Новости События Общее

Лекция "Общая характеристика психического развития в юношеском возрасте"

11-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Психология развития", тема "Общая характеристика психического развития в юношеском возрасте"

Лекция «Общая характеристика психического развития в юношеском             возрасте»

 

 

Вопросы:

1. Особенности психического развития в юношеском  возрасте

2.  Ведущая деятельность в юношеском возрасте

3. Познавательное развитие и развитие речи

4.  Развитие личности юноши

5. Кризис юности.

6. Мотивы девиантного поведения

 

  1. Общая характеристика психического развития в юношеском возрасте.

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст — ранняя юность (16—17 лет), юность — от 17 до 20—23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15—16 до 21—25 лет)

Юность — это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии.

Социальная ситуация развития характеризуется в пер­вую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит вый­ти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариа­тивны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формиро­вание как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязаннос­тей (И.О. Кон).

Жизнедеятельность в юности усложняется: расши­ряется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятель­ности и ответственности. На этот возраст приходится много крити­ческих социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного из­бирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед ка­ждым.

 В юношеском возрасте в большой степени утверждается са­мостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохра­няет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, свя­занных с руководством и подчинением. Неоднозначность положе­ния юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с из­менением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции бу­дущего. В юности происходит расширение временного горизон­та — будущее становится главным измерением. Изменяется ос­новная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальней­шего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в буду­щее, построение жизненных планов и перспектив — «аффек­тивный центр» жизни юноши.

Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом соз­дается характерная особенность социальной ситуации развития. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11 -м классе школьник неминуемо попа­дает в ситуацию выбора — завершения или продолжения образо­вания в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т.п. Социальная ситуация развития в ранней юности — «порог» самостоятельной жизни.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой ак­центов развития: период предварительного самоопределения завер­шается и осуществляется переход к самореализации.

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.

Самоопределение, как личностное, так и профессио­нальное, — характерная черта юношества. Выбор профес­сии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбо­ра (Л.И. Божович).

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразова­ния юношеского возраста — саморефлексия, осознание соб­ственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [9. С. 311].

Задачи развития - решение возрастных задач определяется как появление способности человека решать те или иные проблемы.

В психосоциальной теории Э. Эриксона в период подростничества и юности должна быть решена центральная задача - достижение идентичности, создание непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп об­щения и т.п.).

Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрас­тные задачи:

  • принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.);
  • усвоение мужской или женской роли (складывание индивиду­альной структуры своего тендерного поведения, своего «образа» тендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; на­пример, для девушки это может быть образ «тургеневской девуш­ки», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»);
  • установление новых и более зрелых отношений со сверстника­ми обоих полов;
  • завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
  • подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе — при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);
  • подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;
  • формирование социально ответственного поведения, граж­данской активности (в том числе политической, идеологической, экологической и т.д.);
  • построение внутренней системы ценностей и этического соз­нания как руководства для поведения.

Задачи развития включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей, разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей.

 

2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтье­ва ведущей деятельностью в юности признается учебно-про­фессиональная деятельность.     

Несмотря на то что во мно­гих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направ­ленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятель­ностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.).

 В других случаях юно­ши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, техниче­ских лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте харак­тер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном само­определении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности.

В старших классах формируется психологическая готовность к самоопреде­лению. Готовность к самоопределению означает оп­ределенную зрелость личности, т.е. сформированность психоло­гических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Про­фессиональное самоопределение — это многомерный и многосту­пенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс лич­ных предпочтений и склонностей и существующей системы разде­ления труда.

Содержание психологической готовности к самоопреде­лению:

  • сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданско­го мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
  • развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, по­требность в труде, нравственные установки, ценностные ориента­ции, временные перспективы);
  • становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются пред­ставления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказыва­ют влияние на профессиональное самоопределение- молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора.

Основу профессионального са­моопределения (Н.С. Пряжников) составляют следующие психологические факторы:

  • осознание ценности общественно полезного труда,
  • общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,
  • осознание необходимости общей и профессиональной подго­товки для полноценного самоопределения и самореализации,
  • общая ориентировка в мире профессионального труда,
  • выделение дальней профессиональной цели (мечты),
  • согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),
  • знание о выбираемых целях,
  • знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Решение о выборе профессии принимается в течение несколь­ких лет, проходя ряд стадий.

1. На стадии фантастического выбо­ра (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет свя­зывать цели и средства.

2. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интере­сов и склонностей.

3. По мере интеллектуального развития подрос­ток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях — стадия пробного выбора (до 16—19 лет).

4. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множе­ства вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реаль­ных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) вклю­чает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатст­ва.

 

3. Познавательное развитие и развитие речи

Главная тенденция развития когнитивной сферы в юношеском возрасте может быть охарактеризована как продолжающееся развитие общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.

Внимание

В этом же возрасте отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются и при достижении юношеского возраста находятся на весьма высокой ступени развития.

Вместе с тем внимание становится более избирательным, существенно зависящим от направленности их интересов. Поэтому юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Д. Хэмилтон считает, что «невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей является одной из главных причин плохой успеваемости и некоторых других проблем ранней юности (Хэмилтон Д., 1983).

Память

Происходит в эти годы и совершенствование памяти школьни­ков. Это относится не только к тому, что увеличивается вообще объ­ем памяти, но и к тому, что в значительной мере меняются способы запоминания. Наряду с непроизвольным запоминанием у старших школьников наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала. Старшие школь­ники приобретают метакогнитивные умения (такие, как текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий.

Мышление

С завершением подросткового возраста и переходом в юношеский возраст отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они еще с большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту детей более младшего возраста.

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформиро-ванность у них теоретического, или словесно-логического, мышления.

Одновременно продолжается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Все чаще ребята начинают вести споры об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Например, об устройстве мироздания. На уроках они часто пытаются вызвать учителя на разговор о философских проблемах, не имеющих ничего общего с темой занятия, от которых досадливо отмахиваются взрослые. Вероятно, такие «праздные» споры и «философствование» раздражают учителей и родителей. Но следует понимать, что эти отвлеченные рассуждения так же необходимы подросткам, как и ответы на бесконечные «почему?» дошкольникам.

Для многих детей абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ограничений, кроме логических.

Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.

Вместе с тем в этом возрасте появляется немалое число безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки.

В юношеском возрасте начинают наиболее отчетливо проявляться особенности мышления подростков, обусловленные половыми различиями. Так, по мнению И. С. Кона, «склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. У девочек же художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественно-научными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями» (И. С. Кон, 1989).

Ж. Пиаже констатировал, что «логика юношеского периода — это сложная ко­герентная система, отличная от логики ребенка; она составляет сущ­ность логики взрослых людей и основу элементарных форм научного мышления».

Мышление в юности приобретает личностный эмоцио­нальный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность прояв­ляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интел­лектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частны­ми фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абст­рактно-логическое мышление. Появляется умение самосто­ятельно разбираться в сложных вопросах.

Формирование индивидуального стиля умственной деятельности

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы ребенка в юношеском возрасте является то, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств своего интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Стиль мышления старшеклассника или юноши в значительной степени определяется типом его нервной системы. Например, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания.

Однако было бы несправедливо сводить стиль интеллектуальной деятельности подростка только к особенностям его нервной системы, поскольку недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами.

Все это еще раз свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к каждому подростку в процессе обучения, стимулируя таким образом самостоятельность и творчество ребят в коллективе.

Развитие способностей

Возрастная особенность состоит в быстром развитии специаль­ных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональ­ной областью (математических, технических, педагогических и др.).

В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие.

Описанные изменения когнитивных структур служат предпо­сылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлек­сии.

  1. Собственные мысли, чувства, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа.
  2. Другой важный аспект интроспекции связан со способностью различать проти­воречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляются возмож­ности для создания идеалов (семьи, общества, морали или челове­ка), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток их реализации.

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предпо­лагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и созда­ние чего-то нового: речь идет о способности увидеть проблему, по­ставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные ре­шения.

 

4. Развитие личности

Эмоциональная сфера

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне.

Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости подростков разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника — все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту. Кроме того, в этом возрасте у подростков развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденным новыми, прежде не испытанными впечатлениями.

В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. Так, взволнованность от встречи с небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть — напускной веселостью

Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.

Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы не только переживаются предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Их и называют мировоззренческими чувствами (Якобсон П. М., 1976).

Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование у молодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» (Леонтьев А. Н., 1971, с. 40).

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской.

Формирование эмоциональной культуры

Эмоциональная культура (от лат. cultura) — дословно воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

В период ранней юности у молодых людей формируются основы эмоциональной культуры.

 Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:

1. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, на мир моральных ценностей.

2. Развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание.

3. Способность сопереживать чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы и искусства.

4. Умение делить свои переживания с близкими.

5. Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими (Якобсон П. М., 1976).

Мотивационная сфера

В юношеском возрасте существенно обновляются мотивы общения. Происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Разрушается внутри-групповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций.

Другой особенностью мотивации общения в подростковом и юношеском возрасте является тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. И. С. Кон называет ее потребностью в alter ego, втором Я, которая, возможно, является самой важной потребностью в ранней юности.

    Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Так, например, в исследовании А. В. Кирьяковой широкий мотив «реализация жизненных планов» занял первое ранговое место, а познавательный интерес — всего лишь четвертое.

Также возникает выраженный интерес к различным источникам информа­ции (книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в са­мостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная на­правленность и избирательность интересов связана с жизнен­ными планами.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста явля­ется устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленя­ются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

Л. С. Выготский рассматри­вал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразо­вание юношеского возраста.

Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном со­четании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Кризис идентичности по Э.Эриксону

Саомосознание (Я-концепция)

Развитию самосознания и личности Л. С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъект неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибоч­ной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлек­сии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

Складывается система представлений о самом себе, ко­торое независимо от того, истинно оно или нет, представля­ет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосоз­нание входит фактор времени (юноша начинает жить буду­щим). Все это связано с усилением личностного контроля, са­моуправления, с новой стадией развития интеллекта, с от­крытием своего внутреннего мира.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.

Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склон­ность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в своем харак­тере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность само­воспитания. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит самооценка своей внешности (особенно у де­вушек). Юноши остро переживают замечаемые у себя при­знаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности. В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно- теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружаю­щей действительности и других людях и самом себе и готовность руко­водствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обоб­щенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. Прибы­вающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраива­ют подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизнен­ного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни .

Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразова­ние юношеского возраста. Многие исследования посвящены развитию и качеству Я - концепции у молодых людей, исследованию соотношений меж­ду Я реальным и Я идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реа­листичная оценка собственной личности и возрастает независи­мость от мнения родителей и учителей.

Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, бо­язнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со снижен­ным самоуважением и негативной самооценкой связывают соци­альную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность.

Юность — решающий этап формирования мировоззре­ния. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истин­ности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с ре­шением в юности смысложизненных проблем. Явления дей­ствительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориен­тацию личности, осознание себя в качестве частицы соци­альной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его до­стижения.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»). Юноша ищет глобальную и универсальную форму­лировку «служить людям», «приносить пользу». Его инте­ресует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов рабо­тать в системе социальной защиты), общественная направ­ленность личной жизни (борьба с наркоманией и т.п.), ши­рокая социальная благотворительность, идеал служения [8. С. 357-358].

Общение

Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятель­ность взрослых. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуж­дать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

 Ценностно-смысловая доминанта обще­ния обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений лю­дей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юно­шей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интелектуального.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями пред­полагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета ро­дителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца.

Содержание общения со взрослыми включает в себя пробле­мы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослы­ми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы са­моопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимо­поддержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для стар­шеклассников состоит в возможности найти понимание своих про­блем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностя­ми — важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходят изменения в ориен­тации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальней­шее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географиче­ских, социальных, виртуальных пространствах).

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со свер­стниками — это специфический канал информации, специ­фический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Параллельно с расширением сферы общения происходит и уг­лубление, индивидуализация общения. У молодых людей развива­ется способность устанавливать дружеские отношения, более изби­рательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабиль­нее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчиво­стью. Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями, секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени пред­восхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико. Юношеская дружба полифункциональна и мно­гообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глу­бочайшей исповедальности и самораскрытия.

Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают бо­лезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрас­тными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуника­тивное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в ре­альной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по пре­имуществу рефлексивных и социальных.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремле­ния молодого человека к эмоциональному контакту, душевной бли­зости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви1. Во всех своих проявлениях первая лю­бовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

Становится актуальным поиск спутника жизни и едино­мышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключи­тельное место среди других привязанностей. Однако потреб­ность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается при­вилегированным возрастом дружбы, но сами старшекласс­ники считают настоящую дружбу редкой (И.Ю. Кулагина).

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает боль­шую степень интимности, чем дружба, и она как бы вклю­чает в себя дружбу.

В юности происходит гормональная перестройка, сопро­вождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей ха­рактерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюда­ется существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение при­дается выраженности принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации представляет пси­хосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.

 

5. Кризис юности

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школь­ной и новой взрослой жизни.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17—21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь.

Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора спе­циальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса при­водит к развитию негативных явлений, например, наркома­нии, алкоголизму.

Центральной проблемой кризиса становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени, авторство в ста­новлении своих способностей, в определении своего собствен­ного взгляда на жизнь. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-по­зиционные и политические детерминации поколения, объек­тивируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачас­тую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания соб­ственной самости, переживание чувств утраты прежних цен­ностей, представлений, интересов и связанное с этим разоча­рование и позволяет квалифицировать этот период как кри­тический — кризис юности.

Авторы усматривают в кризисе юности негативные и по­зитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные — с новыми возможностями становле­ния индивидуальности человека, формирования гражданс­кой ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

 

6. Мотивы девиантного поведения в юношеском возрасте

Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.

Делинквентное поведение — разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.

Асоциальное поведение — синоним девиантному поведению.

Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинквентного развития личности. Подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения страны. Так, по статистическим данным, количество преступлений, совершаемых в течение года на каждые 100 тыс. подростков, равно 2030, в то время как на 100 тыс. человек (всего населения) в среднем приходится 1629 преступлений (Информ. бюллетень, 1999).

Под асоциальным поведением, однако, понимается не только преступное поведение, но и самые различные социальные отклонения. К ним относятся: употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.

Аддиктивное поведение (англ. addiction — склонность,пагубная привычка) — злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.

Развитие аддиктивных потребностей, как правило, начинается именно в подростковом и раннем юношеском возрасте и впоследствии принимает у многих людей устойчивые формы. Так, например, по данным Ф. Г. Углова, среди взрослых, злоупотребляющих алкоголем, 31,8% начали употреблять его до 10 лет, 64,4% —в 11-15 лет, 3,8% — в 16-18 лет.

Мотивы приобщения к алкоголю могут быть самыми разными. Так, Е. П. Ильин в качестве основных мотивов, действующих больше чем в трети случаев, называет традиции и обычаи, соблюдение которых служит средством включения в референтную группу (Ильин Е. П., 2000).

Другой мощный фактор воздействия — представление, что спиртное — символ зрелости и взрослости (Крайг Г., 2000).

Кроме того, употребление алкоголя может быть реакцией подростка на ощущения тревоги и одиночества. В таких случаях алкоголь помогает под^ ростку освободиться от чувства неуверенности в себе, стеснительности, а может выступить также и формой протеста против родителей и общества в целом.

Причины приобщения подростков к курению также имеют различную мотивацию. Во многом они определяются имиджем этого явления в обществе, где курение отождествляется с мужественностью, независимостью, молодостью, сексуальностью, общительностью и т. п.

Мотивы подростковой наркомании, по мнению многих исследователей, прежде всего связаны с психическим экспериментированием подростков, поиском новых, необычных ощущений и переживаний.

Так, по наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Другие начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей. Еще одним сильным мотивом может быть стремление подростка не отставать от друзей, желание войти в какую-нибудь группировку. Кроме того, причиной приобщения подростка к наркотикам может стать его желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять.

Мотивы делинквентного поведения

Мотивация преступного поведения имеет свои выраженные возрастные особенности.

Так, в исследовании В. В. Лунеева было показано, что подросткам 14— 16 лет присущи два вида криминальной мотивации: корыстная (более 50%) и насильственно-эгоистическая (40%), при этом три четверти преступлений носят ситуативно-импульсивный характер.

Конкретными причинами становятся: желание развлечься, показать силу, смелость, утвердить себя в глазах сверстников, стремление к престижным вещам и т. п.

В 16-17 лет мотивы, ведущие подростков к преступлению, усложняются, однако снижается число преступлений по корыстным мотивам (до 40%). Непосредственными мотивами теперь выступают корысть, хулиганские побуждения, добыча средств на спиртное и наркотики, месть и озлобление, солидарность с другими, озорство и т. д.

Криминальная мотивация молодых в возрасте 18-24 лет характеризуется большей связью не с конкретной ситуацией и психическим состоянием субъекта, а с направленностью личности, ее взглядами. Возрастает удельный вес насильственно-эгоистических мотивов и уменьшается число «детских» мотивов (стремление приобрести авторитет у сверстников, подражание другим) (Лунеев В. В., 1980).

Мотивация умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними, также имеет свои специфические особенности.

Так, по данным Г. Б. Русинова, в 45% случаев подростки совершали умышленные убийства по мотивам мести, 18,2% — из-за хулиганских побуждений, 18,2% — из-за стремления избежать ответственности за ранее совершенное преступление, 9,1% — мотивировали желанием изменить свой статус в микросреде (Русинов Г. В., 1993). При этом последний мотив — «желание изменить статус» — всецело связан со спецификой подросткового возраста.

Многие исследователи в качестве причины противоправного поведения подростков также указывают на фрустрированность потребности в уважении, признании, которая считается одной из базовых потребностей человека.

Так, в соответствии с позицией А. А. Реана, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в (само)уважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение дискомфорта, которое личность не может выносить долго. И одним из распространенных путей разрешения этой конфликтной ситуации является переход подростка в группу, где его самооценка находит адекватную оценку. Однако зачастую такими группами оказываются группы с контрнормативной направленностью.

 

 

 

сессия

Похожие публикации


Лекция "Психометрические основы диагностики"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Психометрические основы диагностики"
сессия
подробнее

Лекция "Основные подходы к диагностике личности"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Основные подходы к диагностике личности"
сессия
подробнее