Новости События Общее

Лекция "Лечение и коррекция СДВГ"

15-04-2020 Лекции
Лекция по учебному курсу "Педагогическое сопровождение детей с СДВГ", тема "Лечение и коррекция СДВГ"

Тема «Лечение и коррекция СДВГ»

 

  1. Мультимодальный подход при лечении СДВГ.
  2. Медикаментозное лечение.
  3. Физическая реабилитация
  4. Специальное образование.
  5. Психотерапия и коррекция детей и подростков с СДВГ.
  6. Релаксационные методы работы.

 

1. Мультимодальный подход к лечению СДВГ.

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием  преобладающих отклонений — дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции.

Целью терапии является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего необходимо изменить окружение ребёнка в семье, школе и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций.

Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать педиатру, психологу (а если такого нет, то педиатр должен обладать определёнными знаниями в области клинической психологии), педагогам и родителям. Только коллективная работа вышеназванных специалистов позволит добиться хорошего результата.

Первый уровень — метаболический — предполагает медикаментозные воздействия; выбор препаратов диктуется структурой поведенческого симптомокомплекса.

Второй уровень — нейропсихологический — включает нейропсихологическую диагностику и комплексную психомоторную коррекцию онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка.

Третий уровень — синдромальный — включает комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные элементы синдрома.

Четвертый уровень — поведенческий — предполагает разные формы бихевиоральной терапии в соответствии с когнитивной, суггестивной и другими видами психотерапии. Цель — формирование и отработка желаемых моделей поведения.

Пятый уровень — личностный — подразумевает использование различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на разрешение внешних и внутренних психогенных конфликтов, личностный рост, эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Чтобы избежать появления выраженных коморбидных поведенческих нарушений у детей и подростков с СДВГ, лечение лучше начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если же диагностическая и коррекционная работы не проведены своевременно, у ребенка могут сформироваться жесткие стереотипы поведения, которые к тому же зачастую усугубляются непоследовательным воспитанием в семье и неадекватными (не учитывающими индивидуальные особенности ребенка) требованиями в образовательном учреждении. Неусидчивость, отвлекаемость, импульсивность часто становятся причиной нарушения межличностных отношений детей с СДВГ со сверстниками, педагогами, родителями, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, деструктивному поведению. Таким образом, нежелательные реакции окружающих вызывают и в конечном счете усиливают конституциональный дефект.

Выбор методов коррекции детей и подростков с СДВГ обусловлен как индивидуальными особенностями клиента, так и возможностями (умениями и навыками) специалиста (психолога, психотерапевта) в рамках того или иного направления психотерапии, а также зависит от конкретного запроса. Имеет значение и степень выраженности основных проявлений СДВГ, и наличие сопутствующих нарушений.

Однако какие бы направления и методы ни были выбраны психологом, коррекционная работа окажется наиболее эффективной при условии реализации мультимодального подхода. В этом случае объединяются усилия специалистов, работающих с ребенком, и родителей. Врач проводит соответствующее лечение, а также разъясняет родителям причины возникновения СДВГ и разрабатывает индивидуальную программу помощи ребенку. Как правило, родители более склонны доверять врачу, нежели педагогу или психологу.

Врач информирует родителей о причинах возникновения и методах лечения ребенка. Желательно, чтобы медицинский специалист рассказал и педагогам о специфике взаимодействия с учениками, имеющими диагноз СДВГ. С этой целью врача-невролога можно пригласить на родительское собрание в школу. Если же подобный вариант невозможен, родители могут попросить врача написать краткие рекомендации для учителя. После постановки диагноза и получения основных рекомендаций врача психолог совместно с педагогами и родителями приступает к проведению коррекционной работы. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, но практика показывает, что гиперактивные дети часто испытывают затруднения при групповой форме работы, поэтому на первых этапах, пока у них еще не отработаны навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, отсутствует умение контролировать поведение, целесообразно проводить индивидуальные занятия.

Цель психотерапии детей и подростков с СДВГ — оказание им помощи в адаптации к существующим условиям жизни с учетом симптоматики данного заболевания. Одной из важнейших задач является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалиста, осуществляющего поддержку ребенка с СДВГ, должны быть направлены на выявление его сильных сторон (умений, навыков, черт личности), что помогает ребенку ощутить себя успешным, повышает самооценку и мотивацию достижений и в других областях деятельности.

Кроме коррекционной работы психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным учеником, составляет индивидуальную программу развития такого ребенка. Только в такой ситуации учитель в классе (или воспитатель в детском саду) может не только осуществить на практике индивидуальный подход к «особому» ребенку, помочь ему, но и оказать помощь психологу и врачу. Ведь зачастую именно педагог видит результаты медицинского и психолого-коррекционного воздействия на ребенка, поскольку все изменения в ребенке проявляются в первую очередь в учебной деятельности, требующей концентрации внимания, усидчивости и волевых усилий.

Главной задачей родителей оказывается обеспечение общего эмоционального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родители отслеживают эффективность проводимого лечения и сообщают о его результатах неврологу, психологу, педагогам.

Только при подобном подходе специалистов и родителей к решению проблем гиперактивного ребенка происходит последовательное единодушное воспитание и обучение, способствующее полнейшей реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения.

«Мультимодальное» лечение включает следующие этапы:

  • просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
  • обучение родителей и учителей поведенческим программам;
  • расширение круга общения ребёнка через посещение раз личных кружков и секций;
  • специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
  • медикаментозная терапия;
  • аутогенная тренировка и суггестивная терапия (гипноз).

1. В начале лечения врач и психолог обязательно проводят просветительную работу. Родителям (желательно также классному учителю) и ребёнку обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе СДВГ, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо испробовать всё многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данных нарушениях. Психолог (врач) должен объяснить родителям, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

2. Дети направляются на лечение лишь после проведения комплексного обследования.

Результаты скрининговых исследований распространённости СДВГ в российских школах (Санкт-Петербурга, Москвы, Владимира) подтвердили необходимость тестирования этого состояния при поступлении в школу, чтобы родители и учителя были вовремя информированы о возможности возникновения сложных ситуаций и могли как можно раньше начать коррекционную работу.

Залогом успеха также служит постоянное наблюдение специалистов за состоянием ребёнка вплоть до окончания школы и при необходимости изменение плана лечения.

 

2. Медикаментозная терапия

За рубежом медикаментозная терапия СДВГ используется более чем широко, например, в США применение лекарств является ключевым моментом лечения. Но до сих пор нет единого мнения о результативности лечения препаратами, нет и единой схемы их приема. Одни врачи считают, что назначаемые препараты приносят лишь кратковременный эффект, другие отрицают это.

Существует несколько стратегий лечения заболевания. Лекарственная терапия может проводиться непрерывно, либо используется метод «лекарственных каникул», т. е. в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается.

Однако нельзя надеяться только на лекарственные препараты, так как:

- не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект;

- психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд по бочных действий;

- применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребёнка.

При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже — антидепрессанты и нейролептики.

Психостимуляторы стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 г. и до сих пор это самые эффективные препараты при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев.

К этой группе препаратов относится:

метил фенидат (коммерческое название риталин), декстроамфета-мин (декседрин) и пемолин (цилерт).

Стимуляторы снимают не только основные симптомы СДВГ, но также множество социальных, ко­гнитивных и учебных проблем. В об­ласти социальных проблем стиму­ляторы улучшают взаимодействие мать—ребенок и семейные отноше­ния, снижают стремление верхово­дить и агрессию в отношениях со сверстниками и повышают способ­ность к работе и самостоятельной игре. В когнитивной области проис­ходит улучшение кратковременной памяти наряду с использованием стратегий, уже входящих в реперту­ар детей. В учебной сфере уменьша­ются разговоры в классе и наруше­ния дисциплины, а продолжитель­ность и точность учебной работы повышаются. Стоит отметить, что улучшения имеют место не только при СДВГ, так как нормальные де­ти, принимающие эти стимуляторы, также прогрессируют.

В целом, стимуляторы отличают­ся крайне высокой степенью безо­пасности, и имеется не много данных о привыкании, которое требовало бы увеличения доз.

Однако отмечаются побочные эффекты. Легкое ухудше­ние аппетита почти неизбежно, а у от­дельных детей могут также отмечать­ся такие реакции, как раздражи­тельность, головная боль или боли в животе. Опасения в отношении других побочных эффектов оказа­лись беспочвенными. Дети не пре­вращаются в «зомби», когда прини­мают лекарства; напротив, они бой­ки и сосредоточенны. Отсутствует и повышенный риск употребления наркотических веществ или зло­употребления ими. Негативное влия­ние на рост и вес редко бывает на­столько большим, чтобы стать кли­нически значимым. Однако общей проблемой со всеми лекарствами является то, что их положительные эффекты не сохраняются после пре­кращения их приема.

Высокая эффективность психостимуляторов объясняется широким спектром их нейрохимического действия, которое направлено в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. До конца неизвестно, увеличивают или снижают эти препараты содержание дофамина и норадреналина в синаптических окончаниях. Предполагается, что они оказывают общее «раздражающее» действие на эти системы, которое и приводит к нормализации их функций. Доказана прямая корреляция между улучшением метаболизма катехоламинов и снижением симптомов СДВГ [Zametkin A.J., Rapoport J.L., 1987].

В нашей стране эти препараты пока не зарегистрированы и не используются. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. Наши психоневрологи по-прежнему назначают аминалон, сиднокарб и другие нейролептики с гипертормозным действием, не улучшающим состояние этих детей. Кроме того аминалон оказывает неблагоприятное воздействие на печень. Проведено несколько исследований по изучению влияния цереб-ролизина и других ноотропов на симптомы СДВГ, однако в широ-. кую практику эти препараты пока не внедрены [Заваденко Н.Н. и др., 1997].

Нельзя родителям назначать самостоятельно эти препараты, экспериментировать на своих детях. Только врач, который знает состояние ребёнка, наличие или отсутствие тех или иных соматических заболеваний, может назначить препарат в соответствующей дозировке и будет следить за ребёнком, выявляя возможные побочные действия препарата. А они могут наблюдаться. Среди них можно назвать потерю аппетита, бессонницу, увеличение частоты пульса и кровяного давления, лекарственную зависимость. Менее часто возникают боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность, эйфория, плохое настроение, беспокойство, ночные кошмары.

Встречаются гиперчувствительные реакции в виде кожных сыпей, отёков. На эти признаки родители должны сразу обращать внимание и как можно быстрее сообщать лечащему врачу.

Антидипрессанты и нейролептики

В начале 70-х гг. в медицинской периодической печати появились сообщения, что длительный приём метилфенидата или дек-строамфетамина приводит к задержке роста ребёнка. Однако даль­нейшие неоднократные исследования не подтвердили связи между отставанием в росте и действием этих препаратов. 3. Тржесог-лава видит причину задержки роста не в действии стимуляторов, а в общем отставании развития этих детей, которая при своевременной коррекции может быть ликвидирована.

В одном из последних исследований, проведённых американскими специалистами в группе детей от 6 до 13 лет, было показано, что метилфенидат наиболее эффективен удетей младшего воз­раста. Поэтому авторы рекомендуют назначать этот препарат как можно раньше, с 6—7 лет.

Лекарство дают ребёнку утром, до ухода в школу и второй раз — днём, после занятий. На ночь, вследствие возможной бессонницы, препарат принимать нельзя.

В ходе многочисленных исследований было показано, что психолого-педагогические методы позволяют достаточно успешно и более длительно корректировать нарушения поведения и трудности в учёбе, чем использование лекарств. Медикаменты назначаются не раньше 6 лет и только по индивидуальным показаниям: в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и отклонения в поведении ребёнка не могут быть преодолены с помощью психолого- педагогических и психотерапевтических методов коррекции.

Эффективное использование стимуляторов ЦНС за рубежом в течение десятилетий сделало их «магическими пилюлями» [Spencer T.J., Biederman J., 1996], однако серьёзным недостатком остаётся кратковременность их действия. Многолетние исследования показали, что дети с синдромом, проходившие в течение нескольких лет курсы психостимуляторов, не отличались по успеваемости от больных детей, не получавших никакой терапии [Jacobvitz D., 1990]. И это несмотря на1 то, что непосредственно в ходе лечения наблюдалась отчётливая положительная динамика.

Кратковременность действия и побочные эффекты применения психостимуляторов привели к тому, что избыточное назначение их в 1970—1980 гг. уже в начале 90-х сменилось индивидуальным назначением с анализом каждого конкретного случая и периодической оценкой успешности лечения.

В 1990 г. Американская академия педиатров выступила против одностороннего применения медикаментов при лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Была вынесена следующая резолюция: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция...» [Campbell L.R., Cohen M. J., 1990]. В соответствии с этим приоритетной стала когнитивно-поведенческая терапия, а медикаменты применяются только в комплексе с психолого-педагогическими методиками.

Немедицинские опасности. Дву­мя родственными опасностями, свя­занными с фармкотерапией при ле­чении СДВГ, является вера в то, что лекарства — это панацея от всех бед и что «одна доза годится всем». Эти опасности имеют мало общего с позитивными эффектами самих лекарств и могут заметно ослож­нить оказание помощи детям.

Как мы видели, СДВГ сопровож­дается широким спектром проблем с вниманием. Несмотря на свою эффективность, медикаментозное лече­ние не решает их все. Оно не может магическим образом привить соци­альные и учебные навыки, которые дети не сумели приобрести, оно не за­трагивает недостаточную обучаемость и не устраняет всех трудностей, вы­званных попытками родителей (ко­торые сами часто страдают СДВГ) совладать со своими проблемными детьми. Более того, иллюзия «таблет­ки как папацеи от всех бед» служит оправданием тому, чтобы как роди­тели, так и специалисты не прибе­гали к другим формам лечения, ча­сто требующим немалых усилий.

Иллюзия «одна доза годится всем» игнорирует тот факт, что, хо­тя медикаментозное лечение в целом эффективно, дети сильно варьиру­ют в своих реакциях на него. У кон­кретного ребенка некоторые симп­томы и проблемы с вниманием мо­гут ослабляться, а другие дефекты остаются без изменений. Возможно даже, что ребенок станет лучше за­ниматься по одному учебному пред­мету, но не по другому — по неиз­вестным причинам.

Отмечается также вариабель­ность в выполнении медицинских предписаний. Родители могут проти­виться назначению лекарств, а под­ростки в особенности могут опасать­ся насмешек со стороны сверстников. Что касается врачей, то существует опасность прописывания слишком большого количества лекарства и последующей неспособности про­вести необходимую, но требующую времени проверку эффективности дозировки.

 

3. Специальное обучение: за и против

Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого- педагогической комиссии его переводят в специализированный класс.

Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости приданной патологии — невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличие от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте — класс для догоняющих.

Обязательным условием обучения детей с СДВГ в коррекционных классах является создание благоприятных условий для развития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов, индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. Класс желательно изолировать от внешних звуковых раздражителей, в нём должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.); ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исключить их влияние на других детей. Продолжительность занятий сокращается до 30-35 минут. В течение дня обязательно проводятся занятия по аутогенной тренировке.

Специалистами были проанализированы положительные и отрицательные стороны организации специализированных классов. Они пришли к заключению, что такие классы необходимы не только для больных детей, но и для здоровых коллективов, которые, исключив больных, индуцирующих своим поведением одноклассников, имеют лучшие условия для успешного обучения.

В то же время, организовывать класс исключительно для детей с СДВГ нецелесообразно, так как в своём развитии они должны опираться на успевающих учеников. Осо­бенно это касается первоклассников, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам.

В последнее время в связи с недостаточным финансированием организация классов коррекции нерациональна. Школы не в состоянии обеспечить эти классы всем необходимым, а также вы­делить для работы с детьми специалистов. Поэтому существуетспорная точка зрения на организацию специализированных классов для гиперактивных детей, которые имеют нормальный уровень интеллекта и лишь незначительно отстают в развитии от сверстников.

В то же время необходимо помнить, что отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих.

Дети с синдромом требуют постоянной медико-педагогической помощи («консультативного сопровождения»). В некоторых случаях на 1—2 четверти их следует переводить в санаторное отде­ление, в котором наряду с обучением будут проводиться и лечебные мероприятия.

После лечения, средний срок которого составляет, по данным 3. Тржесоглавы, 17 — 20 месяцев, дети могут вернуться в обычные классы.

 

4. Двигательная активность

Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.

Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, хорошо известен всем врачам.

Мышечная система отвечает увеличением работающих капилляров, при этом увеличивается снабжение тканей кислородом, в результате чего улучшается обмен веществ между мышечными клетками и капиллярами. Молочная кислота легко удаляется, поэтому предотвращается мышечная усталость.

Содержание гликогена в мышцах и в печени, а также энергия произведённых фосфатов увеличивается под влиянием систематической тренировки.

В дальнейшем тренировочный эффект сказывается на увеличении количества основных ферментов, воздействующих на кинетику биохимических реакций. Повышается содержание миог- лобина. Он не только ответственен за хранение кислорода, нотак же служит как бы катализатором, повышая скорость биохимических реакций в мышечных клетках.

Физические упражнения можно разделить на два вида — аэробные и анаэробные. Примером первых является равномерный бег, а вторых — занятия штангой. Физические упражнения анаэроб­ного характера увеличивают силу и массу мышц, а аэробного — улучшают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, увеличивают выносливость.

Большинство проведённых экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ — эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.

Получены убедительные данные о том, что физические упражнения полезны при целом ряде заболеваний. Они не только могут предупреждать появление острых приступов заболевания, но и об­легчают течение заболевания, делают ребёнка «практически» здоровым.

О пользе физических упражнений написано бесчисленное количество статей и книг. Но доказательных исследований на эту тему не так уж и много. Мы подробно остановимся на одном из них. Наблюдения касались 16 936 студентов, поступивших в Гарвардский университете 1916 по 1950 гг. и в 1962 или 1966 гг., заполнивших вопросник о состоянии здоровья. К 1978 г. 1413 наблюдав­шихся умерли (45% — от заболеваний сердца, 35% — от злокачественных опухолей, 10% — от травм).

В ходе наблюдений анализировались данные о физической нагрузке, заболеваемости, продолжительности жизни. Так, среди студентов, которые регулярно занимались спортом и ходьбой (с тратой энергии 20 000 калорий в неделю), смертность была на 25— 33% ниже, чем у тех, которые вели менее активный образ жизни.

Анализ полученных данных также показал, что физическая активность могла нивелировать вредное влияние курения, повышенного артериального давления и наследственной предрасполо­женности к каким-либо заболеваниям

В частности, среди мужчин с высоким артериальным давлением, которые с помощью физической нагрузки тратили в неделю 2000 калорий, смертность была наполовину меньше, чем среди страдавших гипертонической болезнью с меньшей физической нагрузкой. Ранняя потеря родителей предполагает наследственный риск. Среди тех лиц, чьи родители умерли в возрасте до 65 лет, занимавшихся активно физическими упражнениями, смертность была на 25% ниже по сравнению с теми, кто игнорировал упражнения.

Приведённые цифры убедительно доказывают пользу двигательной активности.

Вернёмся к нашей теме — синдрому дефицита внимания с гиперактивностью. Одним из главных симптомов является повышенная двигательная активность. Перед врачами встал вопрос: можно ли рекомендовать физическую нагрузку таким детям и если да, то в каком объёме?

Чешские и российские учёные провели ряд исследований состояния сердечно-сосудистой системы у 30 больных и 17 здоровых детей.

Ортоклиностатическое исследование выявило более высокую лабильность вегетативной нервной системы у 65% больных детей по сравнению с контрольной группой, что даёт основание предполагать снижение ортостатической адаптации у детей с синдромом.

«Расбалансировка» иннервации сердечно-сосудистой системы была выявлена и при определении физической работоспособности с помощью велоэргометра. Ребёнок крутил педали в течение 6 минут при трёх видах субмаксимальной нагрузки (1 — 1,5 ватта/кг массы тела) с минутным перерывом перед последующей нагрузкой.

Было показано, что при физической нагрузке субмаксимальной интенсивности частота сердечных сокращений у детей с синдромом более выражена по сравнению с контрольной груп­пой. При максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались и максимальный транспорт кислорода соответствовал уровню в контрольной группе.

Эти данные позволяют выработать рекомендации для занятий физической культурой детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

  • Так как физическая работоспособность этих детей в ходе исследований практически не отличалась от уровня контрольной группы, то двигательную активность им можно назначать в таком же объёме, что и здоровым детям. • Необходимо иметь в виду, что не все виды физической ак­тивности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
  • Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие.
  • Перед тем как ребёнок начнёт заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.
  • Давая рекомендации по рациональному двигательному режиму детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, врач должен учитывать не только особенности данного заболевания, но и росто-весовые данные детского организма, а также наличие гиподинамии. Известно, что только мышечная активность создаёт предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей задержки развития, часто отстают в росте и массе тела от здоровых сверстников.

 

5. Терапевтические вмешательства для детей с СДВГ

Модель терапевтических вмешательств для детей с СДВГ вытекает из этиопатогенетического понимания природы этого расстройства. Уровень функционирования ребенка определяется взаимодействием двух факторов: характеристик самого ребенка и характеристик социальной среды.

Эта модель особенно важна для детей с СДВГ, поскольку их поведение определяется больше внешними факторами, чем внутренними, и главные прогностические факторы — психосоциальные. Следовательно улучшить уровень функционирования можно путем влияния на ребенка (например, психофармакологического) и/или влияния на социальную среду (семья, школа, ровесники). Соответственно все терапевтические вмешательства при СДВГ можно разделить на две группы: те, что влияют непосредственно на ребенка, и те, что воздействуют опосредованно через влияние на среду.

Чтобы избежать появления выраженных коморбидных поведенческих нарушений у детей и подростков с СДВГ, лечение лучше начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если же диагностическая и коррекционная работы не проведены своевременно, у ребенка могут сформироваться жесткие стереотипы поведения, которые к тому же зачастую усугубляются непоследовательным воспитанием в семье и неадекватными (не учитывающими индивидуальные особенности ребенка) требованиями в образовательном учреждении. Неусидчивость, отвлекаемость, импульсивность часто становятся причиной нарушения межличностных отношений детей с СДВГ со сверстниками, педагогами, родителями, что, в свою очередь, может привести к конфликтам, деструктивному поведению. Таким образом, нежелательные реакции окружающих вызывают и в конечном счете усиливают конституциональный дефект ребенка (Шевченко Ю. С, 2003).

Проблема эффективности психологической помощи

Ниже приводится перечень основных терапевтических вмешательств при СДВГ, эффективность которых научно доказана. Наличие доказательств эффективности тех или иных методов помощи чрезвычайно важно. Оно не только помогает родителям и специалистам ориентироваться в многообразии методов и выбирать эффективные вмешательства, но и защищает от затрат времени и средств на то, что не помогает или же помогает мало.

Неэффективные методы помощи при СДВГ

  • Диетотерапия (диета Фейнгольда с исключением пищевых добавок, диета со сниженным содержанием углеводов и др.).
  • Лечение большими дозами витаминов, минеральными добавками, аминокислотами и др.
  • Метод сенсорной интеграции.
  • Мануальная терапия.
  • ЭЭГ-биофидбек (метод электроэнцефалографической обратной связи).
  • Терапия медикаментами, которые используются для лечения вестибулярной дисфункции.

По данным исследований, наиболее эффективными методами терапии при СДВГ являются психологическое просвещение, обучение родителей и педагогов методам управления поведением (поведенческой терапии), а также психофармакотерапия психостимулянтами или атомоксетином.

Психофармакотерапию можно считать базовым методом влияния на причины расстройства (психостимулянты и атомоксетин повышают концентрацию дофамина и норадреналина в нервных синапсах). Поведенческая терапия, которая основана на патогенетической концепции СДВГ, влияет на поведение ребенка путем организации факторов, действующих на мотивацию ребенка к позитивному поведению «здесь и сейчас». Когнитивная психотерапия и тренинг социальных навыков для детей в индивидуальной или групповой форме также дают положительный эффект, но более слабый по сравнению с предыдущими формами вмешательств причем лишь у детей старшего возраста (с 9—10 лет). Эффект удерживается лишь при условии одновременного обучения родителей/учителей способам оказания ежедневной поддержки и помощи ребенку в применении изученных техник и подходов. Поэтому данный метод является скорее дополнительным, чем основным.

 

3. Возможные терапевтические вмешательства

Основные терапевтические вмешательства при СДВГ

  1. Психологическое просвещение.
  2. Поведенческая (бихевиоральная) терапия.

 

 
  1. Возможные (основные и дополнительные) терапевтические вмешательства при СДВГ
  1. Дето-центрированные:
  • Психологическое просвещение ребенка/ подростка.
  • Психофармакотерапия.
  • Психотерапия.
  • Тренинг социальных навыков и др.
  1. Семейно-центрированные:
  • Психологическое просвещение родителей.
  • Обучение родителей методам управления поведением.
  • Семейная психотерапия.
  • Индивидуальная психотерапия/психиатрическая помощь родителям.
  • Социальная помощь семье.
  • Домашний видеотренинг общения и др.

3.Ориентированные на педагогическую среду (школа, детский сад):

  • Психологическое просвещение педагогов.
  • Применение специфических подходов в обучении и управлении поведением ребенка с СДВГ в школе, детском саду.
  • Выбор учебной среды (специализированная школа и т.п.) и др.

Согласно современному европейскому протоколу, психологическое просвещение и обучение методам поведенческой терапии родителей и педагогов является основной формой помощи как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Психофармакотерапия является базовым вмешательством и применяется у детей с более тяжелыми формами СДВГ в школьном возрасте (речь идет о наличии выраженных первазивных симптомов расстройства, которые серьезно нарушают жизнедеятельность ребенка). В этих случаях рекомендуется начинать с психофармакотерапии и при ее недостаточной эффективности дополнять поведенческой терапией, а при более легких формах СДВГ у школьников ее следует применять после поведенческой терапии, если с помощью последней не удалось достичь серьезных терапевтических результатов.

В выборе методов вмешательства (в частности между поведенческой терапией, психофармакотерапией или их объединением) важную роль играют не только «протокольные» рекомендации, но и мнение родителей, их готовность и открытость к применению того или другого метода. Что касается детей с СДВГ в дошкольном возрасте, то здесь психофармакотерапия может применяться лишь в исключительных случаях, когда при максимально полном использовании поведенческих вмешательств сохраняются значительные нарушения поведения, препятствующие нормальному функционированию ребенка. Когнитивная психотерапия и тренинг социальных навыков рассматриваются как вспомогательные методы, их целесообразно применять в группе детей школьного возраста и подростков. Перечисленные терапевтические вмешательства представляют основу мультимодальной терапии при СДВГ.

Европейский протокол терапии СДВГ  

Дошкольный возраст:

а) Начинать с поведенческой (бихевиоральной) терапии.

b)      Добавлять фармакотерапию лишь в случае недостаточной эффективности поведенческой при наличии серьезных нарушений функционирования ребенка в основных сферах жизни.

Школьный возраст:

a)      Легкие формы — начинать с поведенческой терапии (дома и в школе), дополнить фармакотерапией при недостаточной эффективности предыдущих вмешательств.

b)      Тяжелые формы — начинать с психофармакотерапии, при ее недостаточной эффективности/сопутствующих расстройствах — дополнить поведенческой терапией.

Европейский протокол (2004) предлагает начинать с бихевиоральной терапии и лишь в случае ее недостаточной эффективности дополнять психофармакотерапией (кроме тяжелых случаев с выраженными нарушениями).

Несколько иначе выглядит американский протокол (2007), который предлагает в социально благоприятных случаях (при отсутствии значительной семейной дисфункции и выраженных коморбидных расстройств у ребенка) начинать с психологического просвещения и медикаментозной терапии и лишь при наличии нарушений родительских функций, неблагоприятных отношений между родителями и ребенком, выраженных коморбидных расстройствах добавлять к медикаментозной терапии пакет психосоциальных вмешательств. При этом, конечно, учитывается мнение родителей и их право выбора методов терапии и последовательности их применения.

Таким образом, психофармакотерапия не может быть единственным методом помощи. Данные большого исследования, проведенного Национальным институтом психического здоровья США (MTA Cooperatіve Group, 1999, 2004), в котором сравнивалась эффективность поведенческой, медикаментозной и комбинированной терапии, показали, что изолированное применение психофармакотерапии значительно больше способствует редукции симптомов СДВГ, чем применение поведенческой терапии. Медикаментозная терапия напрямую влияет на причину расстройства, а потому уменьшает его симптомы, тогда как поведенческая терапия скорее контролирует проявления симптомов и нацелена на уменьшение вызванных ими функциональных нарушений. Она оказывает своего рода компенсирующее воздействие и не столько уменьшает симптомы, сколько предупреждает их возможное негативное влияние на функционирование ребенка в основных сферах жизни. Вышеупомянутое исследование показало также, что объединение медикаментозной и поведенческой терапии дает лишь незначительную дополнительную редукцию симптомов СДВГ по сравнению с изолированным применением фармакотерапии.

Однако комбинированная форма терапии более эффективна, чем применение исключительно психофармакотерапии, в плане улучшения уровня функционирования семьи, а также влияния на коморбидные расстройства.  Ценность этих методов состоит в первую очередь в том, что они дают результат, которого нельзя ожидать от медикаментозной терапии: они помогают родителям понять особенности своего ребенка, улучшить отношения с ним, выработать эффективные стратегии воспитания и управления его поведением. Это ведет к снижению семейного стресса, уровня конфликтов, улучшает самооценку родителей, эмоциональную атмосферу в семье. Соответственно улучшается эмоциональное самочувствие ребенка, повышается его самооценка. То же касается и применения поведенческой терапии педагогами в школе.

Особенная ценность психосоциальных вмешательств состоит именно в укреплении семьи как основного ресурса ребенка. Психосоциальные вмешательства во многом определяют прогноз развития ребенка. Одной из основных задач психосоциальных вмешательств является обеспечение сопровождения семьи и ребенка в процессе развития последнего.

Даже если ребенок принимает медикаменты, их действие не всегда продолжается 24 часа в сутки и не всегда на 100% снимает симптоматику расстройства. Следовательно, уметь руководить поведением ребенка, ослаблять его негативные последствия — важная задача родителей. Многие родители предпочитают начинать с поведенческой терапии как с более безопасной и лишь при ее недостаточной эффективности соглашаются подключать медикаменты. Часть родителей имеет сильное предубеждение против психофармакотерапии в целом, которое не всегда удается преодолеть.

Интенсивность психосоциальных вмешательств может быть разной в зависимости от особенностей семьи, выраженности психопатологии у родителей, семейной дисфункции.

Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. За рубежом существуют центры психологической помощи, в которых проводится специальное обучение родителей, учителей и детских врачей этим методикам.

Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит изменение окружения ребёнка в школе и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в раз­витии психических функций.

 

Модификация когнитивного по­ведения (Cognitive Behavior Modification, СВМ). СВМ прививает когнитивные стра­стра­тегии, такие как пошаговое реше­ние задач и текущий самоконтроль (self-monitoring).

Тренинг социальных навыков. При обучении социальным навыкам детей учат приемам позитивного взаимодействия со сверстниками, устраняя при этом их безуспешные прямолинейные подходы. Обучение наиболее эффективно, когда его про­водят в группах, где желаемое по­ведение появляется естественным образом и может быть достигнуто посредством моделирования, прак­тики, обратной связи и условного подкрепления.

Тренинг родителей. Целью тре­нинга родителей является замена неадаптивных подходов к своим де­тям на адаптивные. Родителей обу­чают тому, как сосредоточиваться на специфических проблематичных моделях поведения и находить стра­тегии, позволяющие их изменять. Поведенческий тренинг родителей дает множество примеров, свиде­тельствующих о его эффективности (Pelham, Jr., Wheeler, & Chronis, 1998). Однако одной из проблем яв­ляется сохранение родительского участия, поскольку родители тоже могут страдать СДВГ.

Тренинг учебных навыков. Тре­нинг учебных навыков предполагает специализированное индивидуаль­ное или групповое наставничество, при котором детей учат следовать указаниям, быть организованными, эщзффективно использовать время, проверять свою работу, делать по­метки и, в целом, успешно учиться. Может также потребоваться кор­

Домашняя программа коррекции включает:

- изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании); изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

- организацию режима дня и места для занятии;

- специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения.

В домашней программе преобладает поведенческий аспект, в школе же основной упор делается на когнитивную терапию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в учёбе.

Школьная программа коррекции включает:

  • изменение окружения (место ребёнка в классе — рядом с учителем, изменение режима урока с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками);
  • создание положительной мотивации, ситуаций успеха;
  • коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;
  • регулирование ожиданий (касается и родителей), так как по ложительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим.

Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.

Коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и школы, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и учи­телями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т. д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома — главный залог успеха.

Кроме родителей и учителей большую помощь в организации программы коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги — те, кто может оказать профессиональную по­мощь в индивидуальной работе с таким ребёнком.

Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5—8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип.

 Основные терапевтические цели.

Помощь детям с СДВГ строится вокруг четких целей, которые указывают направление терапии и дают возможность оценивать ее эффективность. Если диагностика позволяет отметить на символической карте, где находится семья и ребенок в текущий момент, то поставленные терапевтические цели указывают на ту точку, к которой семья и ребенок должны приблизиться в случае эффективной помощи.

Примером терапевтических целей для детей с СДВГ могут быть:

  1. Улучшение отношений ребенка с родителями, братьями/сестрами, учителями, ровесниками.
  2. Уменьшение количества проблем в поведении.
  3. Улучшение академической успеваемости ребенка.
  4. Повышение самооценки ребенка.
  5. Возрастание независимости и самоорганизованности ребенка, в частности в выполнении домашнего задания и других обязанностей.

Терапевтические цели во многих случаях нуждаются в преимущественной ориентации на семью.

Они могут быть следующими:

  • улучшение психологической атмосферы в семье,
  • снижение уровня конфликтов,
  • повышение уровня компетентности родителей и их эффективности в управлении поведением ребенка,
  • улучшение отношений между братьями/сестрами и др.

Конечно, цели будут в каждом случае свои.

Необходимо регулярно отслеживать эффективность терапевтических вмешательств. Информацию можно получать либо в ходе непосредственного общения с родителями и ребенком, либо из опросников, повторно заполняемых родителями или учителями, анализа изменений в школьной успеваемости ребенка и др. Мониторинг эффективности чрезвычайно важен, так как отсутствие положительных результатов обычно указывает на наличие невыявленных или не принятых во внимание сопутствующих проблем и расстройств у ребенка либо в социальной среде. Причинами неэффективности вмешательств могут быть и диагностические ошибки, неверное применение методов терапии, нарушение сотрудничества с родителями и др. В каждом случае важно «держать руку на пульсе» и соответственно реагировать модификацией терапевтической программы. Однако и при положительном результате важно продолжать сопровождение семьи и ребенка, так как с каждым новым возрастным этапом могут появляться новые проблемы, требующие новых форм помощи.

Семейная психотерапия

При лечении СДВГ необходимо воздействовать не только на ребёнка, но и на его близких с целью изменения обстановки в семье. Благоприятный эффект показан при использовании семей­ной психотерапии. Она необходима не только родителям, которые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребёнка, но и самому ребёнку.

В качестве метафоры могут использоваться истории о других семьях, при этом опытный психотерапевт применяет довольно тонкую «метафорическую маскировку».

В большинстве случаев лечение лучше проводить со всей семьёй, не адресуясь конкретно к ребёнку, демонстрирующему асоциальное поведение, так как причины нарушений поведения обычно множественны, сложны и часто связаны с серьёзными семейными или социальными проблемами.

 

6. Релаксационные методы психотерапевтической работы

С нашей точки зрения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует.

Врачами давно подмечено, что мать такого ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Для доказательства того, что это не просто совпадение, а законо­мерность, были проведены специальные исследования, результаты которых были опубликованы в 1995 г. в журнале «Семейная медицина». Оказалось, что частота так называемой большой и малой депрессии встречается среди обычных матерей в 4—6% и 6— 14% случаев соответственно, а среди матерей, имевших гиперактивных детей, — в 18 и 20% случаев соответственно. На основании этих данных учёные сделали вывод, что матери гиперактивных детей обязательно должны проходить психологическое обследование.

Часто у матерей, имеющих детей с синдромом, наблюдается астеноневротическое состояние, требующее психотерапевтического лечения.

Существует множество психотерапевтических методик, которые могут принести пользу как матери, так и ребёнку. Остановимся на некоторых из них.

Визуализация

Специалистами доказано, что реакция на мысленное воспроизведение образа всегда является более сильной и устойчивой, чем на словесное обозначение этого образа. Сознательно или нет, мы постоянно создаём образы в нашем воображении.

Под визуализацией понимают релаксацию, мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Показано, что визуализация определённого символа, картины, процесса оказывает благоприятный эффект, создаёт условия для восстановления умственного и физического равновесия.

Визуализацией пользуются для расслабления и вхождения в гипнотическое состояние. Также её применяют для стимуляции защитной системы организма, увеличения кровообращения в оп­ределённом участке тела, для замедления пульса и т.п.

Медитация

Медитация — один из трёх основных элементов йоги. Это сознательная фиксация внимания на моменте времени. При медитации возникает состояние пассивной сосредоточенности, которое иногда называют альфа-состоянием, так как в это время мозг генерирует преимущественно альфа-волны, так же как перед засыпанием.

Медитация снижает активность симпатической нервной системы, способствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, снижается потреб­ность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновешивается.

Существует много способов медитации. О них можно прочесть в книгах, в больших количествах издаваемых в последнее время. Медитативной методике обучаются под руководством инструктора, на специальных курсах.

3. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (AT) как самостоятельный метод психотерапии предложен Шульце в 1932 г. AT соединяет в себе несколько методик, в частности метод визуализации.

AT включает в себя серию упражнений, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма. Овладеть этой методикой можно под руководством врача.

Мышечное расслабление, достигаемое при AT, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма.

Во время релаксации несколько снижается артериальное давление, замедляется частота сердечных сокращений, дыхание становится редким и поверхностным, уменьшается периферическая вазодилатация (расширение сосудов) — так называемый «релаксационный ответ».

Достигаемые с помощью AT саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психофизиологических резервов организма позволяют использовать этот метод в клинической практике для усиления поведенческой терапии, в частности детей с СДВГ.

Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются релаксационные упражнения. Это помогает им расслабиться, снижает психологический дискомфорт в незнакомых ситуациях, помогает успешнее справляться с различными заданиями.

Использование аутогенной тренировки при СДВГ способствует снижениюдвигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания.

В настоящее время существует ряд модификаций аутогенной тренировки по Шульце.

Если научить детей расслаблять мышцы, это поможет им снизить общее напряжение. Один мальчик, чьи руки и ноги находились в постоянном движении, совершенно не осознавал этого. Он рассказал, что родители учили его представлять себя лежащим на мячах, чтоб обратить внимание на свои движения. Хотя он отрицал наличие у себя напряжения, но согласился заняться упражнениями. Во время упорной работы он сказал, что никаких новых ощущений не испытывает. Однако 5 минут спустя удивлённо воскликнул: «А действует!».

Релаксационный тренинг можно проводить во время индивидуальной и групповой психологической работы, в спортзалах или в обычном классе. Как только дети научатся расслаб­ляться, они смогут это делать и самостоятельно (без учителя), что повысит в целом их самоконтроль. Успешное овладение техниками релаксации (как и любой успех) может повысить и их самооценку.

Для обучения детей расслаблению различных групп мышц не обязательно, чтобы они знали, где и как расположены эти мышцы. Необходимо использовать детскую фантазию: включать в инструкции определённые образы так, чтобы, воспроизводя их, дети автоматически включали в работу определённые мышцы. Использование фантазийных образов помогает также привлечь и удержать интерес детей.

Вторая методика AT — психомышечная тренировка, разработанная А. В. Алексеевым, — применяется у детей постарше: в возрасте 8— 12 лет.

Она проста для обучения и в то же время достаточно эффективна. Ею можно овладеть за 5—7 дней.

В основе этой методики лежат 4 компонента:

  • умение расслаблять мышцы;
  • способность максимально ярко, но без напряжения пред ставлять содержание формул самовнушения;
  • умение удерживать внимание на избранном объекте;
  • умение воздействовать на самого себя нужными словесны ми формулами.

Для удобства обучения психомышечной тренировке все мышцы тела разделяются на 5 групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.

 Гипноз и самогипноз

Гипноз показан при ряде нервно-психических заболеваний, в том числе синдроме дефицита внимания с гиперактивностью.

В литературе приводится много данных об осложнениях во время эстрадных сеансов гипноза, в частности в 1981 г. Клейнхауз и Беран описали случай девочки-подростка, которая почувствовала себя «нехорошо» после сеанса массового эстрадного гипноза. Дома ее язык запал в горло, и она начала задыхаться. В больнице, куда она была госпитализирована, она впала в состояние ступора, не отвечала на вопросы, не различала предметы, людей. Наблюдалась задержка мочи. Клинические и лабораторные обследования не выявили отклонений. Вызванный эстрадный гипнотизёр не смог оказать действенной помощи. В таком состоянии она находилась в течение недели.

Была сделана попытка ввести её в гипнотическое состояние психиатром, хорошо владеющим гипнозом. Её состояние после этого улучшилось, и она вернулась к занятиям в школе. Однако через три месяца у неё был рецидив болезни. Потребовалось 6 месяцев еженедельных сеансов, чтобы вернуть её в нормальное состояние. Следует сказать, что раньше, до эстрадного сеанса гип­ноза у девочки никаких нарушений не наблюдалось.

При проведении сеансов гипноза в условиях клиники профессиональными гипнотерапевтами таких случаев не наблюдалось.

Все факторы риска осложнений гипноза можно разделить на три группы: факторы риска со стороны больного, со стороны гип-нотеряпевтя, со стороны окружающей среды.

Чтобы избежать осложнений со стороны больного, требуется перед гипнотерапией проводить тщательный отбор больных для проведения лечения, выяснять анамнестические данные, перенесённые заболевания, а также психическое состояние больного на момент лечения и получить его согласие на проведение сеанса гипноза.

Факторы риска со стороны гипнотерапевта включают недостаток знаний, тренировки, способностей, опыта, также могут влиять и личностные особенности (алкогольная, лекарственная зависимость, различные пристрастия).

Обстановка, где проводится гипноз, должна обеспечивать физический комфорт и эмоциональную поддержку больного.

Осложнений при сеансе можно избежать, если гипнотерапевт будет избегать всех вышеназванных факторов риска.

Надо отметить, что тяжёлые осложнения при гипнозе наблюдаются крайне редко и описываются в единичных наблюдениях, в основном во время проведения эстрадного гипноза. Но о них следует знать, чтобы больной мог сделать вывод: участвовать ли ему в эстрадных сеансах гипноза, обратиться ли за помощью к специа-листу-гипнотерапевту или же к целителю, не обладающему комплексом необходимых научных знаний.

Большинство психотерапевтов считает, что все виды гипноза — это не что иное, как самогипноз. Доказано, что самогипноз благотворно воздействует на любого человека.

Использование метода управляемого воображения для достижения состояния самогипноза могут использовать родители ребёнка под руководством врача-гипнотерапевта. Прекрасным ру­ководством по этой методике является книга Брайана М. Алман и Питера Т. Ламбру «Самогипноз».

сессия

Похожие публикации


Лекция "Психометрические основы диагностики"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Психометрические основы диагностики"
сессия
подробнее

Лекция "Основные подходы к диагностике личности"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Основные подходы к диагностике личности"
сессия
подробнее