Коллоквиум по научным статьям по дисциплине "Психология развития" (2)
- Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1977. – С. 379-385.
«…большая ошибка – думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно…» - каким образом образуются математические понятия у ребенка. Имеет ли значение возраст ребенка в формировании математических понятий? Аргументируйте данное высказывание.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 120-131.
«есть основание считать, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны — рациональной, волевой или эмоциональной. Личность – это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития» – аргументируйте высказывание.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В.Петровского. – М., 1977. – 383-385.
«Детская психология ничего не хочет знать о тех переломных, скачкообразных и революционных изменениях, которыми полна история детского развития и которые так часто встречаются в истории культурного развития… Научное сознание, напротив, рассматривает революцию и эволюцию как две взаимно связанные, и предполагающие друг друга формы развития. Самый скачок, совершаемый в развитии ребенка в момент подобных изменений, научное сознание рассматривает как определенную точку во всей линии развития в целом» - какое значение это имеет к истории культурного развития и какие выводы из данного положения делает Л.С. Выготский? Аргументируйте данное высказывание.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М., 1981. - С. 509-517.
«…процесс изменений внутри стадий в целом идет, образно говоря, в двух встречных направлениях. Основное, решающее направление этих изменений – от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка, круга, его деятельности к развитию действий, операций, функций. Другое направление – это направление от вторично возникающей перестройки функций, операций к развитию данного круга деятельности ребенка…» - как выражается диалектика внутристадиального и межстадиального развития психики? Аргументируйте высказывание.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 69-176.
«…у человека существует самостоятельная потребность в общении, т. е. не сводимая к другим нуждам (например, к нужде в пище и тепле, во впечатлениях и активности, в стремлении к безопасности)... потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Поскольку такое знание тесно переплетается с отношением к другим людям, можно говорить, что потребность в общении есть стремление к оценке и самооценке: к оценке другого человека, к выяснению того, как этот другой человек оценивает данную личность, и к самооценке» - Аргументируйте данное высказывание.
- Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.– С. 76-181.
«…можно утверждать, что именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Как показывают экспериментальные исследования … между ролью и характером соответствующих ей действий ребенка имеется тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство» – в чем эта связь и единство выражаются? Что составляет основное содержание ролей? Аргументируйте данное высказывание.