20-10-2016
Публикации
В статье анализируются затруднения в формировании самоидентификационных конструктов в подростковом возрасте в контексте работы внутреннего диалога. Обсуждаются проблемы в эмпирической аргументации категорий, характеризующих принадлежность индивида к мировоззренчески единообразной группе, предполагающей существование альтернативных социальных общностей подобного ей типа.
Определены критерии метатипологизации идентификационных категорий: комплиментарность, иерархическая соподчиненность и конкурентность социокультурных практик, реализуемых адептами соответствующих социокультурных ролей по отношению к практикам того же типа. На основе данных критериев выделены три группы самоидентификационных категорий: интросистемные, интерсистемные и маргинальные.
С целью объяснения выявленных закономерностей в статье проанализирована работа механизма внутреннего диалога, обеспечивающего осуществление самоидентификации. Выявлено, что в ходе развития этого процесса сущность самоидентификации становится независимой от условий ее актуализации.
Определены составляющие коррекции структуры внутреннего диалога, направленной на развитие функции формирования самоидентификационных конструктов, знаковой основой которых являются категории, отнесенные нами к группе интерсистемных: формирование межкультурной коммуникативной компетентности и транскультурной компетентности. Ядром последней становится формирование навыков внимательного слушания, осознанного отношения к собственной идентичности и к идентичности другого, открытость к диалогу (mindfulness).