Новости События Общее

Психология конфликта

05-02-2018 Дополнительные материалы к семинарским занятиям
1. Введение в конфликтологию. Элементы теории 2. Поведение личности в конфликте 3. Технологии управления конфликтами 4. Внутриличностные конфликты

Психология конфликта

1. Введение в конфликтологию. Элементы теории

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт является выражением закона единства и борьбы противоположностей и в этом смысле должен рассматриваться как средство развития.

Конфликт происходит:

от противоречивости позиций сторон по какому-либо по­воду;

при несовпадении интересов, желаний, влечений;

при противоположности целей или средств их достижения в данных обстоятельствах и др.

При изучении конфликта анализируются следующие его эле­менты:

оппоненты — противостоящие друг другу участники конфлик­та (люди, группы, организации);

ранг оппонента — условная «сила» оппонента в конфликте, определяющая возможность его победы;

объект — функции (ответственность, обязанности) и (или) средства (права, власть), вызывающие конфликтную ситуацию. Необходимое условие — неделимость объекта, физическая (на­пример, если объект должность) или психологическая (нежела­ние одного из оппонентов разделить объект);

конфликтная ситуация (база конфликта) — наличие оппонен­тов и объекта конфликта. Конфликтные ситуации могут возникать (создаваться) как для достижения определенных целей, так и без цели (хоть и намеренно); как объективно (в зависимости от об­стоятельств, а не воли оппонентов), так и субъектно (порожден­ные субъектом конфликта, оппонентом).

Субъектные (эмоциональные) конфликты происходят из-за пси­хологических причин — личностных качеств, психологической несовместимости, непонимания и т.д. Деловые (объективные) кон­фликты имеют тенденцию переходить в эмоциональные (субъект­ные: «на личности»), что является усугубляющим фактором. Личны­ми врагами люди могут стать только в эмоциональном конфликте.

Отличают такие виды конфликтов:

конструктивный, когда партнеры направлены на достижение реальной цели, на решение проблемы, не выходят за рамки дело­вых или корректных аргументов и отношений и часто находят вза­имоприемлемое решение;

неконструктивный, когда партнеры направлены на нанесение ущерба друг другу независимо от объявленной цели, используют­ся «запрещенные» приемы, такие, как оскорбления, дискредита­ция и унижение партнера в глазах окружающих. При таком конф­ликте межличностные отношения нарушаются, решение пробле­мы невозможно или очень сложно.

Выделяют следующие стадии конфликта:

начало — инцидент;

нарастание — формирование конфликтных отношений, уве­личение напряженности;

апогей — открытое столкновение конфликтующих сторон;

завершение — разрешение возникшего противоречия, измене­ние отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

Конфликт выполняет следующие функции:

1) диагностика отдельных частей системы и связей между ними (определение «узких» мест в групповых отношениях, подборе и расстановке кадров, организационной структуре, технологичес­кой цепочке);

2) балансировка, уточнение социальных ролей (рабочих мест);

3) управление — разрушение нежелательных отношений, групп, создание новых отношений, социальных ролей (рабочих мест), групп;

4) отбор моделей поведения;

5) защита личности, группы, внутригрупповых норм;

6) отделение систем норм одной группы от систем других групп;

7) стимулирование следования групповым нормам (путем указа­ния на допустимые границы вариаций в поведении).

2. Поведение личности в конфликте

Основные модели поведения в конфликте

 

Модель поведения

Поведенческие характеристики личности

1. Конструктивная

Стремится уладить конфликт; нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна

2. Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обостре­нию конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, наруша­ет этику общения

3. Конформистская

Пассивна, склонна к уступкам; непоследователь­на в оценках, суждениях, поведении; легко согла­шается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных от­ношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения от­ражают установки участников конфликта на его динамику и спо­соб разрешения.

Характеристика основных стратегий поведения в конфликте (концепция Томаса)

Существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждый из которых предполагает разную степень внимания к интересам партнера и к своим интересам.

Если рассмотреть график, то вертикальная ось будет отражать степень удовлетворения наших собственных интересов и потребностей. Чем выше показатели, отложенные на ней, тем больше именно мы выигрываем.

Горизонтальная ось иллюстрирует степень выраженности интересов других людей – тех, с которыми у нас сложились напряженные отношения. Чем больше показатель на этой оси, тем в большей степени мы подавляем свои собственные интересы и желания и в большей степени отдаем предпочтение стремлениям и желаниям партнера по общению (конфликтующей стороны)

Соперничество (противоборство) — открытая борьба за свои интересы.

Избегание (уход) — стремление уйти от конфликта. Характери­зуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника. Это по сути дела взаимная уступка.

Приспособление — сглаживание противоречия, поступаясь сво­ими интересами.

Компромисс — урегулирование разногласий через взаимные ус­тупки. Стратегия компромисса способствует положительному раз­витию межличностных отношений.

Сотрудничество — поиск решения, удовлетворяющий интере­сы всех сторон. Стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отноше­ний. Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия со­трудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Типы конфликтных личностей

 

Тип конфликтной личности

Поведенческая характеристика

Демонстративный

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспо­сабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осу­ществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избе­гает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конф­ликтного взаимодействия чувствует себя неплохо

Ригидный

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуа­ции и обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окру­жающих, не очень считается с их мнением. Почте­ние со стороны окружающих воспринимает как дол­жное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокрити­чен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Неуправляемый

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятнос­тях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горь­кого) извлекает мало уроков

Сверхточный

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет по­вышенные требования к себе. Предъявляет повы­шенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажет­ся, что он придирается. Обладает повышенной тре­вожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоцио­нальных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе

Бесконфликтный

Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Харак­терна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой во­ли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окру­жающих

3. Технологии управления конфликтами

Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловлен­ное объективными законами воздействие на его динамику в инте­ресах развития или разрушения той социальной системы, к кото­рой имеет отношение данный конфликт.

Содержание управления конфликтами. Управление конфлик­тами как сложный процесс включает следующие виды деятель­ности:

прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

предупреждение или стимулирование конфликта;

регулирование конфликта;

разрешение конфликта.

Технологии регулирования конфликта

 

Технологии

Основное содержание

Информационные

Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.

Коммуникативные

Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения

Социально-психологические

Работа с неформальными лидерами и микрогруп­пами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе

Организационные

Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. П.

Предпосылки разрешения конфликта:

достаточная зрелость конфликта;

потребность субъектов конфликта в его разрешении;

наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения кон­фликта.

Формы разрешения:

уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному пре­одолению противоречий (сотрудничество).

Способы разрешения:

административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т.п.);

педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и др.).

Основные подходы к решению конфликта интереса заключа­ются в: силовом решении, отказе, компромиссе, поиске взаимо­выгодных вариантов. Первые три подхода основаны на игровом упра­влении, последний на открытом.

4. Внутриличностные конфликты

Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психи­ческого мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интере­сов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенно­сти, которые важно учитывать при его выявлении. Такими осо­бенностями являются:

необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных лич­ностей или групп людей;

специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается спе­цифическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз;

латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко об­наружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за ак­тивной деятельностью.

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890—1947)

Классификация внутриличностных конфликтов (по Левину)

 

Тип конфликта

Причина

Модель разрешения

Эквивалентный (приближение — приближение)

Выбор двух или более в рав­ной степени привлекатель­ных и взаимоисключающих объектов

Компромисс

Витальный (избега­ние — избегание)

Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами

Компромисс

Амбивалентный (приближение — избегание)

Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непри­влекательная стороны

Примирение

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-пер­вых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуж­даются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Формы проявления внутренних конфликтов

Форма проявления

Симптомы

Неврастения

Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли

Эйфория

Показное веселье; выражение радости, неадекват­ное ситуации; «смех сквозь слезы»

Регрессия

Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности

Проекция

Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная

Номадизм

Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения

Рационализм

Самооправдание своих поступков, действий

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Способ разрешения

Содержание действий

Компромисс

Сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации

Уход

Уход от решения проблемы

Переориентация

Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему

Сублимация

Перевод психической энергии в другие сферы деятельности — занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.

Идеализация

Предавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности

Вытеснение

Подавление чувств, устремлений, желаний

Способ разрешения

Содержание действий

Коррекция

Изменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе

 

 

Похожие публикации


Возрастная психология

08-10-2017 Дополнительные материалы к семинарским занятиям
Возрастная психология
подробнее