Психология конфликта
1. Введение в конфликтологию. Элементы теории
Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт является выражением закона единства и борьбы противоположностей и в этом смысле должен рассматриваться как средство развития.
Конфликт происходит:
от противоречивости позиций сторон по какому-либо поводу;
при несовпадении интересов, желаний, влечений;
при противоположности целей или средств их достижения в данных обстоятельствах и др.
При изучении конфликта анализируются следующие его элементы:
оппоненты — противостоящие друг другу участники конфликта (люди, группы, организации);
ранг оппонента — условная «сила» оппонента в конфликте, определяющая возможность его победы;
объект — функции (ответственность, обязанности) и (или) средства (права, власть), вызывающие конфликтную ситуацию. Необходимое условие — неделимость объекта, физическая (например, если объект должность) или психологическая (нежелание одного из оппонентов разделить объект);
конфликтная ситуация (база конфликта) — наличие оппонентов и объекта конфликта. Конфликтные ситуации могут возникать (создаваться) как для достижения определенных целей, так и без цели (хоть и намеренно); как объективно (в зависимости от обстоятельств, а не воли оппонентов), так и субъектно (порожденные субъектом конфликта, оппонентом).
Субъектные (эмоциональные) конфликты происходят из-за психологических причин — личностных качеств, психологической несовместимости, непонимания и т.д. Деловые (объективные) конфликты имеют тенденцию переходить в эмоциональные (субъектные: «на личности»), что является усугубляющим фактором. Личными врагами люди могут стать только в эмоциональном конфликте.
Отличают такие виды конфликтов:
конструктивный, когда партнеры направлены на достижение реальной цели, на решение проблемы, не выходят за рамки деловых или корректных аргументов и отношений и часто находят взаимоприемлемое решение;
неконструктивный, когда партнеры направлены на нанесение ущерба друг другу независимо от объявленной цели, используются «запрещенные» приемы, такие, как оскорбления, дискредитация и унижение партнера в глазах окружающих. При таком конфликте межличностные отношения нарушаются, решение проблемы невозможно или очень сложно.
Выделяют следующие стадии конфликта:
начало — инцидент;
нарастание — формирование конфликтных отношений, увеличение напряженности;
апогей — открытое столкновение конфликтующих сторон;
завершение — разрешение возникшего противоречия, изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.
Конфликт выполняет следующие функции:
1) диагностика отдельных частей системы и связей между ними (определение «узких» мест в групповых отношениях, подборе и расстановке кадров, организационной структуре, технологической цепочке);
2) балансировка, уточнение социальных ролей (рабочих мест);
3) управление — разрушение нежелательных отношений, групп, создание новых отношений, социальных ролей (рабочих мест), групп;
4) отбор моделей поведения;
5) защита личности, группы, внутригрупповых норм;
6) отделение систем норм одной группы от систем других групп;
7) стимулирование следования групповым нормам (путем указания на допустимые границы вариаций в поведении).
2. Поведение личности в конфликте
Основные модели поведения в конфликте
Модель поведения |
Поведенческие характеристики личности |
1. Конструктивная |
Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна |
2. Деструктивная |
Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения |
3. Конформистская |
Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов |
Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Характеристика основных стратегий поведения в конфликте (концепция Томаса)
Существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждый из которых предполагает разную степень внимания к интересам партнера и к своим интересам.
Если рассмотреть график, то вертикальная ось будет отражать степень удовлетворения наших собственных интересов и потребностей. Чем выше показатели, отложенные на ней, тем больше именно мы выигрываем.
Горизонтальная ось иллюстрирует степень выраженности интересов других людей – тех, с которыми у нас сложились напряженные отношения. Чем больше показатель на этой оси, тем в большей степени мы подавляем свои собственные интересы и желания и в большей степени отдаем предпочтение стремлениям и желаниям партнера по общению (конфликтующей стороны)
Соперничество (противоборство) — открытая борьба за свои интересы.
Избегание (уход) — стремление уйти от конфликта. Характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника. Это по сути дела взаимная уступка.
Приспособление — сглаживание противоречия, поступаясь своими интересами.
Компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки. Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений.
Сотрудничество — поиск решения, удовлетворяющий интересы всех сторон. Стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Типы конфликтных личностей
Тип конфликтной личности |
Поведенческая характеристика |
Демонстративный |
Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо |
Ригидный |
Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям |
Неуправляемый |
Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков |
Сверхточный |
Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе |
Бесконфликтный |
Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих |
3. Технологии управления конфликтами
Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Содержание управления конфликтами. Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:
прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
предупреждение или стимулирование конфликта;
регулирование конфликта;
разрешение конфликта.
Технологии регулирования конфликта
Технологии |
Основное содержание |
Информационные |
Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п. |
Коммуникативные |
Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения |
Социально-психологические |
Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе |
Организационные |
Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. П. |
Предпосылки разрешения конфликта:
достаточная зрелость конфликта;
потребность субъектов конфликта в его разрешении;
наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т.п.);
педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и др.).
Основные подходы к решению конфликта интереса заключаются в: силовом решении, отказе, компромиссе, поиске взаимовыгодных вариантов. Первые три подхода основаны на игровом управлении, последний на открытом.
4. Внутриличностные конфликты
Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).
Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:
необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей;
специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз;
латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.
Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890—1947)
Классификация внутриличностных конфликтов (по Левину)
Тип конфликта |
Причина |
Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение — приближение) |
Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов |
Компромисс |
Витальный (избегание — избегание) |
Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами |
Компромисс |
Амбивалентный (приближение — избегание) |
Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны |
Примирение |
Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов
Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.
Формы проявления внутренних конфликтов
Форма проявления |
Симптомы |
Неврастения |
Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли |
Эйфория |
Показное веселье; выражение радости, неадекватное ситуации; «смех сквозь слезы» |
Регрессия |
Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности |
Проекция |
Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная |
Номадизм |
Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения |
Рационализм |
Самооправдание своих поступков, действий |
Способы разрешения внутриличностных конфликтов
Способ разрешения |
Содержание действий |
Компромисс |
Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации |
Уход |
Уход от решения проблемы |
Переориентация |
Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему |
Сублимация |
Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. |
Идеализация |
Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности |
Вытеснение |
Подавление чувств, устремлений, желаний |
Способ разрешения |
Содержание действий |
Коррекция |
Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе |