Новости События Общее

Лекция "Основные направления и классификации теорий психического развития"

27-02-2021 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Психология развития", тема "Основные направления и классификации теорий психического развития"

Тема "Основные направления и классификации теорий психического развития"

Вопросы:

1 Направление, теория и модель развитие личности.

2. Эндогенное направление.

2.1. Теория рекапитуляции .

2.2. Ранние теории созревания.

2.3. Теория созревания А. Гезелла.

2.4. Ортогенетическая концепция X. Вернера

2.5. Теория развития К. Бюлера

3. Экзогенное направление.

3.1. Теория Б. Скиннера

3.2. Теория Р. Сирса.

  1. Психоаналитическое направление (теория 3.Фрейда).
  2. Теория социогенетического направления (теория Э.Эриксона).

6. Социально-экологическое направление (эко-психологическая теория
У. Бронфенбреннера).

7. Социально-когнитивная теория А. Бандуры.

8. Персоногенетический подход К.Роджерса и А. Маслоу.

9. Когнитивное направление (теория Ж.Пиаже).

10. Направление социализации.

10.1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

10.2. Теория развития А.Н.Леонтьева.

10.3. Концепция  психического развития Д. Б. Эльконина.

10.4. Теория развития личности Л. И. Божович.

10.5. Модель развития общения М. И. Лисиной

10.4. Принципы развивающего обучения.

11. Направление саморазвития.

12. Системный подход.

 

  1. Понятие направления, теории и модели

Направление – группа теорий, объединенных общей идеей.

При этом игнорируется принадлежность к той или иной научной школе.

Теория – непротиворечивая, связная, простая система обобщенных правил, порождающая модель объекта на основе его эмпирического образа.

Все теории делятся в самом общем виде на 2 типа.

  1. Обыденные – популяция устаревших теорий развития, которые оказывают большое влияние на мировоззрение человека, но не осознаются им.

Например, детей баловать нельзя.

  1. Научные теории – возникают на основе обыденных, осознаются авторами, к которым предъявляются определенные требования.

Требования  к теориям:

  1. Непротиворечивость.
  2. Связность.
  3. Простота.
  4. Обобщенность.
  5. Эмпиричность.
  6. Достоверность.
  7. Логичность.
  8. Подтверждаемость (верифицируемость).
  9. Эффективность.

Фламмер выделил 10 параметров для оценки теорий развития.

  1. Образ человек (организм, личность, субъект и т.д).
  2. Объем описания (какие явления и в каком объеме описывает данная теория).
  3. Охватываемые возрастные периоды.
  4. Направление развития.
  5. Вид описываемых изменений.
  6. Процессы развития.
  7. Движущие силы развития.
  8. Возможности внешнего влияния.
  9. Педагогическая значимость.
  10. Клиническая значимость.

Модель – схема, образец, описание процесса развития.

Модель выполняет по отношению к объекту исследования той или иной теории несколько функций:

- достоверного описания,

- логичного объяснения,

- подтверждающегося прогноза,

- эффективной коррекции его поведения.

Чтобы определить соотношение между моделью и теорий используют 2 критерия.

1 – системность (характеристика модели).

2 – эмпиричность (характеристика теорий).

В зависимости от сочетания этих критериев можно рассматривать классификацию теорий и моделей.

1. Нет ни системности, ни эмпиричности – обыденнее теории развития.

2. Нет системность, есть эмпиричность – традиционные теории развития.

3. Есть системность, нет эмпиричности – модели развития.

4. Есть системность и есть эмпиричность – современные теории развития.

Таким образом, развитие науки идет от традиционных теорий развития через разработку моделей к современным теориям развития.

Направления теорий психического развития

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных направления, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций.

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, неиродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе». В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации...». К этому направлению, по-видимому, можно отнести и теории научения (Б. Скиннер, А. Бандура), согласно которым приобретение человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

К названным А. Г. Асмоловым подходам следует добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка

Классификация теорий развития.

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель. Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая — от рождения до 7 лет; вторая — от 7 до 14 лет и третья — от 14 до 21 года.

Пифагор (VI в. до н. э.) выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) — от рождения до 20 лет; лето (молодость) — 20-40 лет; осень (расцвет сил) — 40-60 лет; зиму (угасание) — 60-80 лет.

Собственно научный подход к изучению психического развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина.

К нашему времени в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Однако ни одной из них не удалось описать развитие человека во всей его сложности и многообразии. И одна из главных причин этого состоит в общебиологической трактовке развития.

На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, и другая, для которой развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового.

Если в первом случае индивидуальное развитие — это просто рост, развертывание изначально имеющихся в организме задатков, то во втором, развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное возникновение частей и органов в процессе развития.  Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, продолжается по сей день.

Так как психология развития включает в себя анализ как биологических, так и социальных аспектов, то отправной точкой для классификации теорий развития являются отношения в системе «субъект-среда». Субъект взаимодействует со средой, адаптируется к этой среде, познает ее, воздействует на нее.

Отношения в системе «субъект-среда».

  1. развитие субъекта определяется средой – экзогенное направление.
  2. развитие субъекта определяется самим субъектом – эндогенное направление.
  3. субъект развивается, подавляясь средой (психоаналитическое направление).
  4. субъект развивается, изучая среду (когнитивное направление).
  5. субъект развивается, включаясь в среду (направление социализации).
  6. субъект развивается, врастая в среду (социально-экологическое направление),
  7. субъект развивается, осваивая и преодолевая среду (направление саморазвития).
  8. системное направление, которое рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне.

Системных теорий развития психики пока еще нет, хотя предпосылок к их созданию достаточно: теория высшей нервной деятельности И. П. Павлова и его сотрудников; теория функциональных систем П. К. Анохина, теория динамической локализации психиче­ских функций В. М. Бехтерева, А. Р. Лурии, теория Н. А. Бернштейна, культурно- историческая концепция Л. С. Выготского и др.

сессия ЭУМК УМК

Похожие публикации


Лекция "Психометрические основы диагностики"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Психометрические основы диагностики"
сессия
подробнее

Лекция "Основные подходы к диагностике личности"

07-04-2020 Лекции
Лекция по учебной дисциплине "Основы психолого-педагогической диагностики", тема "Основные подходы к диагностике личности"
сессия
подробнее