Новости События Общее

Коллоквиум по научным статьям по дисциплине "Психология развития" (1)

11-11-2019 Текущий контроль знаний
Коллоквиум по научным статьям по дисциплине "Психология развития" (№ 1)

 Студентам предлагается аргументировать высказывание автора статьи (на выбор) на основе анализа научной статьи, которая предлагалась для углубленного изучения по дисциплине "Психология развития":

  1. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Психология развития: Хрестоматия. – СПб., Питер, – 2001. – С. 12-23.

«Процессы роста, созревания и развития все более опосредствуются накопленным жизненным опытом и образовавшимися типологическими и индивидуальными чертами. … В современной науке сложилась генетическая основа теории индивидуального развития, раскрывающая определенные закономерности формирования человека в процессе его воспитания, образования и обучения. Но формирование человека от рождения до зрелости не исчерпывает всего цикла индивидуально-психического развития» –  аргументируйте данное выказывание.

  1. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. -  М., 1981. – Ч.2. - С. 10-13.

«Диалектический характер развития находит свое выра­жение в становлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций» – каких тенденций и как они противоречат друг другу? Аргументируйте свои выводы.

  1. Ананьев Б.Г.  Генетические  и  структурные  взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. -  М., 1981. – Ч.2. - С. 121-125.

«…влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» –  аргументируйте данное выказывание.

  1. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. -  М., 1981. – Ч.2. - С. 7-10.

«В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования. В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта»какая форма опыта присуща ребенку и каким образом он усваивается в онтогенезе. Аргументируйте данное высказывание.

  1. Рубинштейн С. Л. Обучение и развитие //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1945-1979 гг./ Под ред. Ильясова, Ляудис. – М.: МГУ, 1981. – с.186-195.

«Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созрева­ет, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых осваивая то содер­жание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспи­тывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. Организм развивается, функционируя; человек — взрослый — развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» –  аргументируйте основной закон психического развития, выдвинутый С.Л.Рубинштейном.

  1. Ганзен В. А., Головей Л. А. К системному описанию онтогенеза человека // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский кол­лектив сотрудников кафедры психологии развития и дифферен­циальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С. 81-97.

«Рассмотрение основных компонентов онтогенеза (стадий, периодов, фаз) в их развитии является необходимым, но не до­статочным для осуществления системного подхода. Для сис­темного подхода необходимым является не только рассмотре­ние явлений в их развитии, но и установление связей между ними» – что позволяет понять исследование связей, количественных и качественных соотношений между ними. В чем преимущества «онтогенетической сетки». Аргументируйте свое высказываение.

  1. Валлон А. Факторы психического развития ребенка // Психология развития: Хрестоматия / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб: Питер, 2001. – С.46-56.

«История живого существа определяется генотипом и формируется фенотипом. Взаимоотношения между генотипом и фенотипом изменчивы» - в чем проявляется данная изменчивость, какие противоречия преодолеваются и какие равновесия устанавливаются в процессе онтогенеза. Аргументируйте свое высказывание.

Текущий контроль знаний Психология развития ЭУМК УМК

Похожие публикации


Коллоквиум по научным статьям по дисциплине "Психология развития" (2)

01-12-2019 Текущий контроль знаний
Коллоквиум по научным статьям по дисциплине "Психология развития" (№ 2)
Психология развития Текущий контроль знаний
подробнее