорание как фактор личностной деструкции в ситуации «Выученной беспомощности «(Мартин Селигман).
тест
подробнее