Новости События Общее

Межкультурная компетентность как условие развития самоидентификации подростков

20-10-2016 Публикации
В статье анализируются затруднения в формировании самоидентификационных конструктов в подростковом возрасте в контексте работы внутреннего диалога. Обсуждаются проблемы в эмпирической аргументации категорий, характеризующих принадлежность индивида к мировоззренчески единообразной группе, предполагающей существование альтернативных социальных общностей подобного ей типа. Определены критерии метатипологизации идентификационных категорий: комплиментарность, иерархическая соподчиненность и конкурентность социокультурных практик, реализуемых адептами соответствующих социокультурных ролей по отношению к практикам того же типа. На основе данных критериев выделены три группы самоидентификационных категорий: интросистемные, интерсистемные и маргинальные. С целью объяснения выявленных закономерностей в статье проанализирована работа механизма внутреннего диалога, обеспечивающего осуществление самоидентификации. Выявлено, что в ходе развития этого процесса сущность самоидентификации становится независимой от условий ее актуализации. Определены составляющие коррекции структуры внутреннего диалога, направленной на развитие функции формирования самоидентификационных конструктов, знаковой основой которых являются категории, отнесенные нами к группе интерсистемных: формирование межкультурной коммуникативной компетентности и транскультурной компетентности. Ядром последней становится формирование навыков внимательного слушания, осознанного отношения к собственной идентичности и к идентичности другого, открытость к диалогу (mindfulness).

Похожие публикации


Практики осознанности в развитии самосознания, коррекции и профилактике его нарушений

20-10-2016 Публикации
Целью данной статьи является анализ исследований эффективности практик осознанности (MBCT и MBSR) в работе с самосознанием личности в норме и при нарушениях функционирования психики. Обобщены терапевтические возможности использования методов, основанных на осознанности (Mindfulness), в целях развития самосознания, коррекции и профилактики его нарушений. На основе анализа преимущественно зарубежных исследований выявлено, что Mindfulness- медитация может выступать эффективным средством профилактики, а также ослабления симптоматики при множестве психоневрологических расстройств, в том числе тех, компонентом клинической картины которых выступают нарушения самосознания (расстройства шизофренического спектра, клиническая депрессия, травматические и стрессовые расстройства, биполярное аффективное расстройство). Технология успешно применяется также в целях реабилитации пациентов, развивая у них внимательность, организованность, стрессоустойчивость, контроль над импульсами.
подробнее

Типология и функциональная структура самоидентификации как высшей психической функции

20-10-2016 Публикации
Предлагается нормативная модель самоидентификации, выстроенная в концептуальной перспективе культурно-исторической психологии. Сформулировано понятие самоидентификации как высшей психической функции. Рассматривается функциональная структура самоидентификации, раскрывается содержание уровней развития каждой из её функций. Представлена типология форм репрезентации процесса самоидентификации, разработанная на основании качественного анализа результатов пилотажного исследования.
подробнее