Новости События Общее

Лекция. Методика обучения гимнастическим упражнениям

18-06-2020 Лекции
Содержание лекции. 1.Принципы и методические правила обучения. Физиологические основы формирования двигательного навыка и этапы обучения гимнастическим упражнениям: этап создания предварительного представления об упражнении; этап разучивания упражнения; этап закрепления и совершенствования разученного упражнения. 2.Методы обучения гимнастическим упражнениям. Подводящие и подготовительные упражнения.

Лекция. Методика обучения гимнастическим упражнениям

 

Содержание лекции.

 

1.Принципы и методические правила обучения. Физиологические основы формирования двигательного навыка и этапы обучения гимнастическим упражнениям: этап создания предварительного представления об упражнении; этап разучивания упражнения; этап закрепления и совершенствования разученного упражнения.

2.Методы обучения гимнастическим упражнениям. Подводящие и подготовительные упражнения.

 

Дидактические принципы обучения гимнастическим упражнениям

Обучение движениям, как и любое другое, строится на основе дидактических принципов – исходных теоретических положений, определяющих действия преподавателя и занимающегося. Они возникли из многолетней практики и результатов научных исследований. Используя принципы, преподаватель повышает эффективность урока физической культуры. И наоборот, незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения движениям, затрудняет формирование физических качеств. С развитием науки о физическом воспитании сущность и содержание некоторых принципов изменяются, могут появиться новые принципы, в которых отражаются неизвестные до этого закономерности. Специфика обучения в гимнастике отражается в конкретной реализации данных принципов.

Принципы обучения, свойственные отдельным сторонам учебного процесса, тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Реализация этих принципов в единстве позволяет успешно осваивать гимнастические упражнения.

Принцип сознательности и активности

Данный принцип предусматривает сознательное отношение к занятиям, а также воспитание у занимающихся осмысленного отношения к овладению движением, заинтересованности и творческого подхода к решению двигательных задач. Мотивами являются подражание однокласснику или кому-то другому.

Принцип наглядности

Наглядность в обучении помогает создавать полное представление о технике разучиваемого движения, добиться доступного и лаконичного объяснения заданий. При выборе средств и приёмов наглядного обучения (опосредованная и непосредственная, зрительная, слуховая, словесная) следует учитывать индивидуальные особенности у занимающихся (возраст, подготовленность, отношение к обучению).

Принцип доступности

Любое движение, которое необходимо изучить, должно быть достаточно простым, чтобы быть выполнимым, и в то же время достаточно сложным, чтобы быть интересным и мобилизующим способности у занимающегося. При большой нагрузке возникает опасность для здоровья, при малой – упражнение не эффективно.

Доступность – это такая степень напряжения, при которой могут быть преодолены трудности при надлежащей мобилизации физических и духовных сил.

Принцип доступности раскрывается в общих методических правилах педагогики: от лёгкого – к трудному, от известного – к неизвестному, от простого – к сложному, от освоенного – к неосвоенному.

Принцип систематичности

Данный принцип предполагает своевременный переход от одной задачи к другой, от одного этапа к другому, от разучивания одного упражнения к другому, новому.

Принцип индивидуализации

Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям занимающегося. Индивидуализация выражается в дифференциации учебных заданий, норм физической нагрузки и способов её регулирования, создании условий для развития индивидуальных способностей.

Индивидуализация – процесс активный. Она предусматривает не только учёт особенностей ребёнка, но и совершенствование в процессе обучения его форм и функций.

Принцип повторности

Принцип отражает эффект постепенного формирования двигательного умения и специальных знаний через многократные повторения. Это главный и единственный способ закрепления результатов, достигнутых в обучении. Учебный материал должен повторяться регулярно, а не тогда, когда обнаружится, что он плохо усвоен или забыт.

Принцип последовательности

Предусматривает преемственность задач, средств и методов, как на одном уроке, так и на серии уроков. Каждая последующая задача обучения основывается на предыдущей, которая создает предпосылки для решения более отдалённых задач.

Правила дидактики при реализации принципа последовательности:

1. «От лёгкого к трудному».

2. «От простого к сложному».

3. «От освоенного к неосвоенному».

4. «От знания к умению».

Принцип научности

Принцип научности обязывает строить педагогический процесс в соответствии с современным уровнем знаний. Любые применяемые средства, методы обучения и формы организации занятий должны быть научно обоснованными.

Принцип прочности

Характеризует готовность занимающегося к соответствующей деятельности.

Это выражается в длительности сохранения приобретённых двигательных умений и знаний, возможности использовать их в нужное время в нестандартных условиях, а также в сочетании с ранее приобретёнными умениями и знаниями, создании необходимых предпосылок для последующего овладения более сложным учебным материалом.

Реализация данного принципа должна идти по двум направлениям:

1. Формирование прочной системы специальных знаний (общие закономерности запоминания теоретических сведений, раскрытые в курсах педагогики и психологии).

2. Формирование прочных двигательных умений.

Принцип постепенности

В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований. Прогрессирование требований должно выражаться в постепенном, иногда неравномерном, усложнении техники и тактики физических упражнений, в их постоянном пополнении, а, следовательно, и в непрерывном увеличении физической и психической нагрузок на занимающегося. Принцип вытекает из закономерностей постепенного, но неравномерного развития умственных и физических способностей занимающегося.

Реализуется принцип по двум направлениям:

1. Усложнение изучаемых действий.

2. Расширение их состава.

Формы повышения нагрузки:

1. Прямолинейно-восходящее повышение.

2. Ступенчатое.

3. Волнообразное.

 

Этапы обучения

Процесс обучения двигательным действиям условно подразделяют на три этапа: этап начального обучения двигательному действию, этап углубленного разучивания, этап закрепления и совершенствования техники исполнения.

  • Этап начального обучения двигательному действию. Для этого этапа характерным является постановка двигательной задачи и помощь ученику в поиске наиболее рациональных (эффективных) путей её решения.
  • Этап углубленного разучивания. Характерным для этого этапа является детальное решение поставленной задачи.
  • Этап закрепления и совершенствования техники исполнения. На этом этапе осуществляется закрепление найденного (оптимального) решения двигательной задачи и создаются необходимые условия для использования достигнутого в решении последующих двигательных задач.

 

Методы и методические приёмы обучения гимнастическим упражнениям

В ходе практической деятельности применяются различные методы. Их выбор зависит от учебной задачи, характера и сложности изучаемого упражнения, времени, места и условий, в которых проводятся занятия, от физической и технической подготовленности занимающихся. К методам обучения относят: словесный метод, метод наглядной демонстрации, методы упражнения.

При реализации словесного метода применяются следующие методические приёмы: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба.

Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации наглядных пособий, макетов снарядов, в использовании внешних ориентиров и др.

К методам упражнения относят: метод целостного упражнения и метод расчленённого упражнения.

Метод целостного упражнения предполагает выполнение упражнения в целом сразу после его называния, показа и объяснения техники выполнения. Он применяется при освоении несложных по технике элементов и соединений. Разновидности целостного метода:

  • самостоятельное выполнение упражнения;
  • выполнение упражнения с направляющей помощью;
  • замедленная или быстрая проводка;
  • выполнение упражнения на тренажёре.

Методом расчленённого упражнения изучаются технически сложные гимнастические упражнения, которые предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. При разучивании упражнения этим методом используются следующие методические приёмы: временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе; проводка в изучаемой части или фазе упражнения; имитация движения; изменения исходных и конечных условий движения; освоение главного в технике исполнения упражнения. Разновидности расчленённого метода:

  • собственно расчленённый метод с использованием относительно крупных двигательных заданий, охватывающих одну или несколько фаз изучаемого упражнения;
  • метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, способах исправления ошибки в движениях.

 

Процесс овладения упражнением

 

Знания, умения, двигательные навыки

 

Освоению упражнений всегда предшествует накопление определенных знаний о них.

Знания – это субъективное представление о структуре движений, взаимосвязи их, о требованиях, предъявляемых к опорно–двигательному аппарату, функциональным системам. Формируются знания с помощью словесного описания упражнения на основе принятой терминологии, изображения на рисунке, схеме, кинограмме, видеозаписи и т.д. На знания занимающийся опирается при практическом выполнении упражнения.

Двигательное умение предполагает способность занимающегося воплощать знание об упражнении в конкретные двигательные действия, присущие данному упражнению. Эта стадия освоения упражнения характеризуется относительно большими энергетическими затратами (физическими и психическими), а также ошибками в деталях техники.

По мере увеличения количества повторений упражнения постепенно уменьшается количество ошибок, движения выполняются более уверенно, более качественно. Снижается роль визуального контроля. Постепенно двигательное умение переходит в навык.

Двигательный навык как более высокая качественная ступень в овладении упражнением, характеризуется способностью выполнять его автоматизировано – уверенно, стабильно, экономично, без существенных ошибок, с соблюдением требований гимнастического стиля.

Каждый двигательный навык служит своеобразной промежуточной ступенькой на пути к овладению все более сложными упражнениями, а в конечном итоге – к вершинам спортивного мастерства в гимнастике.

 

Особенности формирования двигательных навыков в гимнастике

 

При обучении спортивной технике в гимнастике на основе известных закономерностей формирования двигательных навыков важно учитывать ряд специфических факторов, связанных с особенностями гимнастики.

Основная масса используемых в гимнастике упражнений представляет собой искусственно созданные конструкции сочетания движений, не встречающиеся ни в быту, ни в профессиональной деятельности. Этим объясняются дополнительные трудности при разучивании координационно–сложных упражнений. Новички могут испытывать большие трудности даже при освоении простейших упражнений – вис прогнувшись на кольцах, стойки на голове с опорой на руки, кувырка (вперед, назад).  Это вынуждает преподавателя терпеливо и настойчиво ждать адаптации к новизне условий, к новизне ощущений, подбирая необходимые подсобные движения, методические приемы.

Требования выполнения движений в своеобразном гимнастическом стиле (с натянутыми носками ног, выпрямленными коленями, четко регламентированным положением головы и т.п.) также не находит отражения в предшествующем двигательном опыте новичков, нередко идет вразрез с выработанными рефлекторными реакциями. Поэтому отработка гимнастического стиля становятся многолетней задачей постоянного действия, ведется буквально с самых первых шагов в гимнастике, начиная с техники ходьбы, бега, постановки рук, туловища, головы и не прекращается даже на уровне высокого спортивного мастерства.

Безграничное многообразие гимнастических упражнений, заставляет педагога строго соблюдать правила преемственности обучения. Иначе говоря, – планировать последовательность обучения упражнениям таким образом, чтобы максимально использовать эффект положительного переноса ранее освоенных упражнений на последующие. И вместе с тем предвидеть и избегать явления отрицательного переноса навыков. Соблюдение правила преемственности имеет отношение не только к качеству обучения, но и к сокращению сроков подготовки.

Выполнение многих упражнений на снарядах предполагает определенную степень риска, требуя от занимающихся мобилизации волевых усилий, собранности, смелости. Страх сковывает, приводит к закрепощенности движений, перенапряжению, снижает амплитуду суставных движений. В итоге – формирование навыка затрудняется, что вынуждает преподавателя применять действенный набор средств – от физической помощи и страховки, использования технических средств и поролона до приемов повышения психо–эмоциональной устойчивости.

Следует принимать во внимание, что занимающиеся разного возраста, пола, разного исходного уровня физической, функциональной подготовленности обладают неадекватной предрасположенностью к успеху в тех или иных упражнениях. Известно, что дети хорошо восприимчивы к сложно –координационным действиям, к вращениям, превосходят взрослых и по ориентировке во времени, в пространстве. Вместе с тем, превосходя взрослых по тонким мышечным дифференцировкам, они уступают в упражнениях, требующих значительных напряжений. При организации учебно–тренировочного процесса все это следует учитывать, как и то, что девочки, девушки имеют превосходство перед мальчиками в проявлении таких способностей как музыкальность, пластичность, гибкость и выносливость.

 

Закономерности формирования двигательного навыка

 

Процесс формирования двигательных навыков может быть разделен условно на три тесно связанные между собой стадии: создание предварительного двигательного представления об упражнении; разучивание его; закрепление (стабилизация) навыка. Названная структура формирования навыка весьма условна, тем не менее каждой из выделенных стадий присущи своеобразные средства, методы и методические приемы в решении соответствующих двигательных задач.

Создание предварительного двигательного представления

 

Формирование предварительного двигательного представления об упражнении следует начинать с лаконичного, терминологически точного описания упражнения. Чем лучше занимающийся владеет терминологией, тем быстрее в его сознании формируются представления о структуре, динамике усилий, ритмическом «рисунке» упражнения. Знание терминов облегчает и запоминание последовательности выполнения элементов в комбинации. Существует мнение – если ученикам необходимо запомнить серию соединенных между собой элементов или комбинацию, лучше пользоваться методом слова, чем показа. Показ весьма быстротечен. Слова же могут быть произнесены в удобном для восприятия темпе.

Показ упражнения (демонстрация) должен быть безукоризненным, мастерским! Неуверенный показ снижает авторитет педагога. Преподаватель может привлекать для демонстрации упражнения квалифицированных гимнастов, имея возможность по ходу акцентировать внимание учеников на основных, узловых деталях техники.

Разъяснения техники в самых общих штрихах следует давать вместе с показом. И достигают цели они лучше, если сопровождаются приемами аналогий. К примеру, объясняя технику подъема разгибом, можно апеллировать к ранее разученному элементу – подъему одной в упор: «Выполняйте так же, только без проноса ноги за перекладину».

Опробование упражнения применяется после того, как занимающиеся обнаружат ясное представление о технике разучиваемого упражнения. Важно в первых пробных попытках избежать грубых ошибок. Для этого надо создать условия для безбоязненного выполнения. К примеру, занимающиеся нередко с опаской относятся к выполнению стойки на плечах на брусьях, боясь провалиться между жердями. Надежная страховка устраняет защитную реакцию.

Верным признаком высокой квалификации преподавателя является не только то, что говорит он, но и то, о чем он осознанно умалчивает. Опытный педагог не станет обращать внимание на то, что, к примеру, при выполнении наскока на мостик в прыжках или во время переворота назад (вход в курбет) ноги слегка согнуты в коленных суставах. Он понимает, что и без того занимающиеся согнув их. Но стоит «узаконить» небольшое сгибание, как оно сразу окажется утрированным – станет тормозом в овладении правильной техникой отталкивания и курбета.

Большую пользу в процессе корректировки действий приносит проверка представлений занимающихся о величине суставного угла, о позе тела, о направлении движений рук, ног или туловища. С помощью простейших проволочных каркасов, макетов, моделирующих фигуру гимнаста.

Очень полезны словесные отчеты учащихся, побуждающие мысленно воспроизвести упражнение. «Давно было замечено и научно доказано, – отмечал И.П. Павлов, – что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, этого не замечая, производите». Идеомоторное (мысленное) воспроизведение упражнений сопровождается активизацией не только двигательного аппарата, но и вегетативных процессов.

Разучиваемый новый элемент может быть труден по координации, связан с риском, сопровождаться незнакомыми субъективными ощущениями, чувством страха. Названные причины могут сочетаться самым разным, порою неблагоприятным образом. С первых же пробных попыток его выполнения важно выявить главные трудности, найти индивидуализированные меры для коррекции. В одних случаях дает позитивный эффект облегчение условий выполнения, усиление страховки или помощи, в других – не обойтись без подводящих упражнений.

Как показывает практический опыт, сформировать правильное двигательное представление о технике упражнений, намеченных для разучивания – непросто. Преподаватель должен владеть полным набором необходимых средств, методов, правил, приемов. И применять их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

 

Разучивание упражнения

 

Разучивание упражнения связано с конкретизацией двигательного представления о технике, установлением самоконтроля за движениями, устранением ошибок.

В процессе разучивания упражнения взамен тех начальных представлений и ощущений, которые возникли при первых пробных попытках постепенно, по мере осмысления сигналов от двигательного, тактильного, зрительного и других анализаторов, формируются точные двигательные ощущения и действия.

Конкретизация двигательных представлений об упражнении – сложный и трудоемкий процесс. Для оказания ученикам помощи тренер использует широкий арсенал средств, специфических приемов. Но основой овладения техникой упражнений является использование подводящих упражнений, в которых легче реализуются мышечные усилия, вестибуло–координационные и другие способности. Во многих случаях роль подводящих упражнений могут взять на себя ранее изученные структурно сходные элементы (например, подъем махом вперед из упора на предплечьях при изучении этого же подъема, но из упора на руках). Нередко, преподавателю приходится изобретать, придумывать полезные для учеников движения – создавать свою индивидуальную систему подводящих упражнений. И чем удачнее подобраны эти упражнения, тем быстрее и лучше результаты учащихся в овладении программным материалом.

При недостаточном уровне силовых показателей или гибкости практикуется упреждающее использование так называемых подготовительных упражнений, которые помогают устранить изъяны в физической подготовленности, препятствующие освоению конкретных гимнастических элементов.

В распоряжение преподавателя, работающего с детьми, большим успехом пользуются нижеперечисленные приемы:

  • Оказание физической помощи. Этот прием помогает компенсировать ученику недостаток силы и устранить действие защитного рефлекса.

– «Фиксация» положения тела ученика облегчает ориентировку в необычных позах (скажем, вниз головой в стойке на руках или в стойке на плечах на брусьях), правильную самооценку мышечных ощущений. Примером тому может служить фиксация поз при обучении лазанию в «два приема», в «три приема».

– «Имитация» движений или главного механизма технического действия – упрощенная модель разучиваемого упражнения или отдельной его части. Имитация используется для уяснения правильного двигательного представления, уточнения мышечно–суставных ощущений и динамики требуемых усилий. Так, стоя перед конем с ручками, можно съимитировать руками направление и ритм маховых движений ногами в лицевой плоскости, что широко практикуется в повседневной работе тренера и ученика. Использовать имитационные движения можно и в упражнениях на перекладине. Например, стоя на одной ноге рядом со стойкой перекладины и удерживаясь за нее рукою имитация механизма броскового движения ног в висе на перекладине. Особенно полезен прием имитации при уточнении «рабочих поз» или «динамической осанки» в упоре на брусьях.

«Проводка по движению». Занимающийся выполняет движение с активной помощью преподавателя, фактически на его руках. Действия преподавателя облегчают возможность ощутить координацию суставных движений, динамику вращения тела в пространстве, уяснить ритм или ритмический «рисунок» упражнения.

– Использование технических средств и прежде всего средств «срочной» информации позволяет ориентироваться при разучивании сложных движений с большой амплитудой и напряженностью, не «на глазок» (выше–ниже), а в точном соответствии с заданной программой.

– Очень полезны коллективные обсуждения техники в группах. Замечено, что стоит одному овладеть элементом, как успехи других ускоряются. Поэтому в сильном окружении достижения в технической подготовленности занимающихся растут быстрее.

 

Самоконтроль и ориентиры

 

Самоконтроль – необходимое условие успеха в обучении. Если занимающийся не может сделать глубокий самоанализ своих ощущений, своих действий, ему трудно будет оперативно вносить необходимые коррекции в последующих подходах.

В методике самоанализа и самоконтроля важное значение придается ориентирам. Внешние ориентиры помогают визуально оценить и контролировать пространственные перемещения, поэтому фазы движений, в которых соответствующие звенья тела (руки, ноги) находятся вне поля зрения, контролировать труднее. Визуальные ориентиры облегчают выполнение маховых движений в упорах, висах, при выполнении соскоков. Чтобы ученик выполнил прыжок повыше, преподаватель натягивает перед снарядом веревочку, которая заставляет взлетать над снарядом на заданную высоту.

Наряду с внешними ориентирами в технологии обучения важное значение отводится выработке «внутренних ориентиров», складывающихся при многократном повторении движений как результат правильного самоанализа движений, на основе разных функциональных механизмов, мышечно–суставной сигнализации об уровне и продолжительности прилагаемых усилий. При выработке «внутренних ориентиров» важная роль отводится ритму движений (чередованию движений во времени). Поскольку каждому упражнению присущ свой ритм, выработка правильного ритма порой является решающим условием правильной динамики мышечных усилий и, как следствие, успеха в овладении упражнением.

Огромные возможности позных ориентиров в овладении сложнокоординационными упражнениями раскрыты проф. В.Н.Болобаном. При выполнении маховых упражнений наставник и обучаемый оговаривают положение тела (пусковая поза), которое служит условным сигналом для проявления главного усилия или реализации основного технического действия. Такой «пусковой позой» для перехвата рук во 2–й фазе кувырка вперед согнувшись на брусьях будет поза «согнувшись» при высоком положении таза.

При выполнении сальто вперед с разбега в поролоновую яму – сигналом к группировке будет поза полного выпрямления ног при слегка наклоненном вперед туловища.

Чем ниже квалификация занимающихся, тем шире используются возможности зрительного, слухового анализаторов. С увеличением двигательного опыта, с усложнением двигательных заданий значимость зрительно–слуховых ориентиров снижается, возрастает роль двигательного анализатора (проприоцептивная сигнализация, мышечно–суставная чувствительность).

 

Технические ошибки и их устранение

Процесс обучения упражнениям органически связан с выявлением ошибок и устранением их при повторении задания.

Болезнь молодых преподавателей – немедленная реакция на ошибку: «согнул ноги, недовернулся…». Такие мелкие ошибки (ошибки стиля) зачастую лишь следствие. Важнее всего определить и устранить причину.

 Наиболее опасны грубые ошибки (основные), нарушающие основной механизм упражнения, его техническую основу. Если появилась такая ошибка следует проанализировать цепочку предшествующих движений. Именно в них может таиться причина. Так, сваливание плеч и неэффективное отталкивание  при выполнении опорного прыжка согнув ноги, как правило, вытекает из низкого положения спины и таза, что в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием «стопора» при отталкивании о мостик. Типичная ошибка– недостаточность вращения при сальто вперед на акробатической дорожке («зависание»), как правило, связана с неполным выпрямлением ног при отталкивании («мягкие ноги») и легко устраняется после освоения жесткого (полного) толчка.

Очень часто причины ошибок кроются в недостаточном уровне физических качеств. Это побуждает прибегнуть к помощи специальных подготовительных упражнений. Если занимающийся, пытаясь компенсировать недостаток (к примеру, силы), настойчиво продолжает повторять упражнение – вред двойной: ошибка закрепляется, формируется ущербная техника.

Не рекомендуется во избежание отрицательного переноса навыка  обучать параллельно нескольким элементам, если они имеют сходство в подготовительных действиях: пример – переворот боком (колесо) и рондат, так как затрудняется дифференцировка основных действий, имеющая ведущее значение в формировании двигательного навыка

Если ошибки закрепились, рекомендуется:

– прекратить на время повторения элемента для угасания сложившихся условно–рефлекторных связей;

          – принять меры к устранению защитного рефлекса, научив приемам самостраховки или прибегнуть к помощи страховочных средств.

– переучить элемент в другую сторону (если это возможно).

 – разучить более трудный элемент сходной структуры, а затем вернуться к исходному (правило «через более трудное к легкому»).

 

Закрепление и совершенствование двигательного навыка

 

Традиционное разучивание упражнения – это путь «проб и ошибок». Даже если движение выполняется в основном правильно, временные нервные связи не всегда устойчивы и время от времени, казалось бы освоенный элемент, не получается.

Стабильность выполнения упражнения – это условия стабилизации навыка – его автоматизации, когда выполнение одной детали рефлекторно вызывает выполнение следующей (при ведущей роли осознанного контроля).

Стабилизация, закрепление двигательного навыка связана со стабилизацией движений и стабилизацией условий, в которых они совершаются. Достигается это многократным повторением освоенного упражнения в стандартных условиях, до тех пор, пока в большинстве попыток выполнение будет правильным.

Двигательные навыки должны быть не только стабильными, но и пластичными – устойчивыми к необычным условиям.

Совмещение двух противоположных требований (стабилизации и пластичности, адаптивности) достигается рядом организационных и методических действий: перестановкой снарядов; проведением занятий в разных залах, а то и на открытом воздухе; выполнением разученных упражнений после физического утомления (например, в конце занятия).

Достижение пластичности навыка объясняется  тем, что в реальных условиях занимающемуся приходится упражняться в меняющихся условиях (разные снаряды, степень утомления, непредвиденные перерывы, повышенная эмоциональность и т.п.).Поскольку любое автоматизированное действие теряет свою пластичность, полная автоматизация двигательного навыка в гимнастике не всегда желательна. В частности не рекомендуется доводить до полной автоматизации наиболее употребительные элементы (ключевые, базовые) как и те элементы, которые в перспективе можно усложнить. Достичь недоавтоматизации (пластичности навыка) удается своевременным переходом от разученного элемента к более сложному (той же технической структуры). Полезно также разученный элемент своевременно объединять в соединения, независимо от того нужно ли это соединение в планируемой в будущем комбинации или нет.

ЭУМК

Похожие публикации


Лекция 1.1.13 Урок гимнастики

25-05-2020 Лекции
Урок гимнастики 1. Задачи, решаемые на уроке (образовательная, оздоровительная, воспитательная). 2. Способы организации занимающихся на уроке гимнастики. Уроку гимнастики присущи все основные черты, характерные для урочных форм занятий.
ЭУМК
подробнее

Лекция 1.1.14 Урок гимнастики

25-05-2020 Лекции
1. Назначение и средства подготовительной части урока. 2. Общие требования к проведению и методы проведения подготовительной части урока.
ЭУМК
подробнее