Новости События Общее

Лекция 17. Новорожденность

15-12-2020 Лекции
Новорожденность

Тема: Новорожденность

План:

  1. Предпосылки  перехода от пренатального возраста к младенческому.
  2. Развитие ребенка в период новорожденности:

2.1. Физическое развитие новорожденного.

2. 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

___________________________________

1: Предпосылки  перехода от пренатального возраста к младенческому

К 8 мес. пренатальности морфологическое и физиологическое развитие плода завершено. На 9 месяце развитие носит общий укрепляющий характер и происходит переход на психофизиологический уровень, на котором появляются первичные механизмы отражения окружающей действительности на физиологической основе.

В пренатальном периоде организм представлял собой замкнутую самоорганизующуюся систему, которая уже адаптирована к изменениям (внутренним), а на психофизиологическом уровне уже возможен прогноз изменений, которые произойдут под воздействием внешней среды.

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и последующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных  жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом.

Рождение для ребенка является большим потрясением, т.к. ему нужно приспособиться к новым условиям жизни.

Меняются физические условия: 1) ребенок попадает в воздушную среду и меняет тип своего дыхания (мышечное переходит в легочное); 2) он попадает в более холодную среду и меняет характер приспособления к температурным условиям; 3) он попадает в среду солнечного света и должен приспособиться к изменчивой освещенности; 4) меняет тип своего питания (планцетарное и переход к оральному).

Главная особенность новорожденности связана со спецификой социальной ситуации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.  Новорожденность, как соединительное звено, совмещает в себе черты того и другого, и эта двойственность характеризует всю жизнь маленького существа.

Так, после рождения непосредственная физическая связь с матерью уже отсутствует, однако он продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме. Такая же двойственность отмечается в самой форме существования ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит полифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования. Сам сон еще недостаточно отдифференцирован от бодрствования, поэтому чаще у новорожденного наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием.

Помимо этого,  двойственность обнаруживается в том, что ребенок сохраняет эмбриональную позу во время и даже во время бодрствования примерно до 4-месячного возраста.

Противоречия этого возраста заметны и в двигательной активности ребенка: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители; с другой стороны, он еще лишен самостоятельного передвижения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослого. Новорожденный почти неподвижен: в основном он лежит на спине и не может перевернуться или передвинуться. К 4-неделям он принимает, лежа на спине, позу «фехтовальщика», определяемую тоническими шейными рефлексами, и сжимает ручки в кулачки. Примерно 85% времени голова ребенка повернута вправо (есть предположение, что это связано с функциональной ассиметрией полушарий). Если его положить на живот, от он способен оторвать лицо от матраса лишь на одно мгновение.

Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных. К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов – безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

Ребенок приспосабливается к жизни с помощью рефлексов:

  1. защитные рефлексы - направлены на удаление от раздражителей или ограничение их действия (зажмуривается от солнца...);

Наблюдаются некоторые врожденные защитные рефлексы: кашляет, чихает, моргает, жмурится. Но на большинство внешних раздражителей новорожденный отвечает одинаково: вздрагивает, беспокойно двигает руками и ногами, кричит.

  1. ориентировочные рефлексы - направлены на контакт с раздражителем (поворачиваются к свету);

У новорожденного зафиксирован зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света и поворачивание горолы и глаз к мягкому свету: в солнечный день в комнатах родильных домов все головы повернуты к окнам, а если в сумерках медленно водить перед глазами новорожденного зажженную свечу, то глаза начинают двигаться вслед за ней. На 1-2 неделе жизни ребенок способен поворачивать голову за медленно движущимся объектом, находящимся от него на расстоянии 20-30 см. На 2-3 неделе появляется конвергенция, и не 3-5 неделе – зрительное сосредоточение. Вначале ребенок удерживает взор не более 5 с., но уже на 2-м мес. длительность увеличивается до нескольких минут.

  1. ориентировочно-пищевые рефлексы (рефлекс поиска груди).

У новорожденного имеется система пищевых рефлексов: механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов, которые легко вызываются прикосновение к уголкам губ и слизистой оболочке языка ребенка. Во время сосания все остальные движения и реакции тормозятся. Отечественные исследователи новорожденности и младенческого возраста М.П.Денисова и Н.Л.Фигурин называли это «реакцией пищевого сосредоточения». Сосательный рефлекс актуализируется у новорожденного всегда, когда какой-либо предмет попадает в рот (соска, палец, кончик подушки).

Кроме этого у ребенка есть ряд неврологических реакций:

  1. сосательный рефлекс,
  2. цеплятельный рефлекс (прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания),
  3. рефлекс отталкивания (прикосновение к подошвам ножек вызывает реакцию ползания, если положить ребенка животом вниз и приложить ладонь к подошвам, он оттолкнется и слегка продвинется вперед),
  4. реакции лабиринтного сосредоточения (Л.С.Выготский).

Врожденными являются и реакции со слухового лабиринта, которые отмечаются уже на 9-й день: при покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся (возникает «лабиринтное (слуховое) сосредоточение»).

Ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, но есть некоторые, на основе которых ничего не развивается, это атавистические рефлексы. К ним относят цеплятельный, рефлекс отталкивания, реакция Моро (обхватывающий рефлекс) (реакция возникающая в результате сотрясения головы ребенка, если слегка шлепнуть по подушечке или встряхнуть ее, причем ручки и ножки симметрично расходятся и смыкаются в виде арки), рефлекс «автоматической ходьбы» (если держать ребенка ножками на коленях, то он может делать переступательные движения), рефлекс плавания.

Цеплятельный рефлекс исчезает задолго до того, как появляется хватательный рефлекс (прикосновение к пальцам вызывает реакцию схватывания).

Рефлекс отталкивания угасает раньше, чем начинает развиваться ползание, которое обусловлено движениями рук. Но всех этих наследственных механизмов не достаточно для приспособления к новым условиям жизни. Жизнь ребенка будет в опасности, если за ним не будет ухаживать взрослый.

Поведение новорожденного фрагментарно, оно состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов, вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются быстро, автоматически и никак не контролируются произвольно.

2. Развитие ребенка в период новорожденности:

2. 1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица -  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

 

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

 

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

 

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

 

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

2. 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальнй психической жизни ребенка. Л.С.Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим. Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

Второй: жизнь новорожденного, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной но и психической. В качестве аргумента в пользу этого – факт готовности ЦНС к обслуживанию психических проявлений, новрожденный реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, в целом развиты все виды анализаторов. К моменту рождения состояние ЦНС обеспечивает начало его психической жизни.

Таким образом, центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

 

 

УМК Психология развития

Похожие публикации


Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития

12-09-2017 Лекции
Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Понятие развития. Характеристики развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Научные и прикладные задачи психологии развития.
Психология развития УМК
подробнее

Лекция 2. Методология и методы психологии развития

12-09-2017 Лекции
Принципы психического развития. Методы психологии развития
УМК Психология развития
подробнее