Новости События Общее

Лекция "Методы и методология педагогической диагностики"

20-03-2021 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития: основы психолого-педагогической диагностики", тема "Методология и методы педагогической диагностики"

Тема «Методология и методы педагогической диагностики»

 

1. Сущность, цели, задачи  и функции педагогической диагностики.

2. Объекты педагогической диагностики.

3. Принципы педагогической диагностики.

4. Уровни и этапы педагогической диагностики.

5. Содержание и методы педагогической диагностики.

 

 

1. Цели и задачи педагогической диагностики

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе.

В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка.

Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.

Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Педагогическая диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации образовательной программы. Особенная ценность педагогической диагностики заключается в том, что она позволяет объективно оценивать и сравнивать текущие и итоговые результаты, невзирая на специфику образовательных программ. Уникальность педагогической диагностики в том, что она направлена не только на изучение изменений в личности ребенка, но и на поиск условий, благоприятных для становления его личности.

Диагностика должна охватывать прошлый опыт, настоящий и перспективы. Очень важно правильно оценить возможности ребенка, правильно ориентировать его, определить роль ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса.

Исходя из этого, можно определить цели, задачи и функции педагогической диагностики.

Главная цель педагогической диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.

Задачи педагогической диагностики

1. Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.

2. Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.

3. Свести к минимуму педагогические ошибки.

4. Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.

5. Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.

6. Оценить деятельность педагога (самооценка уровня  профессионального развития).

Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.)

  • обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);
  • оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);
  • воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);
  • коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);
  • конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);
  • информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);
  • прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).

В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Не составляет исключения и профессионально-педагогическая деятельность учителя, педаго­гического коллектива школы. Однако, как писал еще К. Д. Ушинский, педагогическая диагностика пока еще не стала органиче­ской составной частью профессиональной деятельности учителя и воспринимается она педагогами не на том уровне серьезного отношения, на котором находится психодиагностика у психоло­гов, медицинская диагностика у медиков и техническая диагно­стика у инженеров. Тем не менее положение К.Д.Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», признается истинным всеми теоретиками и практиками. Вместе с тем обычно считается, что изучение учащегося, воспитуемого — функция психологии, а не педагогики. Каждый учи­тель проверяет результативность обучения, выясняет причины слабой успеваемости, однако эти аналитические действия не со­относят с диагностикой. Руководитель школы посещает уроки, анализирует их, оценивает — это называется внутришкольным контролем, но никак не диагностикой состояния учебного процесса. Критерии качества деятельности школы также обычно не связываются с диагностикой состояния определенного звена системы образования и, следовательно, разрабатываются вне ее принципов и процедур.

Педагогическая присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаи­модействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой народного образования в целом. Она проявляется и в форме контрольных работ, и в любой характеристике как ученика, так и учителя, без нее не может быть состоятельным экспери­ментальное исследование, не обходится ни одна инспекторская проверка. Многие перечисленные педагогические явления не тож­дественны педагогической диагностике, они богаче ее и имеют право на самостоятельность. Настала пора выявить, что в них и во многих других педагогических объектах относится к понятию «пе­дагогическая диагностика».

В понятии «педагогическая диагностика» обратим внимание на прилагательное педагогическая, которое характеризует следующие особенности данной диагностики:

во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т.е. она ориенти­рована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации резуль­татов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности уче­ника;

 во-вторых, и это главное, она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя;

в-третьих, она осуществляется при помощи ме­тодов, которые органически вписываются в логику педагогиче­ской деятельности учителя;

 в-четвертых, с помощью педагоги­ческой диагностики усиливаются контрольно-оценочные функ­ции деятельности учителя; в-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической ди­агностики.

Диагноз — дифференцированное знание о единичном, отнесе­ние отдельного к определенной группе, типу, классу.

Такой подход предполагает следующее: во-первых, создание полного пе­речня этих групп, типов, классов: в медицине — всевозможных нарушений нормального функционирования организма, в техни­ке — различных неполадок объектов и систем и т. п. Педагогичес­кая диагностика также нуждается в предварительном структури­ровании учебно-воспитательного процесса и его компонентов.

Во-вторых, проведение диагноза на основе информации о состоянии отдельных параметров системы.

В-третьих, принятие решений, что является наиболее сложным и наименее разработанным момен­том педагогического диагноза.

Педагогическая диагностика занимается конструированием современного и надежного прибора для фиксации состояний су­щественных признаков, разработкой алгоритмов и процедур при­нятия решений, подготовкой соответствующих методических ре­комендаций для всех участников педагогического процесса (ад­министрация школы, учителя, родители и учащиеся).

Педагогическая диагностика рассматривается в основ­ном как практика выявления качества учебно-воспитательной де­ятельности, причин ее успехов или неудач. Можно ее применять и в научном направлении для совершенствования этой практики.

В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаи­модействий, к ослаблению централизации и повышению роли уп­равленческих решений на уровне школы и учителя все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о силь­ных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в шко­ле. Такую информацию может предоставить педагогическая диагно­стика, потому что ее назначение в школе выражается в следующих основных функциях: обратной связи, оценочной, управленческой.

В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспита­ния. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования даль­нейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы об­ладает некоторыми преимуществами (иначе она не могла суще­ствовать), однако не соответствует такому пониманию, как са­моуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения (обучающих и обучаемых) в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основ­ная причина здесь — неполноценность информации о результа­тах учения, доступной для учителя и учащихся.

Создание возможностей получения каждым школьником и учи­телем необходимой информации о ходе и результатах учебно-вос­питательного процесса для своевременной его корректировки — важнейшая задача педагогической диагностики.

Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколь­ко аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориен­тировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требо­ваниями общества. Через педагогическую оценку ученик сам ме­няет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помо­гает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию своего поведения, взаимоотноше­ния с другими людьми.

Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает с реальным развитием и пове­дением ученика. Как только воспитанник осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки.

Измерительный характер педагогической оценки тоже оказы­вает влияние на ученика тем, что она побуждает к самообразова­нию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с дости­жениями других и тем самым устанавливает свой социальный ста­тус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе. Таким образом он познает себя через информацию, кото­рую получает от других. Этот процесс самопознания осуществля­ется не всегда осознанно. Но если диагностика проводится целе­направленно, она превращается в средство руководства организо­ванным самопознанием. При этом качества и свойства, которые являются предметом диагностики, переходят в предмет самовос­питания, становятся ценностями ученика. Он ориентируется на моральные, политические, трудовые, эстетические и другие цен­ности общества.

 

2. Объекты педагогической диагностики

Объекты педагогической диагностики в школе можно разделить на две группы: объекты, связанные с изучением собственно личности школьника, и объекты, необходимые для изучения основных источников педагогического воздействия на чувства, сознание и поведение учащихся.

Адекватное ожидаемым результатам построение мобильной системы воспитательных воздействий требует учета взаимодействий личности и всей совокупности общественных отношений. Опре­деляющее место в формировании личности занимает освоение ею опыта общественных отношений. Речь идет не о простом приобре­тении того, что осознано людьми как общественно ценное, а о специфическом процессе творческой переработки предметно за­фиксированного опыта создания новых отношений, особенностей их развития. Конечная цель овладения социальным опытом состо­ит в закреплении и выработке необходимых способностей, позво­ляющих личности осуществлять преобразовательную деятельность. Любая деятельность неотделима от отношений, складывающихся в процессе общения. Деятельность концентрированно выражает отношения. Последние, в свою очередь, явно или неявно внешне проявляются в тех социальных качествах, которые сформированы у личности в определенный момент жизнедеятельности. К этим социальным качествам относятся такие, как нравственные, эсте­тические, трудовые, правовые и т.д., т.е. качества, приобретае­мые за прожитые годы жизни.

Следовательно, важным объектом педагогической диагности­ки может и должен быть уровень развития социальных качеств школьника.

Поскольку природа личности ребенка многообразна и богата, она не ограничивается только социальным развитием. В основе социального развития и в тесной связи с ним находятся общефи­зическое и психическое развитие школьника. Материальной ос­новой всего процесса школьника является организм ребенка. По­этому и процесс общефизического развития личности школьника не может остаться вне поля зрения педагогической диагностики. Тем более что воспитание здорового образа жизни и укрепление здоровья ребенка являются важными задачами школы.

Общефизическое развитие школьника как педагогическая за­дача включает в себя собственно физическое развитие: процесс роста организма, наращивание силы и ловкости, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физи­ческой деятельности. В него входит также и специальное физиче­ское развитие, направленное на выявление особых видов деятель­ности, прежде всего физкультурных и спортивных.

Таким образом, вторым объектом педагогической диагностики в школе является уровень общефизического развития школьника.

В психическом развитии школьника педагогическая диагностика заинтересована в изучении только тех психических свойств разви­вающейся личности, которые необходимы для решения профориентационных задач. Следовательно, третьим объектом являет­ся профориентационная направленность школьника.

Выделенные три объекта относятся к области изучения личнсти школьника, характеризующей результативную деятельность педагогов. Однако педагогическая диагностика, констатируя только эти результаты, не сможет сделать заключение о влияющих на их становление факторах. Поэтому следующими обязательными объек­тами педагогической диагностики должны быть характеристика общего состояния учебного процесса в классе, воспитательная воз­можность классного коллектива и воспитательный потенциал семьи школьника, которые являются значимыми факторами раз­вития личности, организуемыми и управляемыми учителем и пе­дагогическим коллективом школы.

 

3. Принципы педагогической диагностики

Для успешного проведения педагогической диагностики необходимо учитывать некоторые ее особенности. Прежде всего, это: основные принципы, уровни, этапы, технологии и методы педагогической диагностики.

Основными принципами педагогической диагностики являются:

  • комплексность;
  • непрерывность;
  • целостность;
  • объективность;
  • динамичность изучения педагогических факторов и явлений;
  • обоснованность конкретных педагогических процедур диагностирования в данных условиях;
  • принцип детерминизма (причинно-следственная обусловленность);
  • принцип анализа и синтеза:
  • принцип главного звена.

 

4. Уровни и этапы педагогической диагностики

Теоретический анализ сложного учебно-воспитательного про­цесса подводит нас к необходимости выделить в педагогической диагностике три уровня познания: компонентную диагностику, структурную диагностику и системную диагностику.

1 уровень – компонентная диагностика.

Выделяя в объекте отдельные компоненты и получая характеристику некоторых из них, мы осуществляем компонентную диагностику. Она считается исходным уровнем педагогической диагностики и дает малодостоверный прогноз, обладает низкой практической отдачей.

2 уровень – структурная диагностика.

На данном уровне диагностики определяется структура процесса, переход к установлению связей между компонентами, выявляются разные степени зависимости между отдельными компонентами педагогического процесса. Появляется возможность выдвигать гипотезы, выявляющие разные степени зависимости между отдельными компонентами образовательного процесса. Результаты такой диагностики ближе к практическому применению.

3 уровень – системная диагностика.

Она позволяет определить функции отдельных сторон педагогического процесса как целостного системного явления, а также развитие этого процесса. Этот уровень диагностики наиболее завершенный. 16

На данном уровне устанавливается полная картина связей между отдельными компонентами, ставится задача выявления взаимосвязей, она позволяет объективно прослеживать, как разворачивается цепочка педагогических ситуаций от принятия цели к достижению конечного результата.

На всех уровнях педагогической диагностики она выполняет определенную функцию, достаточную для достижения определенных целей. Выбор уровня зависит оттого, какой результат хочет получить педагог. Разные задачи предполагают и разные уровни педагогической диагностики.

Этапы педагогической диагностики (по И.Ю. Гутнику)

Если технологию рассматривать как систему последовательных этапов, то технология педагогической диагностики будет иметь следующий вид:

1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.

2. Планирование предстоящего диагностирования.

3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).

4. Сбор информации о диагностируемом объекте.

5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.

6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации.

7. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.

8. Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.

 

5. Содержание и методы и педагогической диагностики

Содержание педагогической диагностики

  • Результаты обучения, воспитания и развития ребёнка на каждый год обучения в соответствии с программой.
  • Соответствие теоретических знаний и практических умений требованиям технологии конкретной деятельности.
  • Владение необходимыми технологическими навыками.
  • Условия для эффективного развития личности ребенка.
  • Удовлетворенность детей образовательной деятельностью.

Педагогическая диагностика может быть осуществлена администрацией, внешними экспертами, опытными педагогами, методистами ОУ, а также самим педагогом (самодиагностика).

Существует классификация методов изучения личности и коллектива (по Фридману Л.М.):

  • По характеру участия в проведении исследования (пассивные и активные).
  • По времени наблюдения (одномоментные, долговременные).
  • По месту проведения (аудиторные, лабораторные).
  • По целям изучения личности (не экспериментальные, диагностические, объяснение явлений, определение возможностей развития).
  • В педагогике выделяют следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.

Взаимосвязь оценки и диагностики в образовательном процессе

Для оценки результатов необходимы критерии, с помощью которых эта оценка производится. В современной педагогике наблюдаются тенденции изменений традиционной школьной оценочной системы: расширение балльной шкалы, введение рейтинговой системы, содержательной оценки и др. Такая модернизация оценки направлена на использование в педагогическом процессе различных диагностических методик. Оценка качества образования включает в себя:

  • оценку качества образовательного процесса;
  • оценку качества образовательных достижений.

Оценить качество образования возможно с помощью диагностических процедур на основе конкретных показателей оценки качества образования, которые включают в себя оценку качества: знаний, умений, владения опытом творческой деятельности, воспитанности, развития личности.

 

сессия ЭУМК УМК

Похожие публикации


Лекция "Психометрические основы диагностики"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Психометрические основы диагностики"
сессия
подробнее

Лекция "Основные подходы к диагностике личности"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Основные подходы к диагностике личности"
сессия
подробнее