Тема 3. Теории развития в советской психологии
1.Культурно-историческая теория развития
Основные идеи культурно-истрической теории были сформулированы Л.С.Выготским. Их содержание можно представить таким образом:
- Цель психического развития – социализация, формирование ВПФ
- Обусловлено социально-историческими факторами
- Неравномерно, скачкообразно, периоды относительной стабильности перемежаются с критическими периодами
- Источник развития- внутренние противоречия развития
- Факторами развития являются наследственность, среда и активность самого ребёнка
- Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии
- Опережающая роль обучения над актуальным уровнем развития
Теоретические идеи Л.С.Выготского нашли своё развитие в исследованиях роли деятельности как механизма психического развития и смены возрастных периодов Д.Б.Эльконина. Он сформулировал следующее:
- Развитие – это процесс структурных изменений психики, т.е она изменяется как целостная система!!
- Высшие формы развития не даны априори, а заданы, т.е. существуют в идеальной форме как общественные образцы (понятия, способы мышления, основные виды деятельности)
- Интериоризация – процесс усвоения индивидом этих идеальных образцов (этнокультурные различия)
- Игра, обучение – социальные формы реализации интериоризации
Важнейший момент для психологии развитие состоит в понимании категории возраста. Л.С.Выготским дано следующее опредение: возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Это определение более полно раскрывается в современных определениях психологии развития. В частности, возраст понимается как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями (Р. Немов). Дифференцируются разные виды возраста:
- Физический
- Биологический
- Психологический
- Социальный
- Субъективный
Основными параметрами возраста признаются основания и достижения каждого периода. К основаниям возраста относят:
- Основания возраста:
- Социальная ситуация развития
- Круг отношений
- Ведущий вид деятельности
- Сензитивность
К достижениям возраста, то есть результатам возрастного развития относят::
- Новообразования личности
- Общепсихические новообразования
- Формы общения
- Произвольность
- Коммуникативные способности
- Новый вид деятельности
- Ведущая психическая функция
Важным моментом в понимании возраста в психологии развития является понимание его динамики. Динамика возраста – это возникновение изменений в сцеплении структурных новообразований.
- Изменение социальной ситуации развития
- Чередование латентных и критических возрастов
- Кризисы развития
Л.С.Выготский характеризут суть критических и латентных возрастов в общем процессе психического разития. Критические периоды – это острые периоды развития, отделяющие одну эпоху, латентную стадию от другой.
Виды критических периодов:
- литические (лизис) – отделяют стадии развития (новорожденность – младенчество, младенчество – раннее детство: кризис 1 года)
- кризисные (кризис) – отделяют эпохи развития (раннее детство – дошкольное детство: кризис 3 лет; дошкольное детство – младший школьник: кризис 7 лет).
Признаками кризиса выступают:
- Неотчётливость, размытость границ
- Трудновоспитуемость
- Негативный характер развития
Стадии критического периода
- Предкритическая
- Апогей
- Посткритическая
Каждый возрастной период специфичен и в силу своей сензитивности к определённым влияниям факторов развития. Сензитивность возраста – это высокая чувствительность к определённым воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей. Сензитивные периоды непосредственно связаны с ведущей деятельностью и актуализацией специфических для данного возраста базальных потребностей.
Выготским Л.С. выделены о описаны зоны психического развития. Это зона актуального и зона ближайшего развития (ЗБР). Зона актуального развития – уровень актуального развития ребёнка – может решить задачу (теоретическую, практическую) самостоятельно. Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень потенциального развития. Это то, на что ребёнок способен, но не умеет без помощи взрослого. Развивающее обучение строится на принципе учёта ЗБР, с опережением актуального развития.
2.Критерии и динамика возраста в культурно-исторической теории.
Основной критерий определения возраста по Л.С.Выготскому – это качественные изменения внутри самого процесса развития – то есть, новообразования: «… тот новый тип строения личности и её деятельности , те психические и социальные изменения. Которые впервые возникают на данной ступени и определяют сознание ребёнка, его отношение к внешней среде, его внутреннюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Соответственно, ключевыми критериями периодизации возраста признаются:
- Центральное новообразование
- Социальная ситуация развития
- Ведущая деятельность
- Основные достижения (результаты развития)
Социальная ситуация развития - Это система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью. Это исходный момент для всех динамических изменений в данный период. Она определяет формы и путь развития, по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, через который «социальное становится индивидуальным».
Ведущая деятельность – это средство смыслообразования (игра, в контексте которой бессмысленные вещи приобретают смысл). В ней складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками. В ней возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовать).
Принципы возрастной периодизации психического развития в культурно-исторической теории:
- Принцип историзма
- Принцип культурной обусловленности
- Принцип учёта уникальности (неповторимости)каждого периода развития
- Принцип сочетания типичности и уникальности индивидуального развития
Схемы построения возрастных периодизаций в психологии развития:
- Ступенчатообразное построение периодизации на основе внешних признаков развития (С.Холл, Р.Гетчинсон, Р.Заззо, В.Блонский)
- Построение периодизации на основе какого-то одного признака психического развития (В.Штерн, З.Фрейд)
- переход от симптоматического и эмпирического описания развития к выделению его сущностных признаков и комплекса базовыз характеристик (Л.Выготский, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон)
Периодизация психического развития Л.С.Выготского:
- Кризис новорожденности
- Младенчество (до 1 года)
- Кризис 1 года
- Раннее детство (1-3)
- Кризис 3 лет
- Дошкольное детство (3-7)
- Кризис 7 лет
- Школьный возраст (8-12)
- Кризис 13 лет
- Пубертатный возраст (14-18)
- Кризис 17 лет
Д.Б.Эльконин полагал, что в основе периодизации лежат критерии: ведущая деятельность, определяющая возникновение психологических новообразований на каждом возрастном этапе. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина:
- Младенчество (0-1) –непосредственно-эмоциональное общение
- Раннее детство (1-3) – предметно-манипулятивная деятельность
- Дошкольный возраст (3-7) – игра
- Младший школьный возраст (7-11) –учебная деятельность
- Подростковый возраст (11-15) – интимно-личностное общение
- Юношество (16-18) – учебно-профессиональная деятельность
Развитие идей культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина находит отражение в работах современных психологов (В.С Мухиной, Е.Е.Сапоговой, В.И. Слободчикова и др.). В частности, обращает на себя внимание антропологическая модель субъективной реальности и основанная в рамках этой парадигмы периодизация развития Слободчикова В.И. Психологическая антропология – это учение о субъектиной реальности во всей её полноте: онтологии, строении, условиях и движущих силах развития, закономерностях образования в интервале всей жизни человека. Важнейшая идея – разграничение психики как способа взаимодействия живых существ (и человека, и животных) с окружающим миром, и субъектности – как категории, обозначающей специфически человеческий способ бытия. Отсюда: психологическая антропология занимается описанием явлений внутреннего мира человека, выявлением движущих сил и условий развития в пределах его индивидуальной жизни. Субъектность обнаруживает себя в главной способности человека – способности превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, то есть в способности быть субъектом собственной жизнедеятельности. Это выражается, в частности, в способности к рефлексии. Именно способность к рефлексии видится как механизм становления субъектности и её развития в онтогенезе. Источник развития субъективной реальности в онтогенезе – это событийная общность или со-бытие. Такое понимание основано на философско-религиозных представлениях о человеке М.Бубера, М.Хайдегера, А.Хомякова. Предпосылками развития субъектвной реальности являются природа и социум. Условиями развития выступают культура и Божественная реальность. Движущей силой развития – противоречие между процессами обособления и отождествления (индивидуализация – идентификация). Именно со-бытийная общность позволяет человеку входить в разные общности и приобщаться к культуре. Она позволяет индивидуализироваться и быть схожим и остальными.
Поэтому в периодизации развития субъективной реальности в онтогенезе выделены основные базисные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как субъекта собственной жизнедеятельности. 1 ступень - оживление. Культурное событие – ребёнок осваивает вместе с матерью собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. Приобретение – комплекс оживления тела в сенсорных, двигательных, действенных измерения, общение. 2 ступень – одушевление. Открытие собственной самости. Приобретение – прямохождение и речь. 3 ступень – персонализация. Партнёром становится взрослый (учитель, мастер). Осваиваются правила и принципы деятельности во всех областях: науке, искусстве, морали, праве. Приобретение – впервые осознаёт себя автором и творцом своей собственной жизни, принимает ответственность за себя. 4 ступень – индивидуализация. Партнёром молодого человека становится человечество, с которым он вступает в отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Приобретение – обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою самость. 5 ступень – универсализация. Выход за пределы индивидуальности человека и вхождение в пространство обще- и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей.
Современная наука пополняет, развивает и уточняет ответы на главный вопрос – что является источником и движущей силой психического развития, то есть, чем определяется процесс развития и его результаты.