Тема 1. Предмет и задачи психологии развития. Основные категории психологии развития
- Психология развития в системе психологического знания.
Психология развития является ключевой областью психологической науки, начиная со второй половины 19 столетия – с момента возникновения и становления детской, подростковой и юношеской психологии. С одной стороны, она основывается на общефилософских и общепсихологических представлениях о человеке, о развитии, об основных исторически обусловленных реальностях бытия человека – в этом видится её тесная связь и преемственность со всеми общегуманитарными науками, в первую очередь, с философией, социологией, культурологией, этикой и др. С другой стороны, она базируется на рассмотрении закономерностей не просто развития, а психического развития, как формы отражения человеком, индивидом пространств своей жизнедеятельности и самого себя - внутреннего мира. Именно психология развития обнаруживает, с одной стороны, сходство в закономерностях, механизмах, условиях развития ( общего и психического, социального), с другой стороны, выявляет принципиальные различия и особенности этого многогранного процесса на разных возрастных этапах жизни человека. Знание именно этих отличительных и специфических для каждого возраста особенностей - отличительного в общепринятом – и позволяет решать все прикладные проблемы как в оптимизации интеллектуальной сферы, гармонизации духовного мира личности, так и в достижении ею высокого уровня субъективной удовлетворённости жизнью, т.е. ощущения психологического комфорта.
Научные и исторические предпосылки возникновения психологии развития как науки:
- Социальный заказ (образование, воспитание, социальная защита)
- Сформированность общенаучных (философских) законов развития природы и общества - от простого к сложному, переход количественных накоплений в качественные изменения, неравномерность, скачкообразность развития, революционный и эволюционный характер;
- Разработанность специальных (общепсихологических) теорий, концепций развития
- Установление фактов «Оличительности» в закономерностях развития на разных возрастных этапах
- Накопление фактологического материала, нуждающегося в анализе и обобщении на основании фактора возраста
- Острая потребность прогностического знания для построения программ профилактики отклонений в психическом и личностном развитии; разработки здоровьесберегающих систем в области образования, профессиональной деятельности с целью максимального использования человеческого ресурса и минимизации угроз психическому и психологическому здоровью человека, что является одним из направлений глобальной демографической политики.
Психология развития имеет тесные связи с общей, педагогической, социальной психологией; психологией личности, семьи, кризисной, организационной психологией, психологией труда и организации, юридической психологией, педагогикой, социальной педагогикой и другими науками.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза. То есть, предметом исследования выступает целостный жизненный путь личности.
Жизненный путь личности - это история формирования и развития личности в определённом обществе как современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения (С.Л.Рубинштейн). Б.Г. Ананьевым выделены фазы жизненного пути личности. Это периоды жизни человека, каждый из которых отличается от другого. Фаза определяется специфическими, только ей присущими характеристиками: образом жизни; системой отношений; жизненной программой.
Конкретным предметом этой отрасли науки выступают, таким образом, факты, закономерности и особенности (статусно-демографические, этнокультурные и др.) общего процесса психического развития, формирования и становления личности человека на всех этапах его жизненного пути. В соответствии с этим выделяются :
- Пренатальная психология
- Детская психология
- Психология подросткового возраста
- Психология юности
- Акмеология
- Геронтопсихология
Каждая из обозначенных отраслей основывается на общих закономерностях психического и социального развития человека, к примеру, в признании априорных влияний на этот процесс природных и социальных факторов. Однако, каждая из них видит предметом своего пристального исследования специфические особенности проявлений развития психики и личности в зависимости от фактора возраста, ибо этот фактор является ключевым в понимании и обсуждении общего хода развития. Приведём пример: внимание как психическое свойство в раннем возрасте 1-3 лет преимущественно непроизвольное. Главное влияние на способность сосредотачиваться оказывает развитие познавательного рефлекса «что это?» и возникновение доминанты - очага повышенной возбудимости, в головном мозге. Приём отвлечения от плача, неразрешённого действия (залезать в шкаф, дёргать кошку!) умело используют родители. Ещё сложнее удержать внимание на НУЖНОМ для взрослых действии или объекте без внешнего стимула-контроля практически очень сложно. И роль наших социальных влияний очевидно несравнимо менее значима, нежели роль биологического фактора. Другая картина у ребёнка 7-и лет, когда имеет место более высокий уровень социального развития, в частности, сформированность социальных мотивов, мотивов достижения, игрового, начало способности к волевой регуляции. Здесь роль социального фактора превалирует над проявлениями биологических влияний. Но как это происходит, что из социальных влияний более значимо, почему у одного ребёнка высокая концентрация и низкая отвлекаемость, а у другого наоборот. Эти вопросы ставит практика – педагогическая, семейная. И ответы на эти вопросы ищет и даёт уже конкретная область психологии развития – детская психология. Аналогичные задачи решает подростковая, юношеская психология, акмеология, геронтопсихология.
Таким образом, психология развития – это возрастная психология, изучающая особенности психического и личностного (социального) развития человека в детстве, отрочестве, юности, в периоды зрелости и старения.
Ключевые персоналии: А. Адлер, К.Бюлер, А.Гезел, Ж.Пиаже, З.Фрейд, С.Холл, Э.Фром, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, П.Я Гальперин, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Р.Лурия, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Я.Л.Коломинский, В.С.Мухина, Г.С.Абрамова.
- Задачи и проблемы исследования в психологии развития.
- Отразить уникальность каждого возрастного момента в проявлениях психического и личностного развития. Дать полную характеристику самого процесса развития, обусловленного предпосылками и конкретными условиями развития, а также внутренней позицией самой личности.
- Выявить и описать механизмы развития и бытия личности, позитивные и негативные глубинные тенденции развития на каждом возрастном этапе
- Проанализировать на всех возрастных этапах в бытийной жизни и «душевном строе» (терм. Мухиной) противоречивость феноменологии человека, выражающую себя в тенденции к развитию – тенденции к покою; соединённость в одном - человека как социальной единицы и как уникальной субъектности.
- Выявлять и описывать общие и специфические влияния факторов развития: средовых, биологических. В том числе, реальностей существования самого человека – реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства, природной реальности, а также этнокультурных влияний, современных информационных влияний.
- Определять и прогнозировать последствия и эффекты удачной и неудачной социализации личности (педагогической, родительской, профессиональной).
3. Основные направления исследований в психологии развития
- Соотношение условий и факторов психического и личностного развития на разных возрастных этапах
- Идентификация – обособление (отчуждение) как основные механизмы развития и бытия психики и личности
- Развитие и формирование личности на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития на основе метода исторической реконструкции и этнокультурной принадлежности человека
- Гендерно-ролевая социализация личности в разных культурно-исторических средах. Проблема культурной трансмиссии, инкультурации, феномен «культурный шок»
- Социальное развитие личности в условиях неудачной социализации. Проблема референтности агентов и институтов социализации
- Возрастное развитие и зрелость. Проблема инфантилизации, социальной инвалидизации
- Соотношение интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития личности на ранних этапах онтогенеза
- Социокультурные факторы психологического здоровья личности на этапе старения
- Культура и субкультура (детская, подростковая, молодёжная) – проблема преемственности и конфликта. Дискриминационные социальные практики (эйджизм, эскапизм и др.)
- Нормальные и аномальные кризисы психического и личностного развития
- Становление идентичности личности (личностной, социальной, гендерно-ролевой) в условиях трансформации общества (изменения ценностно-смысловых паттернов)
- Разработка современных методов и психодиагностического инструментария
- Подготовка прикладных материалов по оптимизации психического и социального развития человека, сохранению его психического и психологического здоровья
- Методы исследований в психологии развития.
Методы исследования в психологии развития можно дифференцировать согласно предложенной Б.Г.Ананьевым классификации:
- Организационные – метод возрастных срезов, лонгитюдный, сравнительный и метод комплексного изучения человека;
- Эмпирические – батарея методов и частных методик получения научных фактов: наблюдение, эксперимент, тесты, опросные методы (беседа, анкетирование, интервью), нарративный метод, метод дискурсного анализа, биографический метод, анализ продуктов деятельности;
- Методы обработки данных (обеспечивают достоверность выводов и заключений на основе строго статистических уровней значимости влияний, различий и т.п.);
- Интерпретационные (2 принципа интерпретации результатов: принцип формальной логики, принцип соответствия реальному социокультурному контексту).
Специфика использования методов определяется фактором возраста испытуемых, их культурным статусом и квалификацией самого исследователя. Общим являются требования к использованию эмпирических методов . соответствующих требованиям точности, надёжности, валидности. Эмпирические методики должны быть стандартизированы.
Таким образом, психология развития – это ключ к пониманию всего того, что становится с человеком на каждом этапе онтогенеза. Это понимание и предвидение последствий тех или иных социальных, информационных влияний, источников нарушений, отклонений и аномальных кризисов. Это знание условий, способов и средств обеспечения гармоничного и полноценного общепсихического и личностного развития.