Студентам предлагается аргументировать высказывание автора статьи (на выбор) на основе анализа научной статьи, которая предлагалась для углубленного изучения по дисциплине "Психология развития":
- Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Психология развития: Хрестоматия. – СПб., Питер, – 2001. – С. 12-23.
«Процессы роста, созревания и развития все более опосредствуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. … В современной науке сложилась генетическая основа теории индивидуального развития, раскрывающая определенные закономерности формирования человека в процессе его воспитания, образования и обучения. Но формирование человека от рождения до зрелости не исчерпывает всего цикла индивидуально-психического развития» – аргументируйте данное выказывание.
- Костюк Г.С. Принцип развития в психологии Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М., 1981. – Ч.2. - С. 10-13.
«Диалектический характер развития находит свое выражение в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций» – каких тенденций и как они противоречат друг другу? Аргументируйте свои выводы.
- Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М., 1981. – Ч.2. - С. 121-125.
«…влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» – аргументируйте данное выказывание.
- Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. - М., 1981. – Ч.2. - С. 7-10.
«В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования. В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта» –какая форма опыта присуща ребенку и каким образом он усваивается в онтогенезе. Аргументируйте данное высказывание.
- Рубинштейн С. Л. Обучение и развитие //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1945-1979 гг./ Под ред. Ильясова, Ляудис. – М.: МГУ, 1981. – с.186-195.
«Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. Организм развивается, функционируя; человек — взрослый — развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» – аргументируйте основной закон психического развития, выдвинутый С.Л.Рубинштейном.
- Ганзен В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С. 81-97.
«Рассмотрение основных компонентов онтогенеза (стадий, периодов, фаз) в их развитии является необходимым, но не достаточным для осуществления системного подхода. Для системного подхода необходимым является не только рассмотрение явлений в их развитии, но и установление связей между ними» – что позволяет понять исследование связей, количественных и качественных соотношений между ними. В чем преимущества «онтогенетической сетки». Аргументируйте свое высказываение.
- Валлон А. Факторы психического развития ребенка // Психология развития: Хрестоматия / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С.46-56.
«История живого существа определяется генотипом и формируется фенотипом. Взаимоотношения между генотипом и фенотипом изменчивы» - в чем проявляется данная изменчивость, какие противоречия преодолеваются и какие равновесия устанавливаются в процессе онтогенеза. Аргументируйте свое высказывание.