Новости События Общее

Лекция "Диагностический процесс"

20-02-2021 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития: основы психолого-педагогической диагностики"

Лекция 3. «Диагностический процесс»

 

  1. Этапы психодиагностического процесса.

2. Требования к диагностической методике.

3.Требования к протоколу обследования.

4. Требования к психодиагностическому заключению.

5. Профессионально-этический кодекс психодиагноста.

6. Требования к специалисту-смежнику.

 

Этапы диагностического процесса

Диагностическая технология – система процедурных требований, выполнение которых обеспечивает получение достоверных результатов.

Включает в себя ряд этапов.

  1. Выявление психологических проблем, существующих в реальной действительности, в конкретной ситуации (оценка ситуации).
  2. Постановка цели, соответствующей выявленным проблемам.
  3. Формулировка задач диагностического обследования ( детализация цели).
  4. Выбор диагностических средств, исходя из цели, задач, объекта, предмета исследования, ограничений по времени и ресурсам.
  5. Построение детализированного сценария обследования, включая проведение процедур сбора информации, обработки результатов, выдачи рекомендаций и др.
  6. Проведение обследования.
  7. Статистическая обработка полученной информации.
  8. Интерпретация полученных результатов в категориях, доступных не только специалисту, но и неспециалисту.
  9. Выдача рекомендаций по возможной коррекции, терапии или развитию.

Предварительная подготовка  психолога должна включать подготовку тестовых материалов, оптимальное их размещение, подробное знакомство с процедурой проведения, предварительный инструктаж.

Условия проведения должны быть стандартизированы – это относится к словесным инструкциям, времени обследования, тестовым материала.

Особое внимание уделяется факторам окружающей обстановки: помещение должно быть изолированным от шума и освещено, недопустимо прерывание тестирования, имеет значение манера поведения психолога и  др.

Диагностическая   деятельность  может быть представлена  в виде разных этапов процесса  переработки  информации, ведущих к принятию  решения, — диагнозу и прогнозу.  Основные  этапы диагностического   процесса  сводятся  к

1) сбору данных в соответствии  с задачей исследования,

2) их переработке, интерпретации   и

3) вынесению  решения  (диагноз  и прогноз).  Рассмотрим   наиболее  существенные  вопросы, возникающие   на этих этапах.

Этап сбора данных.

Сбору данных  с помощью  диагностических   методик  предшествует  период  ознакомления   с некоторым   комплексом   объективных   и субъективных   показателей (беседа, история  болезни, заключения   других специалистов   и т. д.) об обследуемом, в ходе которого  формируется  исследовательская   задача. Авторы всех известных диагностических   методик  обращают  особое  внимание  на тщательное  предварительное  изучение  испытуемого, необходимость  учета его прошлого  и настоящего. Этим  создается  основной   фон  исследования, намечаются  элементы  рабочей картины  личности, необходимой  для диагноза  и прогноза.

Поскольку   психодиагностическое    обследование   всегда образует  систему  взаимодействия   «экспериментатор—испытуемый»,  в литературе  немало  внимания уделяется  анализу  влияния   различных  переменных, включенных   в эту систему. Обычно выделяются  ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя  и обследуемого. Значение этих переменных достаточно  велико, а их влияние  должно учитываться  при планировании и проведении  исследований, обработке  и использовании   полученных  результатов. Вполне  понятно, что невозможно   контролировать   все факторы, могущие  оказать влияние  на процесс  тестирования.   Тем не менее подготовка  к тестированию  должна исключить  возникновение   непредвиденных   обстоятельств  и обеспечить  единообразие  процедуры.   Стандартизация   условий  тестирования   касается  не только инструкций   и всего  того, что связано  с предложением   обследуемому  тестового материала, но и обстановки  тестирования.   В связи с этим важнейшая  обязанность разработчика  теста — полное  и ясное  описание  всех этапов  процедуры  тестирования.  Значительное   внимание  должно  быть уделено  установлению   раппорта  с испытуемым.   Психолог, начиная  работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил, насколько  это возможно, полное  сосредоточение   обследуемого  на предъявляемых  задачах и приложение  всех сил для того, чтобы их решить искрен но и честно.

В отечественной   психодиагностике   разработана  оригинальная   классификация психодиагностических    ситуаций.  В. И. Дружинин  (1990) полагает существование четырех вариантов  таких ситуаций:  1) добровольное  участие в обследовании   и самостоятельный  выбор дальнейшего  поведения  (например, психологическая   консультация);  2) принудительное   участие  в обследовании, но самостоятельный    выбор дальнейшего  поведения  (например, обследования   студентов-психологов    при раз- работке  тестов);  3) принудительное   участие  в обследовании   и выбор  поведения после  обследования   навязан  (например, тестирование   для определения   соответствия  требованиям   занимаемой   должности);   4) добровольное   участие  в обследовании, но выбор дальнейшего  поведения  навязан  (например, профессиональный отбор).  К этому можно  добавить, что любое психодиагностическое    обследование актуализирует  у испытуемого  мотив  экспертизы, минимизация   которого  — одна из важнейших  задач психолога.

При  выборе  методик  следует руководствоваться   и тем, что можно  обозначить как  широту  охвата ими  личностных   особенностей.    От этого  зависит  и точность диагностического   решения, прогноза.  Л. Кронбах и Г. Глесер рекомендуют  ступенчатую стратегию, при которой  первоначально   используются  методики  недостаточно стандартизированные, позволяющие   получить наиболее  общие представления о личности  (например, проективные   методики).   Они «могут нанестивред только в том случае, когда основанные   на таких методиках  гипотезы  и предположения   об испытуемом   рассматриваются   как  окончательные   заключения»   (Cronbach   and Gleser, 1965, p. 146). Диагноз  и прогноз  осуществляются   на основе  проверки  ги- потез с помощью  методик, позволяющих   получить  более локальные  данные.

После  формулирования    диагностической    задачи, выбора  соответствующих методик  и проведения   исследования   полученные  результаты  должны  быть представлены  в том виде, который  определяется   особенностями   используемых  методик.  «Сырые»  оценки  преобразуются   в стандартные   величины, рассчитывается коэффициент   интеллекта, строятся  «профили  личности»  и т. д.

Этап сбора данных

Вначале работы необходимо мотивирование испытуемых на участие в исследовании: личный интерес испытуемого вызывает наименьшее число искажений.

Если психодиагностическое исследование проходит в ситуации экспертизы, нужно согласовать план с администрацией учреждения.

Обследование желательно проводить в изолированном и достаточно просторном помещении, для каждого испытуемого предоставить комплект протоколов, письменные принадлежности. Оптимальное время тестирования - с утра, 3-4 часа, максимум - 6 часов. Учитывать возраст испытуемых.

Этап переработки и интерпретации

Обработку начинают с составления сводных таблиц полученных данных, в них вносятся числовые данные и данные качественного характера для каждого испытуемого.

Проводится проверка качества полученных данных - ошибки в написании чисел, "выскакивающие" (сильно отличающиеся от других) значения и принятие решения об их выбраковке.

Для анализа качества используемых методов и определения способов дальнейшей обработки данных рассчитываются первичные статистики: меры центральной тенденции и меры изменчивости исследуемых переменных, определяется форма кривой распределения полученных результатов.

Большинство   специалистов   в области  психодиагностики   согласны  с тем, что количественная   оценка  полученных  результатов  (в виде стандартных  величин, профилей)  весьма полезна.  Однако  существуют противоречивые   мнения  о том, какой путь обобщения  данных исследования   ведет к более надежному  прогнозу:  клинический, более ориентированный    на субъективный   опыт, интуицию, или статистический, основанный   на объективных, формализованных   критериях1.

Клинический   подход опирается  на анализ  в основном  качественных  показателей, стремясь  охватить  их во всей полноте.  Его существенной   особенностью   является доверие к «субъективному  суждению»  и профессиональному    опыту.

Статистический   подход предусматривает   учет объективных  (количественных) показателей, их статистическую  обработку  в виде, например, уравнения  регрессии или  факторного   анализа.   Роль  субъективного   суждения  сводится  к минимуму.

Статистический   подход не может заменить клинический, когда ставится  задача всестороннего   описания  личности, раскрытия  причинных   связей  и отношений.   Трудно  найти  альтернативу  клиническому подходу и в тех областях исследования  личности, в которых использование тестов оказывается  малоэффективным.    

Проводятся более сложные виды математико-статистического анализа в соответствии с выдвинутой гипотезой - оценивается достоверность различий в группах испытуемых, строятся обобщающие факторы и пр.

Исходя из полученных результатов, возможна коррекция выдвинутых ранее целей и задач, исследовательской модели изучаемого явления.

Этап принятия решения - оценивание результатов и проверка гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции, соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями, формулирование общих выводов и диагноза.

Диагноз  неразрывно   связан  с прогнозом.   Деятельность специалиста  в области  психодиагностики   не ограничивается   описанием   индивидуальных особенностей   того или иного явления, поиском  вызвавших  его к жизни причин  и соотнесением   этих знаний  со структурой  и динамикой  личности.  Практическая  ценность  диагноза  во многом  определяется   возможностью   осуществления на его основе  прогноза.

Л. С. Выготский  считает, что содержание   прогноза  и диагноза  совпадает, но прогноз  «строится  на умении  настолько  понять  внутреннюю  логику самодвижения процесса  развития, что на основе  прошлого  и настоящего  намечает  путь раз- вития при всех прочих условиях, сохранившихся   в прежнем  виде». Условием  проникновения    во «внутреннюю  логику  самодвижения   процесса  раз- вития»  является  разбивка  прогноза  на отдельные  периоды  и длительные  повтор- ные наблюдения.

В диагнозе  и прогнозе  должны  быть учтены не только  особенности   личности, нашедшие  свое место в теоретической   модели.  Необходим  анализ  условий  окружающей  среды, специфичности    конкретной   ситуации.   Определить, например, пригодность   к той  или  иной  деятельности   невозможно   вне  требований, к ней предъявляемых.   Характеристика   особенностей  личности  вне социальных  условий лишена  почвы, «повисает  в воздухе».  «Мы  можем  понять, что такое  "ленивый мальчик", если нам известно, кто именно, в каких  социальных  условиях, кому и на каких основаниях  дал такое определение».   

 

 

 

Психодиагностическое     исследование    завершается   разработкой    программы действий, которые  необходимо   осуществить  в связи  с полученными   результата- ми, рекомендациями   по выбору оптимальных  методов терапии  заболевания, реабилитации  и т. д. Еще Л. С. Выготский  обращал внимание   то, что подобная  про- грамма или, как он пишет, «назначение», вносит элемент практики  в исследование, «является  его конечной  целевой  установкой, оно сообщает  смысл всему исследованию».

 

Этап представления результата.

Форма представления в соответствии с задачей исследования. Заключение может быть представлено в форме справки или отчета. Следует учитывать особенности написания заключения.

Итоги диагностического   исследования  должны  быть представлены  в объясняющих понятиях, т. е. описываются   не результаты, полученные  с помощью  конкретных  методик  с привлечением   специальной   терминологии, а их психологическая  интерпретация.   Используемые   термины  должны  «доопределяться»   путем отнесения  к соответствующей   теории, например  «интроверт  по Айзенку» или «интроверт  по Роршаху».

Психодиагностика пытается ответить на три вопроса:

Что происходит?

Чем это вызвано?

Что будет дальше?

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия. При решении данной психодиагностической задачи психолог четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом.

При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация

 

2. Требования к диагностической методике

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиаг­ностическим методикам разного типа.

1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять сле­дующим требованиям:

а)  должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт), должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концеп­тов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт,

должностное положение). Должны быть конкретизированы цели ис­пользования результатов: для прогноза успешности профессиональ­ной деятельности, для психологического вмешательства, для приня­тия правовых, административных решений, для прогноза стабильно­сти коллектива и т. п.;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначно­го алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему спе­циальных психологических знаний, или ввода в компьютер, исполь­зуемый для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки должна использовать статистически обо­снованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (ди­агностические суждения) на основе тестового балла должны сопро­вождаться указанием на вероятностный уровень статистической дос­товерности этих выводов;

г)  тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентатив­ность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабже­ны средствами контроля за достоверностью, позволяющими автома­тически отсеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Экспертные методы:

а) данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов. До­полнение: инструкции по применению снабжаются указанием на тре­буемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б)  инструкции по применению должны пройти специальные ис­пытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуко-или видеозаписей и т. п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя та

та­кое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г)  пользователи-разработчики должны иметь возможность вос­произвести нормативное исследование по измерению экепертжж со­гласованности на эталонном наборе данных;

д) головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пе­ресмотренными стандартами методики).

Любая методика, неудовлетворяющая перечисленным выше тре­бованиям, не может считаться профессиональной психодиагностичес­кой методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций в обязанности- которых входит / составление библиотек «аттестованных психодиагностических мето­дик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться пригодной для применения в практи­ческой психологии. Это не исключает возможность применения не­аттестованных методик в исследовательских целях.

 

3. Требования к диагностическому протоколу

Каждый протокол должен быть оформлен на отдельном листе и содержать исчерпывающую информацию, позволяющую проверить правильность подсчета и интерпретации результатов. Каждый протокол должен содержать шкалу, содержащую указание на:

Название методики

Фамилию исследователя

Фамилию и имя испытуемого

Возраст испытуемого

Образование и статус испытуемого

Дату проведения исследования

Номер теста

В рабочей части протокола содержатся:

Информация об ответах на каждый пункт теста

Рисуночная продукция

В случае стандартизированного протокола ответ заполняется по стандарту.

Подсчет баллов (числовые значения подсчитанных баллов):

Перевод с стандартную шкалу

Профильные изображения

На оборотной стороне протокола (или на вклеенной части) дается первичная интерпретация показателей, первоначально без отнесения к результатам остальных методик.

 

4. Требования к диагностическому заключению

Заключение – документ о результатах диагностики; строится на доступных после обследования данных. Видоизменяется в зависимости от цели, ситуации диагностики, адресата, теоретических установок и специализации психолога.

  • Обязательное требование – соответствие потребностям, интересам и квалификации заказчика.

Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам - заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций.

  • В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннотация содержательного характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных.
  • В заключении должны быть отражены отличительные свойства обследуемого, т.е. показатели высокие или низкие по диагностическим шкалам.

Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

  • . В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация.
  • Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.
  • . Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться от­дельно для иллюстрации или пояснения подхода.
  • Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально­ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с какими нормами сравниваются показатели индивида.
  • При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики.

Примерный алгоритм заключения:

1. Описание проблем, жалоб индивида.

Например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости  и др.

2. Описание плана и программы диагностики.

3. Краткое описание специфики работы испытуемого с тестами: уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценки, наличие безучастного отношения, критичность в ситуации обследования и др.)

4. Ответ на конкретный вопрос заказчика – излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования.

5. Резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании, формулируется психологических диагноз.

Виды заключений:

1. Описательное заключение – содержит описание личности без определенной направленности, соответствует психологической характеристике.

2. Оценочное заключение – в соответствии с заданными критериями психолог выражает в нем профессиональное отношение к личности обследуемого.

3. Консультативное заключение – на основании обследовании предлагаются рекомендации, направленные на коррекцию или развитие личности.

 

 

5. Профессионально-этический кодекс диагноста.

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования [16].

Любой профессиональный психолог должен строго  соблюдать профессионально-этические принципы психодиагностики. Воссозданное в 1994 году Российское  психологическое  общество подготавливает совместно  с  отраслевыми  министерствами   и  ведомствами  (прежде  всего  с  министерствами образования здравоохранения  РФ)  серьезные  законопроекты,  регламентирующие   доступ  к   психодиагностической  информации  и  порядок  использования  психологических тестов в стране.

Ведомственные    организационные     нормативы    и правила   проведения  психодиагностики   отражены,  в частности,   в   "Положении  о   службе  практической психологии   образования   в   Российской  Федерации" (Вестник образования, 1995, N7).

Любой   пользователь должен   знать   общие принципы,  которым   следует  его   коллега психолог   в   области   соблюдения  профессионально-этических норм  в психодиагностике.  Без соответствующих  знаний  он  не  сможет понять,  почему в некоторых случаях  психолог  просто не имеет права доверить  кому-либо не  только формулирование  заключения  по  тесту,  но и  сбор первичной информации  и  должен  проводить   все  психодиагностическое  обследование  от  начала до  конца самостоятельно. 

Именно  психолог  несет всю  полноту ответственности   за   возможный  моральный   и  косвенный материальный  ущерб,  в том  числе ущерб  для соматического  и  нервно-психического  здоровья, который может  быть   причинен  испытуемому  при  неправильном проведении обследования.

Общие требования к профессиональной этике можно разделить на [14]:

- требования к разработчикам тестов;

- требования к психологу-пользователю;

-  требования к специалистам (не являющимися психологами).

Изложим кратко основные профессионально-этические принципы в том виде, в каком они распространяются на всех пользователей сертифицированных психодиагностических методик. Это изложение дополнено необходимыми комментариями, поясняющими, как должно строится взаимодействие пользователей  с психологами в связи с тем или иным изложенным здесь принципом [16].

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости  от  типа диагностической методики.

Например,  для  правильного  применения  индивидуальных тестов интеллекта  и большинства  личностных тестов и  опросников  и  особенно проективных  техник требуется   относительно  длинный   период  интенсивного обучения. В то время как для тестирования достижений  в  учебной  и  профессиональной  деятельности нужна минимальная специальная подготовка.

Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой  он  проводит  обследование,  так  и  для  конкретного  человека,  которого  он  обследует.   Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность.

Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете другой касающейся индивида информации.

В тех случаях, когда результаты стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности этих результатов.

Психолог должен знать границы  своей компетенции и ограниченность используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Как  правило,  в  большинстве  развитых  стран получения  диплома  о  высшем   психологическом  образовании  еще  недостаточно  для получения  права на психологическую практику. Для получения соответствующей  лицензии  кандидат проходит процедуру аттестации,  включающую  специальные  экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик.

Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы требований к любым исполнителям, предусматриваются  в  работе  соответствующих   комиссий  Российского  психологического  общества.   Профильное  образование  в  данном  случае  служит  инструментом более адекватной   подготовки   к  подобным профессиональным испытаниям,   служащим   своего   рода   вступительным экзаменом   для   новых   членов   психологического общества.

Таким  образом,  для  того,  чтобы  быть свободным от  ограничений   в  доступе   к  психодиагностическим методикам   и   информации,  пользователь должен:

-  пройти соответствующую   психологическую    подготовку; 

- получить   диплом  государственного  образца; 

- пройти  процедуру  аттестации  и  стать членом  Российского  психологического  общества. 

И уже в  этом  качестве  получить  право  на  приобретение и использование    любых    методик,  распространяемых специализированными    предприятиями    и    изданиями общества  среди  членов  общества,  а  также  федеральными   и   региональными   центрами    службы  практической психологии образования.

Пользователь,  не   прошедший   процедуру  аттестации, должен  получать психодиагностическую информацию "из рук" профессионального  психолога. В  некоторых случаях  он  может  сам провести  обследование, но  под  руководством психолога.  Для   разъяснения  того, как разделяется ответственность  в этом  случае, сформулируем следующий дополнительный принцип [16]:

1а. Принцип личной ответственности.

Если психолог  привлекает  к  определенным  работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей,   не   являющихся  аттестованными   специалистами   в области   психодиагностики,  то  вся полнота  ответственности   за  правильность   проведения  методики   и   корректность  интерпретации   и  использования    ее    результатов     целиком    лежит  именно  на психологе. 

При    проведении     группового  тестирования  по   разветвленной психодиагностической  программе  (независимыми   исполнителями     в     разных     помещениях   в   разное   время)   психолог   должен   лично   завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им результаты обследования.

2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип "профессиональной тайны"). 

В кратком изложении этот принцип гласит: сертифицированные  психологическим  обществом профессиональные психодиагностические    методики могут   распространяться  только  среди  аттестованных специалистов.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и  предупреждение их неправильного применения. Доступ  к  таким  методикам должен  быть ограничен теми  людьми,  кто  имеет  профессиональную заинтересованность и  гарантирует их  правильное использование, то есть они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов.

 Специально подчеркнем,   что  сохранение профессиональной  тайны  имеет значение  не столько для  поддержания  авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны  поступать в открытую  продажу. 

Вскоре после создания новой методики ее распространяют только для исследовательских целей. Это условие должно быть ясно указано в руководстве и, соответственно, применение этой методики должно быть ограничено только кругом лиц, участвующих в накоплении банка данных по этой методике и не использующих ее для вынесения отдельных выводов без параллельного использования других надежных методик.

Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их проверка и повторная стандартизация, проводимые так часто, как это требуется, чтобы предотвратить их старение.

Быстрота, с которой методика устаревает, очень различна и зависит от ее содержания. Сертифицированные психодиагностические методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описании, ни для использования их при самооценке. Исключение составляют устаревшие тесты достижений, задания этих тестов можно публиковать в специальных брошюрах для тренировки учащихся в выполнении подобных тестов.

Исключения,  касающиеся  тестов  достижений  и методов  экспертной  оценки,  формулируются  следующим образом:

2а. Сертифицированные  тесты  достижений, разработанные   в   центрах,   аккредитованных  органами народного  образования,  могут  использоваться  педагогами  как  для оперативного,  так и  для аттестационного   контроля   уровня  знаний.   Любой  педагог может  самостоятельно  разработать  тест достижений, но  использовать  его он  может только  для оперативного контроля за уровнем знаний своих учеников.

2б. Методы  экспертной  оценки  личностных качеств   учащихся  могут  использоваться  любым  педагогом,  но  их   результаты  могут  иметь  применение  только  в   оперативной  педагогической  работе  с  данными учащимися  и   не  могут иметь аттестационного  значения, то  есть передаваться другим лицам и организациям.

3. Принцип  обеспечения суверенных прав личности.

Вопрос,  возникающий в  особенности в  связи с использованием  личностных  тестов,   касается  посягательства  на  тайну  личности. Это  сложный вопрос, поскольку  о  сущности некоторых  тестов, раскрывающих  эмоциональные   и   мотивационные  особенности, а  также установки  личности, человеку  не сообщается,  и  он  может  проявить  такие черты  в ходе тестирования,  которые  для него  самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.

Основной  этический  принцип  в  данном случае гласит: человек  не должен  подвергаться какому-либо обследованию  обманным путем.  Это значит,  что человек  перед  обследованием должен  быть предупрежден, кто будет иметь доступ к  результатам обследования  и  какие  решения  могут  быть и  приняты.

В том  случае,  если обследованию  подвергаются несовершеннолетние  дети,  такое  предупреждение  должны совершенно официально получить родители. Поясним  здесь,  что  проинформированный  о  целях и  общем смысле  обследования (но,  конечно, не о  содержании  тестовых заданий)  испытуемый получает следующие возможности:

 а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения;

 б) отказаться от обследования, осознавая  при этом, от  каких  возможностей  он  отказывается  в случае положительных результатов обследования;

в)  не  формулировать  своего  отказа в  явной форме,  но  применить  собственную  тактику выполнения методики,  которая, с  его точки  зрения, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе.

Данный   этический   принцип,   который  охраняет право индивида отказываться  от участия  в обследовании  и,  следовательно,  защищает тайну  его личности, осложняет работу  психолога и  повышает требования   к   его   квалификации.   При  правильных взаимоотношениях  и  взаимном   уважении  психолога и обследуемого число отказов от участия  в диагностировании  может  быть  сведено  к  незначительному числу.

За. Учащиеся  проходят   сертифицированные  тесты  достижений  в  обязательны  порядке,  если эти тесты  утверждены  органами  народного  образования. В  качестве   возможной  формы   приема  выпускных экзаменов  в средних  учебных заведениях  и вступительных  экзаменов в  средние специальные  и высшие учебные заведения.

4. Принцип объективности.

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние   общие    впечатления   о личности обследуемого: симпатии  или,  наоборот,  антипатии,   равно  как и собственное состояние или настроение.

К сожалению, этот принцип слишком часто нарушается лицами, не имеющими специальной подготовки для проведения психодиагностических обследований и не обладающими необходимыми элементами самоуважения в своем профессиональном самосознании и практическими навыками корректного, доброжелательно-нейтрального общения с испытуемым.

5. Принцип конфиденциальности.

Вся  информация,   получаемая  в   процессе  обследования,   должна   быть   строго   конфиденциальной:   она должна  быть  доступна  только  для  тех,  для  кого  она предназначена.

В  отличие  от  предыдущей  проблемы  в данном случае вопрос стоит о  том, кому  и в  какой форме психолог  может  сообщать информацию  по результатам обследования.

Один из  ответов на  этот вопрос вытекает из принципа 4: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый. В этой связи, перед психодиагностом встают следующие вопросы. Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения или родители обследованного ребенка? Если сообщать кому-либо результаты тестирования, то как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину  ребенка, которого  за это  "можно  и нужно наказывать".  Но если  ребенок не  был предупрежден  о том,  что результаты  по тесту  узнают учителя и  родители, то  психолог вообще  не имеет  права сообщать их ни тем, ни другим.

Особые  ситуации  возникают,   когда  диагностические  результаты  запрашиваются  новыми  людьми,  как, например,  в  тех  случаях,  когда   будущий  наниматель  или  колледж  просят  предоставить   им  данные тестового   обследования  индивида.  В  таких  случаях  требуется  получить согласие индивида на передачу  данных. Это  же относится и  к  обследованию  в  клинике  или  консультации, а также  к  тестированию,  осуществленному  с  исследовательскими целями.

Другая   проблема   относится   к   сохранению  диагностических данных в  учреждениях. В  случаях, когда  данные  получены  либо для  длительного использования  в  интересах  индивида,  либо  для  научных целей,  для  предотвращения неправильного  их применения от психолога категорически  требуется обеспечить  строгий  контроль  за  доступом  любых  лиц к этим  данным.

Требование  конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в  тех случаях,  когда нераскрытие  диагностических  данных  представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.  

Применительно  к  обследованию  детей  на психолого-педагогических  консультациях   (комиссиях) в целях  выявления  недостатков  развития  следует отметить,  что  школа  получает  общее  заключение об итогах  исследования,  но  официальные данные  о результатах   выполнения   примененных    тестов   могут быть переданы только с согласия  самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например,   опекунов). 

Положение   о  конфиденциальности  диагностической  информации  введено,  в частности,  в  проект  Закона Российской  Федерации "Об  образовании   лиц   с   ограниченными  возможностями здоровья".

6. Принцип психопрофилактического изложения результатов.                

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый  также  должен  иметь   возможность  комментировать содержание своих результатов и в случае  необходимости  разъяснять  или  исправлять фактическую  информацию. 

Очевидно,  что в  этом случае мы  получаем,  как  минимум,  два  серьезных  производных требования:

а) при   сообщении  результатов   самому  испытуемому  должны  быть  соблюдены  соответствующие  меры предосторожности,  направленные  против   их  неправильного  использования, неверной  интерпретации или возможного появления невротически депрессивных  реакций или обострения депрессивного состояния (то есть  результат  должен   быть  преподнесен   по  возможности   в   ободряющем,   не   травмирующем   психику   и самооценку контексте)*;

б) если испытуемый    настаивает   на    том,   чтобы "переделать" тестовое  задание,   психолог  должен иметь   наготове  "запасной"  вариант  практически эквивалентной  методики   (ряд     профессиональных методик   специально  имеют   так  называемые "параллельные   формы"),   чтобы  убедить   самого  испытуемого,   что   ему   предоставлен  дополнительный   шанс,  с одной  стороны,  и  что  результаты   первого  тестирования  были  достаточно   достоверны,  с   другой  стороны.

*Примечание: в тех   случаях,   когда   школьному   психологу  заведомо  известно, что  данные тестирования  могут быть использованы  родителями  или  учителями  школьника  как  дополнительный  инструмент  в  конфронтации с  ним, (причем, формация носит психотравмирующий характер), то  психолог  имеет   право  вообще   не  сообщать   эту  информацию.

Во   всех  своих   профессиональных  действиях  психолог   следует  главному   императиву  своего этического  кодекса  "Не повреди!". И знание  об этом должно   сделать   понятным   для  всех,   почему  психолог    ограничивает    распространение    психодиагностической  информации:  он  делает  так  не   ради  сохранения  этой  информации  в  тайне,  а   ради  благополучия, психического  и  физического  здоровья  всех   людей.

 

6. Требования к использованию методик специалистами-смежниками

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учи­теля, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования:

а) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При на­личии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;

б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правиль­ное использование методики требует общих знаний о психодиагности­ке или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользо­ватель обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответ­ствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагности­ки психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

в) пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автомати­чески берет на себя обязательство по соблюдению профессиональ­ной тайны;

г)  пользователь соблюдает все этические нормативы в проведе­нии обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять дове­рием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет исполь­зована информация;

д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструк­цией, необходимыми показателями надежности и валидности, требу­ющие параллельного использования высокопрофессиональных экс­пертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами;

е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедур­ных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвраще­ния некорректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соответствии с меж­дународными профессионально-этическими стандартами, приняты­ми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответ­ственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая право­мочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфи­денциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная коо­перация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) мо­рально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.

 

 

сессия

Похожие публикации


Лекция "Психометрические основы диагностики"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Психометрические основы диагностики"
сессия
подробнее

Лекция "Основные подходы к диагностике личности"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Основные подходы к диагностике личности"
сессия
подробнее