Лекция 7. Социальное влияние в малых группах
Вопросы:
- Социальная фасилитация
- Социальная леность и деиндивидуализация
- Конформизм
- Подчинение авторитеру
- Феномены принятия решения
1. Социальная фасилитация
Некоторыми видами деятельности, например чтением, решением сложных математических задач или написанием любовных посланий, лучше всего заниматься в одиночестве. Тем не менее большую часть возникающих перед нами задач мы выполняем в сотрудничестве с другими людьми или, по крайней мере, в их присутствии.
В 1969 г. Зайонцем и его коллегами были опубликованы результаты экспериментов, которые могут показаться странными большинству людей. Они построили несложный ярко освещенный лабиринт для тараканов и обнаружили, что тараканы быстрее бежали по дорожке, спасаясь от яркого света, являвшегося для них раздражающим стимулом, если за ними на специально сооруженной галерее «наблюдали» другие тараканы.
Этим экспериментом исследователи вновь обратились к одному из самых старых вопросов современной экспериментальной социальной психологии: как простое присутствие других влияет на индивида при выполнении им задания. Позже мы увидим, что данное исследование оказалось полезным для разработки важной теории по этому вопросу.
Американский психолог Норман Триплетт заинтересовался проблемой воздействия простого присутствия других люден в момент выполнения действия после того, как заметил, что велогонщики всегда преодолевали дистанцию быстрее, если у них были соперники на трассе.
Вскоре Триплетту (1998) удалось получить такие же результаты, проведя следующий эксперимент: он просил детей как можно быстрее смотать леску спиннинга. Как и в случае с велогонщиками, оказалось, что социальные условия способствуют выполнению задания.
Таким образом, данное исследование поставило важнейший социально-психологический вопрос, а именно как простое присутствие других людей влияет на наше поведение.
Социальная фасилитация - влияние присутствия других людей на выполнение задачи.
Первые полученные результаты заинтриговали еще к тем, что, как говорилось в отчетах, эффекты социальной фасилитации проявлялись у самых разных биологических видов.
Например, исследователи обнаружили, что в присутствии особей того же вида собаки бежали быстрее, цыплята съедали больше зерна, мухи чаще чистили свои крылышки, а муравьи при постройке своего муравейника переносили больше песка, что крысы спаривались чаще, если находились в окружении других крысиных пар.
У людей социальная фасилитация выявлена при выполнении различных заданий, например при беге трусцой, придумывании слов по ассоциации, использовании компьютера.
Например, в одном из экспериментов Оллпорт просил участников записать как можно больше ассоциаций, вызванных словами, написанными в верхней части листа бумаги (например, «здание», «лаборатория»). Результаты были очевидны: 93% участников написали больше ассоциаций, работая в присутствии других людей, чем работая в одиночестве.
Но Оллпорт не был удовлетворен: он хотел знать, будут ли получены такие же результаты при более сложной задаче, требующей больших мыслительных усилий.
Однако вскоре стало очевидно, что не во всех случаях присутствие зрителей облегчает выполнение задания. Что касается людей, то, например, Оллпорт (Allport, 1924) обнаружил, что социальная фасилитация имеет место при выполнении людьми лишь некоторых заданий, например простые задачи на умножение, в других же случаях присутствие людей мешает деятельности.
Чтобы выяснить это, он просил участников прочитать короткие отрывки из произведений древнегреческих авторов, а затем написать все аргументы, которые, по их мнению, могли бы опровергнуть утверждения, содержащиеся в этих текстах. Вновь участники выполняли задание, как в одиночестве, так и в присутствии нескольких человек. Результаты показали, что выполнение задачи улучшалось, когда люди работали в одиночке.
Эти и подобные результаты привели к большой неразберихе. Почему социальная фасилитация в одних ситуациях проявляется, а в других нет? Все запуталось настолько, что исследования в области социальной фасилитации к 40-м гг. XX в. почти полностью прекратились.
Однако в 1965 г. произошли радикальные изменения. Причиной такою переворота стала смелая теория социальной фасилнтацин, предложенная Робертом Зайонцем.
Теория возбуждения
Зайонц (Zajonc, 1965) утверждал, что как улучшение, так и ухудшение социальной деятельности происходит потому, что мы взволнованы или раздражены простым физическим присутствием особей того же вида.
Согласно теории Зайонца, когда мы окружены другими людьми, будь то наши коллеги, зрители или просто рядом стоящие люди, мы становимся более настороженными, физиологически возбужденными и энергичными. В результате мы прилагаем больше усилий для выполнения нашего задания. Обычно психологи ссылаются на такие чувства, как состояние повышенного возбуждения (драйва). Такие состояния, как голод, страх и фрустрация, являются типичными примерами «драйва».
Чтобы объяснить эту загадку, Зайонц обратился к хорошо известным открытиям, которые свидетельствовали о том, что повышенное возбуждение увеличивает скорость, силу и вероятность доминирующей реакции организма. Доминирующая реакция относится к такому действию, которое животное совершит вероятнее всего в данной конкретной ситуации. Эта доминирующая склонность может быть связана с приобретенными навыками, привычкой, индивидуальными предпочтениями или врожденными факторами. Этот факт напрямую связан с социальной фасилитацией, так как на хорошо знакомые, легкие или рассчитанные на интуицию задания реакция будет доминирующей.
Таким образом, появление правильных реакций на легкие задания можно ускорить или облегчить, используя сильное возбуждение.
Наоборот, при выполнении заданий, не рассчитанных на интуицию, или при решении трудных задач (т. е. таких, навык выполнения которых не сформирован, как, например, необходимость написать свое имя перевернутыми буквами или задом наперед) правильная реакция не будет доминирующей. В таких случаях сильное возбуждение мешает выполнению задания, и верх берет доминирующая (и неправильная) реакция (т. е. умение писать имя обычным способом).
Если сказать короче, то, по Зайонцу, осуществится социальная поддержка или будет нанесен социальный вред — зависит в первую очередь от типа задания.
Например, при постановке опыта с тараканами доминирующей реакцией этих насекомых было убежать от внезапно возникшего источника света. Зайонц с коллегами (1969) подстроили все таким образом, чтобы в одном случае тараканы могли спастись от неприятного для них света «самым естественным образом»: т. е. побежать настолько быстро, насколько это возможно, прямо по отведенным для них беговым дорожкам. И здесь аудитория, состоявшая из тараканов-наблюдателей, содействовала этой доминирующей реакции.
В другом случае тараканы могли избежать прямого источника света, лишь резко свернув направо на полпути. Такая реакция потребовала от насекомых подавить свою доминирующую реакцию (быстро бежать), потому что они должны были замедлить бег, чтобы повер-путь. В этом случае зрители мешали правильному исполнению действий.
Почему на соревнованиях? Потому что зрители усиливали доминирующую и неправильную в данном случае реакцию спасаться от источника света с помощью быстрого бега.
Исследования доказали положительное воздействие присутствующих других по тяжелой атлетике, беге трусцой (1981), в спортивной стрельбе (1982) и в спортивной ходьбе (1969).
Однако не все так просто в исследовании социальной фасилитации.
Паулюс и Корнслиус (1974) пришли к выводу, что опытным гимнастам во время выполнения ими спортивной программы зрители мешал. На новичков же они не произвели подобного воздействия.
Точно к таким же выводам пришли и Форгас с коллегами (1980): они обнаружили, что присутствие зрителей больше сдерживало опытных игроков в сквош, нежели новичков.
А Сокилл и Мннатт (1984) заявляют, что свободные броски опытных баскетболистов становились менее точными, если зрители заполняли трибуны до отказа.
Исследователи объясняют эти данные тем, что даже для спортсменов-мастеров сложные гимнастические элементы, за которые дают высокие баллы, и точные баскетбольные броски не являются «доминирующими» реакциями, наоборот, они требуют очень высокой степени концентрации при выполнении сложных элементов.
Следовательно, можно прогнозировать, что социальная поддержка будет иметь место с большой долей вероятности при выполнении тех заданий, которые являются относительно простыми, и требуют в первую очередь скорости реакции и силы, - в таких заданиях управляющей будет доминирующая реакция (например, бег на короткую дистанцию, арм-рестлинг).
В других видах спорта, требующих точности и достижения хорошей формы (например, в теннисе, сквоше, фигурном катании), доминирующая реакция не обязательно будет управляющей.
Итак, определенный аспект задания становится детерминантой того, какой эффект окажет социальная фасилитация.
После 1965 г., т. е. после появления теории Зайонца, было предложено несколько теоретических объяснений социальной фасилитации.
Простое присутствие особей того же вида повышает состояние возбуждения. По мнению Зайонца, особи одного вида производят такой эффект, поскольку являются важными и непредсказуемыми стимулами, которые повышают степень неопределенности. Эта определенность может касаться любого вопроса.
Например, Шмитт с коллегами (1986) провели такой эксперимент: они попросили испытуемых напечатать свои имена на компьютере двумя способами. Сначала обычным образом, а затем задом наперед, вставляя промежутки между буквами (якобы для того, чтобы установить на компьютере код идентификатора). Это ключевое мероприятие происходило до начала самого эксперимента, чтобы свести к минимуму тревожные мысли испытуемых об их оценке. Некоторые испытуемые выполняли это действие в присутствии человека с завязанными глазами и в наушниках. Этого человека предположительно готовили к предстоящему эксперименту по восприятию. В таких условиях скорость их обычной печати («доминирующая реакция») возросла, в то время как на их способность печатать необычным способом присутствие другого человека влияло в худшую сторону по сравнению с теми испытуемыми, которые выполняли эти действия одни.
Другие эксперименты также показали, что независимо от того, выполняется работа в присутствии аудитории, безразличной к процессу, или это аудитория «с завязанными глазами», эффекты социальной фасилитации имеют место.
Герин (1983) предлагает свое объяснение того, почему так происходит. Он утверждает, что в некоторых социальных ситуациях неопределенность и возбуждение не всегда будут сильно выраженными. Когда мы осуществляем какую-то деятельность с другими людьми (или перед ними), неопределенность будет тем выше, чем меньше мы можем контролировать их. Видимо, мы не можем убедить себя в том, что в данной ситуации другие действуют предсказуемым и не представляющим опасности образом.
2. Социальная ленность
Эти ситуации по характеру противоположны условиям проявления социальной фасилитации. Социальная фасилитация возникает, когда присутствие других делает вас центром внимания, что приводит к возбуждению.
Но если присутствие вокруг других людей означает, что мы можем слиться с группой и стать менее заметными, чем тогда, когда мы одни, то результатом должна быть релаксация. Так как никто не может сказать, насколько хорошо именно мы делаем свое дело, мы должны быть менее обеспокоены тем, как оценят наш труд, и не так сильно желать продемонстрировать себя наилучшим образом.
Что случится тогда? Будет релаксация, происходящая из-за того, что отдельный человек теряется в толпе, причиной лучшего или худшего исполнения задачи?
Давайте сначала рассмотрим простую задачу, например, игру в перетягивание каната, в которой каждому игроку нужно тянуть канат так сильно, как он может. Вопрос о том, как работа в составе группы других людей повлияет на выполнение этой задачи, был впервые исследован в 1880 году французским агротехником Максом Рингельманом (1913). Он обнаружил, что когда группа мужчин тянет канат, каждый отдельный человек прилагает меньше усилий, чем в случае, когда он делает это один.
В 1974 Инхэма с коллегами придумали очень изящный эксперимент. Как и в классическом эксперименте Рингельмана, в лаборатории было несколько человек, которые участвовали в различных испытаниях, примерно от одного до шести человек тянули веревку так сильно, как могли. Главное отличие эксперимента Инхэма (1974) заключалось в том, что семь человек были помощниками экспериментаторов. Исследователи сделали так, что в любой ситуации испытуемый всегда был впереди других, т. е. находился ближе всех к приспособлению, измерявшему силу натяжения. У каждого человека к тому же были завязаны глаза, якобы для того, чтобы его ничто не отвлекало. Во время этих заданий помощники не тянули веревку; по сути, группы не было, работу выполнял только испытуемый, полагавший, что он является частью группы.
Инхэм с коллегами установили, что, как только «группа» увеличивалась, индивид начинал прилагать меньше усилий; особенно это было заметно в группах небольшого размера (т. е. от одного до трех человек). Таким образом, оказалось, что на результаты Риигельмаииа, по крайней мере частично, повлияли мотивационные потери: как только группа становилась больше, люди начинали тянуть менее сильно.
Несколько лет спустя Биб Латане с коллегами (1979) получил такие же результаты, поставив задание «хлопать в ладоши как можно громче». Экспериментальный подход был схож: во время этих испытаний субъект думал, что является частью группы, но в действительности хлопал в ладоши только он. Таким образом, и Рингельманн, и Инхэм с коллегами обнаружили, что мотивация индивида снижается с кажущимся увеличением размера группы.
Латане и его коллеги назвали эту мотивационную потерю социальной леностью - свойство людей хуже выполнять простые задачи и лучше справляться со сложными задачами, если вокруг них находятся другие люди, и результаты работы индивидуума невозможно оценить.
Они предположили, что это может быть общей «социальной болезнью», которая вредит многим видам совместной деятельности, например, низкая эффективность советского сельскохозяйственного коллектива, или колхоза, могла объясняться такой социальной леностью.
Различные исследования подтвердили, что эффект социальной лености ограничивается только заданиями на моторику, наподобие натягивания веревки или хлопанья в ладоши: этот эффект наблюдается также при выполнении когнитивных и перцептивных заданий (Petty et al., 1980; Szymanski and Harkins, 1987). Этот эффект отмечается также в исследованиях, проведенных в различных странах, таких как Индия (Weineret al.. 1981), Япония (Williams and Williams, 1984) и Тайвань (Gabrenya et al.. 1981).
В ходе исследований выяснилость, что социальной лености не наблюдается, если задание достаточно сложное (Brickneret al., 1986), привлекательное (Zaccaro, 1984) или вызывает интерес (Petty et al., 1985) у членов группы; если степень сплоченности группы достаточно высока (Williams, 1981) или если группа добивается какой-то определенной цели (Brickner, 1987).
В общем, эффект социальной лености наблюдается в тех ситуациях, когда у индивида или группы отсутствуют серьезные стимулы для выполнения задания.
Исследования обнаружили также основную причину, по которой возникает эффект социальной лености. Когда человек входит в группу, тянущую на себя веревку или хлопающую в ладоши, он может почувствовать, что его индивидуальность как бы растворяется. По своей природе такие задания соединительные, требуют объединения усилий всех членов группы для достижения результата одного на всех. В них не представляется возможным определить, какой именно вклад внес конкретный участник группы. Если один из членов группы решает не прикладывать больших усилий для выполнения такого задания (может быть, оно утомительно, неинтересно или не влечет за собой никакой награды), то это пройдет незамеченным для группы. Степень анонимности отчасти возрастает при увеличении размера группы: чем больше людей вносят свой вклад в достижение общего результата, тем сложнее определить процессуальную потерю конкретного члена группы.
Однако поскольку полюсами анонимности являются индивидуальная работа (нет обезличенности) и работа в паре (есть обезличенность), можно предположить, что максимальное снижение усилий будет наблюдаться при переходе от индивидуальной работы к работе в паре и в дальнейшем, при увеличении размера группы, усилия участника уже не будут снижаться так значительно.
Эффект социальной лености не является универсальным (т. е. групповым) явлением. Более того, он проявляется только при выполнении группой определенных заданий, а именно таких, в которых определить вклад каждого члена группы в общее решение не представляется возможным.
Такие задания Дэвис (Davis, 1969) называет заданиями со сниженной информативностью.
Когда вклад каждого члена группы всегда известен (задания с сохраненной информацией), эффекта социальной лености не наблюдается.
Другими словами, даже если я уверен в том, что мой вклад в общее дело можно измерить, но при этом также уверен, что оценка производиться не будет, я могу продолжать лениться.
Например, исследование Харкинс, Джексон (1985). Задание заключалось в следующем; придумать как можно больше вариантов использования предмета. Для половины испытуемых создали условия, при которых они ожидали, что экспериментатор ознакомнтся с вариантами каждого из них. Другая половина должна была собрать все поступившие предложения в общий ящик, т. е. определить вклад каждого члена группы было невозможно.
Когда люди полагали, что каждый член группы придумывает варианты использования одного и того же предмета, наблюдался обычный эффект социальной лености - в условиях «идентифицируемости» было предложено меньше способов.
Когда они полагали, что у каждого свой предмет для размышлений о его использовании (следовательно, результаты не могут быть сравнены и оценены), эффект лености также наблюдался, хотя здесь можно было идентифицировать вклад каждого человека.
Таким образом, для определения эффекта социальной лености важна не возможность идентификации, а вероятность оценивания.
Гендерные и культурные различия
Стивен Карау и Киплинг Вильяме (1993) сделали обзор более чем 150 исследований, посвященных вопросу социального расслабления, и обнаружили, что тенденция «расслабляться» у мужчин проявляется сильнее, чем у женщин. Почему это так? Женщины, как правило, склонны фокусировать внимание на коллективе, больше думая о благополучии других членов группы. Мужчины, наоборот, склонны к индивидуализму, больше заботясь о собственных результатах, чем о пользе для группы.
Подобные различия в расстановке акцентов в сфере коллективизма-индивидуализма, наблюдаются также между разными культурами. Во многих азиатских культурах подчеркивается значение коллективизма, тогда как западные общества делают упор на индивидуализм. Соответственно, и социальное расслабление в этих культурах проявляется в разной степени: Карау и Вильяме (1993) обнаружили, что склонность «расслабляться» сильнее проявляется в западных культурах, чем в восточных.
3. Деиндевидуализация или феномен бесплатного проезда
В индивидуальной работе ответственность за успех или неуспех несет сам человек. В групповой работе ответственность часто лежит на всех членах группы. Так, например, если рассматривать прохожих, собравшихся в результате происшедшего несчастного случая, как rpvn-пу. то ответственность за оказание помощи будет распределена между всеми членами группы. Таким образом, чем больше группа, тем меньше вероятность, что кто-либо из группы окажет помощь.
Это относится и к некоторым видам заданий, где существует вероятность, что другие члены группы могут выполнить или выполнят большую часть работы, а то и всю работу, необходимую для успешного достижения пели.
Например, если я проживаю в квартире с другими людьми, мне может нравиться жить в чистой квартире до тех пор, пока кто-то (не обязательно я) будет заниматься уборкой.
Логично, что мы меньше захотим прилагать усилия к чему-либо, если существует возможность «безбилетного проезда», т.е. возможность получить пользу от усилии других членов группы.
Когда члены группы понимают, что их работа не обязательна для достижения группой положительного результата, так как от их усилий мало что зависит, а эти усилия стоят определенного труда, то мало вероятно, что они будут стараться ради группы.
Это было продемонстрировано в исследовании Керра (1983).
В эксперименте испытуемые работали либо одни, либо в диаде, но каждый сам по себе. Нужно было накачать воздух, используя резиновый баллон. Если индивид достигал некоторого установленного уровня, то считался выполнившим работу. Для него это означало награду в размере $0,25 за одно испытание (а потенциальная выплата в день составляла $2,25 за девять испытаний). Групповое задание было определено как разделительное: если один напарник справлялся успешно, то оба получали по $0,25.
Безотносительно от условий испытуемый получал точную обратную связь своего выполнения по окончании каждого испытания. В условиях диады испытуемые получали неверные данные о результатах их напарников, которые направляли их в сторону «безбилетного проезда». Раз за разом, по окончании каждого испытания, испытуемый узнавал, что его напарник добился успеха. Члену диады становилось понятно, что он может выехать за счет усилий другого, раз уж тот хочет и может выполнять такую неприятную работу. Действительно, члены диад прилагали значительно меньше усилий, чем испытуемые из контрольной группы, работавшие индивидуально.
Такая характеристика группы, как размер, влияет на ощущение человеком необязательности его усилий. В общем и целом, чем больше наша группа, тем менее мы склонны рассматривать наш личный вклад как увеличивающий возможность достижения группой успеха (Olson, 1965; Kerr, 1989).
Опять же это зависит от характеристики задания. Если все остальное (например, способности членов группы) будет более или менее одинаковым, то можно сделать следующее заключение: чем больше группа, тем выше вероятность того, что в ней будет и более компетентны» человек, нежели вы, и менее компетентный. Таким образом, при выполнении как разделительного, так и связующего задания усилия члена группы будут снижаться, а эффект «безбилетного проезда» возрастать по мере увеличения размера группы.
Почему возникает эффект деидивидуализации?
«Безбилетный проезд» нарушает некоторые важные и привычные социальные нормы. Хотя человек, «выезжающим» за счет других, не обязательно нанесет вред деятельности группы своим недостаточно серьезным отношением к делу, его поведение может противоречить определенным правилам или нормам и повлечь за собой некие социальные санкции. Если члены группы «анонимны», т. е. индивидуальный вклад не представляется возможным, то нельзя сказать, кто именно нарушил нормы. Это очень эффективно устраняет угрозу социальной санкции и позволяет вести себя так и дальше.
История полна примерами того, как группы людей творили ужасающие дела, которые никто из этих людей не совершил бы в одиночку. В Европе толпы футбольных фанатов периодически нападают друг на друга и избивают противников дубинками. В Соединенных Штатах обезумевшие фанаты на рок-концертах иногда затаптывают друг друга до смерти. И в относительно недавнем прошлом Соединенных Штатов есть позорнейшие страницы куклусклана.
Однако не так уж редко бывает, что нас просят носить униформу, которая делает нас похожими на всех, кто находится рядом, и в такой обстановке мы также можем почувствовать себя менее ответственными за свое поведение и стать более склонными к агрессии.
Действительно ли ношение униформы, такой как форма членов одной спортивной команды, ведет к повышению агрессивности?
Результаты исследования, проведенного Юргеном Ремом, Майклом Стэйнлэйтнером и Вольдемаром Лилли (1987), показывают, что это на самом деле так. Исследователи путем случайного подбора сформировали из пятиклассников нескольких германских школ команды, по пять человек каждая, а затем наблюдали, как эти команды играли друг с другом в ручной мяч. В каждой игре члены одной команды были одеты в одинаковые оранжевые рубашки, а члены другой команды выходили на поле в своей обычной одежде. В результате дети, на которых были оранжевые рубашки (и, таким образом, их было труднее отличить друг от друга), играли заметно более агрессивно, чем их ровесники, одетые в свою повседневную одежду (так что определить, кто есть кто, было довольно просто
Откуда же берется эта деиндивидуализация, заставляющая людей совершать импульсивные (и часто насильственные) действия? В исследованиях Стивена Прентис-Данна и Рональда Роджерса (1989), а также Эда Дидера (1980) отмечается два обстоятельства.
Во-первых, присутствие других (или ношение униформы и маскировочной одежды) приводит к тому, что люди начинают чувствовать себя менее ответственными за свои действия, поскольку снижается вероятность того, что каждый отдельный человек будет выделен из толпы и наказан.
Во-вторых, присутствие других снижает уровень осознания человеком своих поступков, отвлекая его внимание от собственных моральных принципов. Нам трудно направлять внимание одновременно внутрь, на самих себя, и вовне, на окружающий мир, поэтому в каждый конкретный момент мы выбираем некоторый определенный уровень самосознания. Когда мы фокусируем внимание внутри себя, это, в частности, приводит к тому, что мы лучше помним о своих моральных ценностях, и это делает нас менее склонными совершать девиантные или антисоциальные поступки (например: «Я считаю, что причинять людям боль — плохо; я не буду бить этого парня»). Если мы фокусируем внимание на окружающей среде, уровень самосознания (self-awareness) падает, и мы скорее готовы забыть о своих моральных стандартах и действовать импульсивно.
- Конформизм
Конформность - изменение поведения вследствие реального или воображаемого влияния других людей .
Конформизм часто приводит индивидов к неверным и нелогичным суждениям.
Вместе с тем, конформизм выполняет важные социальные функции.
- Конформизм обеспечивает социальную упорядоченность и предсказуемость, которые необходимы для координированных эффективных групповых действий.
- Давление, которое создает конформизм, обеспечивает группу средствами контроля, тем самым повышая вероятность того, что индивиды будут относиться к интересам группы как к своим собственным.
- Подобная форма социального контроля применима в самых разнообразных видах деятельности, но особое значение она имеет в таких областях, как экономия энергии и воды, вождение машины только в трезвом виде, оказание первой помощи и др.
Следовательно, нет ничего удивительного в том, что человеческие группы большое значение уделяют тому, чтобы добиться от своих членов конформности. Во многих ситуациях это позволит группе выжить
Гендерные особенности конформизма - уровень конформизма мужчин и женщин скорее одинаков.
Таким образом, причинами социального влияния могут выступать две силы: одна основана на групповой власти (потенциальное неприятие и накажите), другая на доверие к групповому мнению.
Первое, нормативное, социальное влияние имеет своим источником те вознаграждения и наказания, которые контролируются группой;
Второе, информационное, социальное влияние относится главным образом к стремлению полагаться на социальные определения реальности, особенно на те из них, которые основываются на согласии
Информатиционное социальное влияние – потребность знать что «правильно»
Одна из важнейших вещей, получаемых посредством взаимодействия с другими людьми, — это информация. Скорее всего, для вас не будет новостью, что иногда люди не знают, что делать в некоторых ситуациях, или даже не понимают, что происходит.
Сталкиваясь со многими неизвестными для нас ситуациями мы чувствуем неуверенность в отношении того, что подумать, или как следует поступать. Мы просто недостаточно информированы, чтобы сделать правильный и точный выбор.
К счастью, в нашем распоряжении есть мощный и полезный источник информации — поведение других людей. Спрашивая других о том, что они думают, или наблюдая за тем, что они делают, мы можем составить себе представление о характере ситуации.
Когда мы затем действуем так же, как и все остальные, мы проявляем конформность, но не потому, что мы слабые, бесхребетные существа без всякого чувства уверенности в себе. Мы подчиняемся влиянию других людей, потому что рассматриваем их как источник информации для определения того, какое поведение будет правильным.
Мы проявляем конформность, поскольку считаем, что другие люди более точно, чем мы, интерпретируют неоднозначную ситуацию, и наблюдение за их поведением может помочь нам сделать правильный выбор.
Это явление называется информационным социальным влиянием - подчинение мнению других людей, которые рассматриваются как источник информации, необходимой, чтобы определить, какое поведение будет правильным. Мы проявляем конформность, поскольку считаем, что другие люди более точно, чем мы сами, интерпретируют неоднозначную ситуацию, и наблюдение за их поведением может помочь нам сделать правильный выбор.
Важное свойство информационных социальных влияний состоит в том, что они могут приводить к личному принятию, когда люди соглашаются следовать примеру других, потому что искренне верят, что те правы.
Личное принятие — согласие подражать поведению других людей по причине искренней убежденности в том, что они думают или действуют правильно.
Столь же вероятным может представляться и то, что люди, вслух соглашаясь с мнением группы, на самом деле сохраняют уверенность в том, что свет движется именно так, как они это видят.
Допустим, например, один из участников считает, что свет перемещается на 5 см, но говорит вслух, что он перемещается на 2 см, — как оценивает группа, — опасаясь показаться глупым или невнимательным.
Тогда это будет случай публичной уступки - человек публично соглашается с группой, но не обязательно на самом деле верит, что группа думает или действует правильно.
Практически с любым из нас может произойти внезапное обращение в религиозную веру, в политическую идеологию или в любое другое из множества учений, повсеместно распространяющихся в последние десятилетия. Часто перед тем как происходит обращение, человек чувствует нерешительность и замешательство, неудовлетворенность своей жизнью и даже отчаяние. Общаясь с членами новой для него группы, он получает совершенно новое определение ситуации, радикально отличное от всего, что он знал раньше.
Ярко выраженное социальное влияние на поведение индивидуума проявляется во врем кризисов. В этом случае человек встречается с пугающей, потенциально опасной ситуацией, к которой он плохо подготовлен и на которую он не обучен правильно реагировать (Killian, 1964). Человек может понимать, что на самом деле происходит, или знать, что ему следует делать. Когда затрагивают вопросы личной безопасности, потребность в информации становится особенно острой, а поведение др гих людей — ценным источником информации.
Рассмотрим известные события, произошедшее вечером 31 октября 1938 года. Знаменитый актер продюсер Орсон Уэллс совместно с театром «Меркюри» выпустил в эфир радиопостановку по мотивам научно-фантастического произведения Гербета Уэллса «Война миров». Вспомним, что в то время еще не существовало телевидения, и радио было как средством развлечения, передававшим музыкальные комедии и драматические произведения, так и единственным способом быстро сообщить безотлагательную новость. Эта драма о мировой катастрофе-вторжении на Землю чудовищных пришельцев Марса, — оказалась столь реалистичной и эффетивной, что по меньшей мере миллион радиослушателей испугались и несколько тысяч ударились в панику (Cantril, 1940).
Одна из причин этого состояла в недюжинных художественных достой ствах этой пьесы, пародировавшей настоящие репортажи о новостях, к тому же многие слушатели, пропустили начало радиопостановки (где было сказано, что это — пьеса), потому что в это время другая станция транслировала популярное шоу Чарли Маккарти. Однако часть вины за произошедшее лежит и на информационном социальном влиянии. Многие люди слушали радио вместе с друзьями и членами своих семей и, естественно смотрели друг на друга, пытаясь решить, стоит верить тому, что они слышат. Тревога и волнение, замеченные ими на лицах близких людей, еще больше подливали масло в огонь той паники, в которую они готовы были обратиться. «Мы поцеловали друг друга и думали, что все мы погибнем», — рассказывал один из слушателей.
Многие из напуганных радиослушателей начинали неправильно интерпретировать происходящие вокруг события, которые в их глазах теперь выглядели как подтверждение услышанного по радио: «Мы выглянули в окно и увидели, что авеню вся заполнена машинами. Люди бегут из города, — решили мы», или «На моей улице не одной машины. Я подумал, что движение прекратилось из-за того, что дороги разрушены» (Cantril, 1940, с. 93).
Когда неоднозначность высока, и человек начинает верить, будто понимает, что же на самом деле происходит, то он способен воспринимать даже потенциальные доказательства неверности своего мнения так, чтобы они удовлетворяли сложившемуся определению ситуации.
Инцидент с радиопостановкой «Война миров» показывает, что использование других людей в качестве источника информации может быть опасным.
Примером чрезвычайно сильных информационных социальных влияний, вовлекающих людей в неправильное истолкование ситуации, являются массовые психогенные заболевания — появление у группы людей похожих физиологических симптомов при отсутствии какой-либо известной физиологической причины.
Итак, когда люди подчиняются информационному социальном давлению?
- Когда ситуация неоднозначна.
Например, Джонстаун.
- Когда ситуация оказывается кризисной
Например, постановка «Война миров» или события во вьетнамской деревне.
- Когда другие люди – эксперты.
Например пассажир, увидевший, что из двигателя самолета идет дым, вероятно, начнет оглядываться по сторонам в поисках членов экипажа, чтобы узнать их реакцию, так как они имеют больше знаний и опыта, чем такой же отдыхающий в соседнем кресле.
Нормативное социальное влияние
Кроме недостатка информации есть и другая причина, по которой мы подчиняемся чужому влиянию: мы проявляем конформность для того, чтобы другие люди любили и принимали нас. Мы подчиняемся социальным нормам группы, то есть неявным (а иногда и явным) правилам, которым должны соответствовать способы поведения, ценности и убеждения. Группа имеет определенные ожидания относительно того, как должны вести себя ее члены, и «добропорядочные» члены группы подчиняются этим правилам. Подчиняются потому, что не хотят, чтобы их воспринимали как странных, неуживчивых и, наконец, как ненормальных. Отклоняющиеся от нормы члены группы часто высмеиваются или даже отвергаются другими ее членами.
Мы, люди — по природе своей социальные существа. Немногие из нас могут счастливо жить как отшельники, не видя других людей и не разговаривая с ними. Взаимодействуя с другими, мы получаем эмоциональную поддержку, признательность и любовь, испытывая, таким образом, приятные переживания. Другие люди чрезвычайно важны для нашего хорошего самочувствия. Исследование случаев, когда люди были долгое время изолированы от других человеческих существ, показывает, что отсутствие контакта с другими людьми трудно переносится человеком и травмирует его психику.
Учитывая эту основную человеческую потребность в социальных контактах, неудивительно, что мы часто проявляем конформность для того, чтобы быть принятыми другими. Конформизм по нормативным причинам возникает в ситуациях, когда мы делаем то, что делают другие люди не потому, что используем их как источник информации, а потому что не хотим привлечь ненужного внимания, стать предметом насмешек, нажить себе неприятности или быть отвергнутыми. Таким образом, нормативное социальное влияние проявляется, когда влияние других людей побуждает нас к конформизму, потому что мы хотим нравиться им и быть принятыми ими.
Этот тип конформизма приводит к публичному согласию с убеждениями и действиями группы, при котором личное принятие убеждений и действий группы необязательно.
Нормативное социальное влияние действует в нашей повседневной жизни на многих уровнях.
Мода. Одежда, которую мы носим, — лишь один из примеров. Хотя немногие из нас являются рабами моды, тем не менее все мы обычно стараемся надевать то, что в данное время считается уместным и стильным. Модными могут быть и причуды, хобби, животные, наконец, фигуру и т.д.
Еще в 1966 году исследователи обнаружили, что 40% опрошенных старшеклассниц были недовольны своей фигурой и хотели похудеть. В 1991 году Элис Кофф (Koff) и Джил Райердан (Rierdan) провели опрос одиннадцати- и двенадцатилетних девочек, и на вопрос, чувствовали ли они себя когда-нибудь «слишком толстыми», 72% девочек ответили «да». Социокультурное требование быть худыми и стройными, оказывающее исключительно сильное давление на современных женщин (и правда, в меньшей степени, на современных мужчин; см. — это нормативное социальное влияние, последствия которого могут быть фатальными.
Когда люди подчиняются нормативному социальному влиянию?
Ответ на этот вопрос дает теория социального толчка Биба Латане (Latane, 1981). Согласно этой теории, вероятность того, что мы станем обращать внимание на нормативное влияние, исходящее от других людей, меняется в зависимости от трех факторов:
(а) силы группы, то есть того, насколько важна для нас данная группа людей;
б) непосредственности влияния, то есть того, как близко во времени и в пространстве расположена к нам группа, которая пытается влиять на нас; и
(в) численности, то есть количества людей, входящих в данную группу.
Теория социального толчка предсказывает, что степень конформности будет возрастать по мере возрастания силы группы и непосредственности влияния. Понятно, что чем важнее для нас мнение группы, и чем больше мы с ней вступаем в контакт, тем скорее мы станем подчиняться ее нормативному давлению.
Действие фактора численности, однако, проявляется несколько иначе. По мере того как численность группы растет, каждый дополнительный член все меньше добавляет к ее силе — увеличение количества людей в группе от трех до четырех имеет намного больший эффект, чем увеличение от 53 до 54 человек.
Кроме того, выявлен еще факторы:
4) когда группа важна для вас – группы, которые нам симпатичны и с которыми мы наиболее склонны себя идентифицировать, будут оказывать более сильное влияние.
5) когда группа единодушна.
Чтобы проиллюстрировать важность такого: фактора, как наличие союзника, Аш поставил еще один эксперимент с линиями, немного изменив его условия (Asch, 1955). В этом варианте эксперимента шесть из семи ассистентов давали неправильные ответы, в то время как один из них каждый раз отвечал правильно. Теперь испытуемый не был не одинок. Хотя он или она по-прежнему были не согласны с большей частью группы, присутствие одного единомышленника помогало ему или ей устоять перед нормативным давлением. В этом исследовании люди проявляли конформность в среднем только 6% случаев против 32 %.
6) когда за группой стоит общество
7) когда человек принадлежит к определенному типу
Соломон Аш предположил, что люди с низкой самооценкой более склонны к конформности, так как они боятся быть отвергнутыми или наказанными группой (Asch, 1956). Первое исследование, рассматривающее личностные черты и конформность, проведенное Ричардом Крачфилдом (Crutchfield, 1955), подтвердило существование связи между самоуважением и нормативной конформностью; Марк Снайдер и Уильям Айкс (Snyder & Ickes, 1985) также пришли к похожим выводам, они обнаружили, что люди, испытывающие сильную потребность в одобрении окружающих, чаще проявляют нормативную конформность.
Сопротивление нормативному социальному влиянию
Если осознанное отношение к нормативному социальному влиянию — это первый шаг на пути сопротивления, то действие — это второй шаг. Почему нам часто не удается предпринять необходимые действия? Из-за возможных насмешек, трудностей или изгнания, которыми грозит нам общество. Однако мы знаем, что присутствие хотя бы одного единомышленника может помочь нам устоять перед нормативным давлением. Таким образом, если вы попали в ситуацию, когда вам не хочется следовать за толпой, но вы боитесь репрессий в случае, если не сделаете этого, попробуйте найти другого человека (а еще лучше — группу людей), который думает так же, как и вы.
Кроме того, если вы большую часть времени беспрекословно подчиняетесь нормативному социальному воздействию, это дает вам право иногда отклоняться от нормы без серьезных последствий. Это интересное наблюдение сделал Эдвин Холландер (Hollander, 1958, 1960), который утверждал, что проявляя конформность по отношению к группе в течение длительного времени, вы получаете здесь для себя кредит оригинальности (idiosyncrasy credits), подобно тому, как вы кладете деньги в банк.
Ваша предыдущая конформность позволяет вам иногда отличаться от группы (или вести себя оригинально), не нарываясь на чересчур большие неприятности. Например, если вы отказываетесь одолжить друзьям свою машину, но при этом всегда и во всем раньше соблюдали нормы дружбы, то ваши друзья, возможно, не станут на вас обижаться, потому что вы заработали себе право в чем-то быть непохожим, в какой-либо области отклоняться от нормативных стандартов группы. Таким образом, сопротивление нормативному социальному влиянию может оказаться не таким трудным (и не таким страшным) делом, как вам кажется, если вы уже заработали кредит оригинальности в своей группе.
5. Подчинение авторитету
XX век явил нам серию повторяющихся случаев жестокости и геноцида — в Германии, Армении, Украине, Руанде, Камбодже, Боснии — и этот список до сих пор пополняется. Поэтому один из важнейших вопросов, стоящих перед обитателями нашей планеты, — где заканчивается послушание и начинается личная ответственность? Философ Ханна Арендт (Arendt, 1965) доказывает, что большинство участников Холокоста были не садистами или психопатами, получающими удовольствие от массового убийства невинных людей, а простыми обывателями, попавшими в условия комплексного и мощного социального давления. Она изучила чудовищем, каким многие люди его себе представляют, а обыкновенным бюрократом, который, как и множество других бюрократов, не задавая вопросов, делал то, что ему приказывали.
Давайте рассмотрим причины явления послушания авторитету.
Во-первых, ясно, что нормативное социальное давление делает трудным для человека отказ от продолжения эксперимента. Как мы уже знаем, если кто-нибудь действительно хочет, чтобы мы что-то сделали, иногда бывает очень сложно сказать: «Нет». И это особенно верно в тех случаях, когда просящий обладает властью над нами. Возможно, участники эксперимента Милграма были уверены, что если они откажутся продолжать, экспериментатор будет недоволен, обижен или даже рассердится, и это обстоятельство создавало дополнительное давление, вынуждающее их продолжать эксперимент. Важно отметить, что здесь, в отличие от исследований Аша, экспериментатор намеренно и активно пытался заставить человека проявить конформность, давая такие решительные команды, как: «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали». Когда лицо, обладающее властью, так настойчиво требует подчинения, в самом деле бывает трудно сказать: «Нет».
Во-вторых, информационное социальное влияние
Несмотря на то что нормативное давление в оригинальном эксперименте Милграма было очень мощным, оно не являлось единственной причиной послушания. Экспериментатор обладал властью и был настойчив, но он все же не направлял на испытуемого ружье с требованием «подчиняться или...».
Участники эксперимента были свободны продолжать или выйти из игры в любой момент, когда им того хотелось. Почему же они не поступали так, как им хотелось поступить, особенно учитывая то, что экспериментатор был совершенно чужим для них человеком, которого они никогда раньше не видели и, вероятно, никогда больше не увидят?
Как уже говорилось выше, если человек растерян и не уверен, что ему следует делать, он часто использует других людей, чтобы составить себе I представление о ситуации. Информационное сопи- I альное влияние проявляется особенно сильно, когда ситуация неоднозначна, когда она кризисная, и когда другие люди имеют некоторый опыт взаимодействия с подобными ситуациями. Ситуация, в которую были поставлены участники эксперимента Милграма, была для них запутанной, незнакомой и сбивающей с толку. Поначалу, когда экспериментатор объяснял им, что делать, она казалась довольно простой, но затем превращалась в нечто совершенно иное. Ученик кричал от боли, однако экспериментатор говорил, что хотя шок достаточно болезненный, он не может причинить никакого непоправимого вреда. Участник эксперимента не хотел причинять боль кому бы то ни было, но он или она согласились принимать участие в данном эксперименте и выполнять указания. В состоянии подобного конфликта для участников было вполне естественно обратиться к мнению эксперта, — экспериментатора, — чтобы разобраться, какое поведение будет правильным.
Другие причины послушания
Как нормативное, так информационное социальное влияние были чрезвычайно сильны в экспериментах Милграма. Однако эти причины все же не могут полностью объяснить нам, почему люди вели себя столь негуманно. Почему же люди не осознали, что их действия — отвратительно неправильны и не остановились? Подобно солдатам, которые продолжали убивать стариков, женщин и детей в деревне Мэй Лай даже тогда, когда уже давно стало ясно, что эти люди — невооруженные и беззащитные мирные жители, так и участники эксперимента Милграма продолжали раз за разом увеличивать интенсивность электрошока, несмотря на то что другой человек кричал от боли.
Чтобы понять, откуда берется такое безоговорочное и продолжительное послушание, мы должны рассмотреть дополнительные аспекты ситуации.
Во-первых, люди иногда следуют неправильным социальным нормам, как секретари в эксперименте Элен Лангер, которые следовали норме «делай то, что говорит служебная записка», даже если требования этой записки были явно бессмысленными. Иногда мы действуем под управлением «автопилота» и не осознаем, что социальная норма, которой мы следуем, неправильна или неуместна в данной ситуации.
Элен Лангер и ее коллеги исследовали условия, при которых люди проявляют бездумную конформность (Langer, 1989). Они направили сорока секретарям Нью-йоркского университета служебную записку, гласившую: «При получении немедленно отправить обратно в комнату 238 по внутренней почте». Как и большинство бумаг, циркулирующих в университете, эта прошла незамеченной. Обратите внимание, что требование довольно глупое: если человек, пославший бумагу, хотел, чтобы она была у него, зачем он отправил ее в другое место? Лангер и ее коллеги предполагали, что секретари выполнят инструкцию и отправят бумагу обратно, потому что они будут, не задумываясь, следовать норме: «Делайте то, что написано в служебной записке». Ученые оказались правы, 90% секретарей послушно вернули бессмысленную записку в комнату 238.
2. Нельзя сказать, что участники эксперимента Милграма действовали абсолютно бездумно, или что они не осознавали, что они делают. Все они были очень озабочены состоянием жертвы. Проблема состояла в том, что они оказались пойманными в ловушку конфликтующих норм и не могли определить, какой из них следовать. В начале эксперимента казалось безусловно разумным подчиняться норме, говорящей: «Слушайтесь знающих людей и лиц, обладающих легитимной властью». Экспериментатор производил впечатление уверенного в своей правоте и знающего человека, а сам эксперимент выглядел как вполне рациональная попытка проверить интересную гипотезу. Почему не проявить готовность к сотрудничеству и не сделать то, что требуют?
Но постепенно правила игры изменились и норма «подчиняйтесь авторитету» оказалась более непригодной. Экспериментатор, который до этого казался таким разумным человеком, теперь требовал причинить жестокую боль другому участнику эксперимента, симпатичному человеку. Но если человек однажды решил следовать некоторой норме, то ему очень сложно впоследствии повернуть против течения и осознать, что данная норма больше не годится, и пора начать следовать другой норме: «Не причиняйте ненужного вреда себе подобным».
Поначалу норма «подчиняйтесь авторитету» выглядела вполне уместной, а потом постепенно изменил ситуацию таким образом, что другая важная норма оказалась нарушенной (Collins & Brief, 1995).
В-третьих, эксперимент проходил в очень быстром темпе, и у его участников не оставалось времени задуматься о том, что они делают. Им было нужно регистрировать ответы «ученика», следить за тем, какую следующую пару слов предлагать ему для тестирования и проверять ответы — они постоянно были очень заняты. Даже если испытуемому удавалось работать на такой высокой скорости и внимательно следить за всеми деталями, то ему было трудно при этом осознать, что норма, руководящая его поведением, — сотрудничество с авторитетным лицом — через какое-то время стала абсолютно непригодной.
Можно думать, что если бы в середине эксперимента его участникам разрешили взять 15-минутный перерыв и спокойно посидеть в комнате наедине с собой, очень многие из них смогли бы правильно оценить ситуацию и отказаться продолжать эксперимент.
В-четвертых, важно помнить, что экспериментатор просил испытуемого повышать интенсивность электрошока на достаточно маленькую величину. От участников эксперимента не требовали, чтобы после слабого шока они сразу увеличили его интенсивность до потенциально летального уровня. Вместо этого на каждом последующем шаге им нужно было принимать решение, увеличивать или нет интенсивность электрошока всего на 15 вольт.
Когда человек принимает важное или трудное решение, то у него всегда возникает ощущение диссонанса и, как результат, стремление избавиться от этого ощущения. Эффективный способ уменьшить ощущение диссонанса, происходящее от трудного решения, — это сказать себе, что решение полностью оправдано.
Уменьшение диссонанса дает человеку оправдание его предшествующих действий, но делает его уязвимым по отношению к давлению, требующему от него продолжать следовать выбранным курсом, и таким образом он может зайти очень далеко
Мика Харитос-Фатурос (1989) описывает, как эта тактика возрастающих требований использовалась греческой военной диктатурой в конце 60-х годов для подготовки палачей, специализировавшихся на пытках. В своих интервью с бывшими палачами Харитос-Фатурос выяснил, что их первый контакт с политическими заключенными состоял в том,чтобы приносить им еду и «случайно» несколько раз ударить. Затем их назначали стоять на страже, когда пытки проводились другими. Затем они принимали участие в нескольких групповых пытках или избиениях. Последним шагом на пути подготовки палача «было внезапное объявление главнокомандующего [о назначении человека палачом], не оставляя человеку ни секунды, чтобы осознать этот факт».(
6. Феномены принятия решения.
«Огруппленное» мышление
Систематическая неспособность индивида высказывать свое мнение после того, как он выслушал отличающиеся от него суждения других, не просто курьезное лабораторное наблюдение.
Дженис (Janis. 1972) использовал термин «огруппленное мышление для обозначения вида патологии, которая часто происходит при принятии решения группой, патологии, которая, возможно, внесла свой вклад в принятие неудачных внешнеполитических решений, обернувшихся катастрофой (например, вторжение в залив Кочинос, решение Аргентины развязать Фолькленскими островами или решение президента Джонсона обострить военный конфликт во Вьетнаме).
Дженис исследовал феномен «огруппленного» мышления в таких ситуациях, когда комбинация трех факторов - стиль лидера, групповая сплоченность и кризисная ситуация — подавляет разногласия в группе с такой силой, что члены группы продолжают поддерживать политические решения (нормы), которые являются совершенно непродуманными. Дженис полагает, что «огруппленное» мышление возникает частично из-за того, что в группах с высокой степенью сплоченности мнения некоторых индивидов (очень уважаемых) заслуживают особенного доверия. (Мой бог! Сам Джон Ф. Кеннеди это говорит! Он не может быть не прав!) Кроме того, никто не будет рубить сук, на котором сидит, высказывая отличное от других мнение, если это может повлечь за собой неприятие группой, которое может переживаться очень болезненно.
Проблема обострится еще больше, если лидер группы придерживается директивного стиля руководства и настаивает на предлагаемом им конкретном образе действий, поскольку спустя некоторое время этот образ действий будет принят группой как норма. Это было одной из основных ошибок Кеннеди при принятии решения о вторжении на Кубу. Кризисная ситуация также увеличивает проблему, поскольку из-за нее группа вынуждена быстро принимать общее решение и подавлять разногласия.
Таким образом, группомыслие чаще всего возникает, если существуют определенные предпосылки, в том числе когда группа очень сплоченная, изолирована от противоположных мнений и руководима настойчивым и решительным лидером, который (или которая) не скрывает своих пожеланий от остальных.
Предпосылки
- Группа очень сплоченная: группа пользуется популярностью и люди очень хотят быть ее членами
- Группа изолирована: альтернативные точки зрения не достигают группы.
- Сильный лидер: лидер контролирует дискуссию и открыто обнаруживает свои пожелания
- Высокий стресс: члены группы ощущают угрозу по отношению к своей группе
- Несовершенство процедур принятия решений: не существует стандартных методов обсуждения различных точек зрения
Симптомы
- Иллюзия неуязвимости: группа чувствует, что она безгрешна и не может допустить никаких ошибок
- Вера в моральную правоту группы: «Бог на нашей стороне»
- Стереотипный взгляд на то, что находится вне группы: оппозиционные точки зрения представляются в упрощенном, стереотипном виде
- Самоцензура: люди про себя решают не высказывать мнений, противоположных мнению группы, чтобы «не раскачивать лодку»
- Прямое давление на инакомыслящих с целью заставить их согласиться: если человек решается высказать не схожую с общей точку зрения, он подвергается давлению со стороны других членов группы, пытающихся заставить его или ее согласиться с большинством
- Видимость единодушия: видимость общего согласия, создаваемая, например, отстранением от обсуждения тех, кто, как заранее известно, может не согласиться
- «Стражи ума»: члены группы предохраняют лидера от возможности услышать другие точки зрения
Последствия
- Неполный обзор альтернатив
- Неспособность полностью учесть все рискованные стороны избранной альтернативы
- Не используется вся необходимая информация
- Неспособность разработать план на случай непредвиденных обстоятельств
Для тех, кто хочет избежать этой ловушки, будет полезна следующая памятка:
1) необходимо обсуждать все высказанные мнения;
2) продумывать наихудший вариант развития событий и учитывать непредвиденные обстоятельства;
3) предостережение лидерам: не отстаивать чей бы то ни было план в самом начале обсуждения;
4) задействовать экспертов и «адвокатов дьявола» со стороны, чтобы те проанализировали идеи членов группы.
Групповая поляризация
Феномен «огруппленного» мышления показывает, как появившаяся групповая норма (часто это та норма, которую предложил лидер группы) может негативно повлиять на содержание дискуссии, подавляя «инакомыслие». Групповая поляризация имеет отношение к рассматриваемым процессам и касается того, как в результате групповой дискуссии члены группы приходят к более полярным идеям и суждениям, чем те, что были у них до начала дискуссии.
Групповой поляризации определяется как склонность групп принимать решения более экстремальные, чем те к которым первоначально были предрасположенны их члены — в направлении большего риска, если члены группы изначально предпочитают риск, и в направлении большей осторожности, если члены группы изначально выбирают осторожность
Ранее исследователи полагали, что групповая дискуссия должна действовать умиротворяюще на горячие головы и на «экстремистов» в группе. Согласно ожиданиям ученых, в групповой дискуссии должны были возникать более нейтральные решения, нежели решения отдельных индивидов.
Однако вскоре исследования показали, что обычно групповая дискуссия приводит к совершенно противоположному результату. Стонер (Stoner, 1961) первым отметил, что групповая дискуссия способствует принятию более рискованных решении при рассмотрении сложных, связанных с риском проблем (по сравнению с решениями, принятыми индивидуально).
Существуют две главные причины групповой поляризации.