Новости События Общее

Тема 4. Закономерности развития личности

22-09-2022 Лекции
В статье содержатся информационные материалы по вопросам цели, областей, видов и факторов психического развития. Раскрыты общие и специфические закономерности личностного развития в эпоху детства и взрослости. представлены периодизации развития личности, критерии личностной зрелости.

Тема 4. Закономерности  развития личности

Вопросы для обсуждения.

  1. Цель, области, специфические факторы и закономерности развития взрослого человека.
  2. Возрастная периодизация развития личности взрослого человека.
  3. Специфика социализации взрослого человека. Типы жизненного мира личности.
  4.  Взрослость и зрелость

 

1. Цель, области, специфические факторы и закономерности развития взрослого человека.

Развитие является основной категорией, обеспечивающей категориальную и терминологическую преемственность данной отрасли науки с философией, психологией, педагогикой, естественными науками. Каждая из них имеет своё строго предметное определение этого феномена. И, вместе с тем, в этих определениях сохраняется принцип непротиворечивости, сходства и общности. Что такое развитие? Каждая наука по-своему даёт определение этой категории: философия – процесс перехода количественных накоплений в качественные преобразования; в биологии развитие есть эволюционный переход от простых к сложным видам и формам. Развитие – это ключевое понятие в психологии развития. Развитие психики - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека.

Первый вопрос – это цель развития. Н. А. Бернштейн даёт такое определение цели развития человека: «..это закодированная в мозге человека модель потребного организму будущего, она определяется в понятии целеустремлённость и ведёт к развитию целесообразных мотивов и механизмов их реализации». Л.С.Выготский определяет так – это социализация, развитие ВПФ; по К.Роджерсу – самоактуализация личности; по мнению А. Бандура – это автономия.

Основными областями развития человека следует рассматривать, по мнению Б.Г. Ананьева, следующие:

  • психофизическая ( носителем этой области выступает  структура индивида; внешние и внутренние изменения  тела человека, сенсорная сфера;
  •  психосоциальная (носитель – личность; развитие структур личности, эмоциональной, волевой, потребностной сфер)

 когнитивная (носитель – субъект деятельности; интеллект, способности

Важная характеристика психического развития в эпоху взрослости – дихотомия, то есть наличие антипода, таковым выступает – регресс (негативная динамика), стагнация личности (остановка в развитии, отсутствие позитивной динамики).

Виды развития: общепсихическое развитие (развитие познавательной сферы, интеллектуальных процессов, сенсомоторное развитие); социальное развитие (развитие социального в человеке – развитие социальных свойств и качеств, потребностей: очеловечивание человека) личностное развитие (формирование личности, социальной субъектности, направленности, ценностно-смысловых конструктов). Все обозначенные виды развития имеют свойства автономности и в тоже время тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждая линия развития имеет свои специфические условия и факторы обуславливания, свои структурно-содержательные параметры, динамические характеристики, сензитивные периоды, этапы латентного развития и кризисы. Безусловно, важнейшей характеристикой развития является тесная связь положительной модальности всех линий развития: положительная динамика интеллектуального развития и социального (исследования М. Овчинниковой показали положительную связь в развитии мышления ребёнка и становления его личности; развитие социального интеллекта, коммуникативной компетентности личности тесно связаны с развитием эмоциональной сферы, познавательных процессов и т.п.). И наоборот, неудачная социальная ситуация развития ребёнка в семье, в группе сверстников может опосредовать нарушения познавательных интересов, социальных свойств, отклонения в поведении, речевые задержки и в целом ЗПР. Относительная автономность каждой линии развития человека обнаруживается в разном темпе, асинхронизации, чувствительности к определенным влияниям – селективности – в разные возрастные периоды. К примеру, в подростковом возрасте личность наиболее сензитивна к влияниям подростковой субкультуры, а в раннем и дошкольном возрасте – к семейным, родительским воздействиям. Сензитивный возраст к обучению – 5-8 лет, а становлению самости, целостной идентичности – юность. Кроме этого, важно знать, что принято выделять центральные и (побочные) второстепенные линии развития. Так, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина указывают, что в раннем возрасте речевое развитие выступает центральной линией, в дошкольном возрасте центральная линия развития психики – развитие памяти, в младшем школьном – мышление. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических показателей развития: основные достижения образования и новообразования ведущий вид деятельности характер социальных отношений, социальные роли. Иными словами, существует совокупность специфических закономерностей развития для того или иного возраста. Это позволило разделить весь жизненный путь человека, весь процесс развития на определённые периоды, отличающиеся один от другого своеобразием вышеперечисленных закономерностей. Это и есть периодизация психического развития или возрастная периодизация. Каждый возрастной период (или этап) имея общие черты развития, несёт в себе своеобразное сочетание новообразований и образований, которые видятся основными достижениями возраста. Их наличие рассматривается в качестве показателя нормативности развития (или отставания).

Основными факторами психического развития общепризнанны:

  • Биологические (наследственность, врождённые особенности, прижизненные биологические образования: ИМТ, ….)
  • Среда
  • Активность личности

В настоящее время принято рассматривать 3 группы факторов, влияющих на общепсихическое, личностное и социальное развитие, особенно в эпоху взрослости: нормативно-возрастные, нормативно-исторические и ненормативные.

Закономерности психического развития в детстве описаны в культурно-исторической теории Л.С.Выготским. Это следующие:

  • Цикличность
  • Неравномерность
  • «Метаморфозы»
  • Сочетание эволюции и инволюции

Специфические закономерности развития взрослого человека:

  • отсутствие метаморфоз обратимость личностного развития
  • «временная перспектива личности»
  • стабилизация личностного развития
  • система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций
  • смещение приоритетных потребностей с вещественно-предметных на экзистенциальные
  • вариативность индивидуальных ценностных ориентаций
  •  активность личности – движущая сила её развития во взрослости.

 

Факторы развития личности взрослого:

  • произвольность,
  • саморегуляция,
  • преобладание интринсивной мотивации.
  1. Возрастная периодизация развития взрослого человека

Критерии возрастной периодизации определяются в разных психологических направлениях по-разному, в зависимости от основных методологических позиций авторов. В тоже время, бесспорными являются, прежде всего, конкретно-исторические, социально-экономические условия социализации, которые соотносятся с разными видами деятельности человека. Важно при возрастной классификации учитывать закономерности морфофизиологического развития человека, которые опосредуют созревание психических функций, определяющих, в свою очередь, саморазвитие и обучаемость ребёнка или взрослого. Следует знать, что паспортный возраст (биологический) и возраст «актуального психического развития» могут не совпадать. Более того, личностное развитие, обнаруживающее себя в показателях личностной зрелости, далеко не всегда соотносится с взрослостью. Человек может отставать (социальная инвалидизация, инфантилизация) или опережать (акселерация, ранняя одарённость, синдром «дети-индиго») свой биологический возраст. Несмотря на разнообразие подходов в выборе критериев деления развития на периоды, все они признают ряд общих моментов - принципов построения периодизации. 1. В основе периодизации положен принцип историзма, что означает, что в разные исторические эпохи возрастные стадии психического развития разные. Возьмите 17 век: ребёнок 9 лет работал в Англии наравне со взрослыми, сегодня 9-летний ребёнок не рассматривается как самостоятельная дееспособная личность. 2. Периодизация строится на принципе культурных и этнических традиций. К примеру, взросление на Самоа, островах новой Гвинеи – 11-12 лет, Великобритании – 21 год (можешь самостоятельно и автономно жить, распоряжаться капиталом и т.п.); вступление в брак, участие в выборах, выход на пенсию и т.п. социальные проявления активности соотносятся с видением возраста социальной зрелости личности по-разному в разных культурах и на разных этапах исторического процесса. 3. Уникальность индивидуального темпа развития. Могут иметь место определённые отклонения от средних возрастных рамок в силу индивидуальных особенностей личности, социализирующих условий (дети-Маугли и дети-индиго). Рассмотрим основные подходы к периодизации и проанализируем сами возрастные периодизации. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации выделял психические новообразования, характерные для конкретного этапа возраста. Он выделял стабильные и нестабильные (критические) периоды развития. Именно в кризисные периоды происходит качественная перестройка психических функций и отношений ребёнка, значительные изменения в его личностном развитии. Согласно автору, переход от одного возраста к другому происходит революционным путём (философские законы отрицания отрицания, переход количества в качество). А.Н.Леонтьев усматривал в качестве критерия возрастной периодизации ведущую деятельность. По его мнению, развитие ведущей деятельности обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности. Он даёт определение ведущей деятельности, основными признаками которой всегда будут: это та деятельность, в которой формируются основные психические образования, в которой удовлетворяются основные актуальные потребности, и она занимает наибольшее место в жизнедеятельности человека; внутри её начинают формироваться новые виды деятельности. Рассмотрим, к примеру, учебно-профессиональную деятельность в юношеском возрасте или игру в дошкольном возрасте. Д.Б.Эльконин полагал, что в основе периодизации лежат критерии: ведущая деятельность, определяющая возникновение психологических новообразований на каждом возрастном этапе. А.В.Петровский в качестве критерия усматривал фазы вхождения человека в референтную общность: адаптация, индивидуализация, интеграция. В каждой из них происходит развитие и перестройка структуры личности. Возрастная периодизация, которой традиционно придерживаются по настоящее время в отечественной советской, российской и белорусской психологических школах, основана на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина (включительно юношеский возраст), исследованиях Моргуна В.Ф., Ткачёвой Н.Ю. (зрелость и далее).

Периодизация психосоциального развития взрослого человека Э.Эриксона: 1. Молодость (21-25) – целостная идентичность. Основная психосоциальная задача – поиск спутника жизни, стремление к достижению близости. Приобретения возраста: любовь или одиночество 2. Зрелость (25-65) – расцвет личности - расширение самоидентичности. Основная психосоциальная задача – генеративность, интерес к жизни в противовес самопоглощённости. Приобретения возраста: продуктивность или стагнация. Важнейшее качество личности - забота 3.Старость (свыше 65 лет) –новая форма идентичности – эгоинтеграция. Основная задача – осмысление прожитой жизни: «Доволен ли я прожитой жизнью?». Приобретения возраста: мудрость, осмысленность жизни и целостности своей личности или отчаяние.

Периодизация Моргуна В.Ф. и Ткачёвой Н.Ю.: 1. Юность (18-23) – личностное и профессиональное самоопределение. 2. Молодость (24-30) – поиск жизненных перспектив, выработка индивидуальности. 3. Кризис 30 лет (экзистенциальный кризис) – подведение промежуточных итогов и оценка пройденного жизненного пути; перестройка и корректировка ценностно-смыслового конструкта личности и жизненной перспективы. 4. Расцвет (30-40) – профессиональная компетентность личности, состоятельность семейных отношений, личностная стабильность. 5. Кризис «середины жизни» – мотивационный кризис. 6. Зрелость (40-50) – продуктивность личности во всех сферах жизнедеятельности. Вершина жизненного пути личности. 7. Переход к старости (50-55) – нормативный кризис: изменение социального статуса личности. 8. Старость (пожилой возраст: 55-75);(старческий: 75-90); долгожительство (свыше 90 лет) – реализуется генеративная функция личности – передача жизненного опыта другим поколениям.

Периодизация Русалова В.М.: Ранняя зрелость личности (20-40) – вступление в самостоятельную интенсивную личную и профессиональную жизнь 2. Собственно зрелый возраст личности (40-60) – стабильность и продуктивность личности, в основном, в социальном и профессиональном плане. 3. Завершающая стадия зрелости личности (60-65) – отход личности от активной жизни или личностной экспансии.

Обращает на себя внимание антропологическая модель субъективной реальности и основанная в рамках этой парадигмы периодизация развития Слободчикова В.И. Психологическая антропология – это учение о субъектиной реальности во всей её полноте: онтологии, строении, условиях и движущих силах развития, закономерностях образования в интервале всей жизни человека. Важнейшая идея – разграничение психики как способа взаимодействия живых существ (и человека, и животных) с окружающим миром, и субъектности – как категории, обозначающей специфически человеческий способ бытия. Отсюда: психологическая антропология занимается описанием явлений внутреннего мира человека, выявлением движущих сил и условий развития в пределах его индивидуальной жизни. Субъектность обнаруживает себя в главной способности человека – способности превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, то есть в способности быть субъектом собственной жизнедеятельности. Это выражается, в частности, в способности к рефлексии. Именно способность к рефлексии видится как механизм становления субъектности и её развития в онтогенезе. Источник развития субъективной реальности в онтогенезе – это событийная общность или со-бытие. Такое понимание основано на философско-религиозных представлениях о человеке М.Бубера, М.Хайдегера, А.Хомякова. Предпосылками развития субъектвной реальности являются природа и социум. Условиями развития выступают культура и Божественная реальность. Движущей силой развития – противоречие между процессами обособления и отождествления (индивидуализация – идентификация). Именно со-бытийная общность позволяет человеку входить в разные общности и приобщаться к культуре. Она позволяет индивидуализироваться и быть схожим и остальными. Поэтому в периодизации развития субъективной реальности в онтогенезе выделены основные базисные человеческие общности, через которые проходит развитие человека как субъекта собственной жизнедеятельности. 1 ступень - оживление. Культурное событие – ребёнок осваивает вместе с матерью собственную телесную, психосоматическую индивидуальность. Приобретение – комплекс оживления тела в сенсорных, двигательных, действенных измерения, общение. 2 ступень – одушевление. Открытие собственной самости. Приобретение – прямохождение и речь. 3 ступень – персонализация. Партнёром становится взрослый (учитель, мастер). Осваиваются правила и принципы деятельности во всех областях: науке, искусстве, морали, праве. Приобретение – впервые осознаёт себя автором и творцом своей собственной жизни, принимает ответственность за себя. 4 ступень – индивидуализация. Партнёром молодого человека становится человечество, с которым он вступает в отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Приобретение – обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою самость. 5 ступень – универсализация. Выход за пределы индивидуальности человека и вхождение в пространство обще- и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей. Внутренняя позиция и развитие взрослого человека Человек может подняться в своём онтогенетическом развитии до уровня личности только при наличии социального окружения, при взаимодействии с другими людьми, обеспечивающими передачу социального опыта. При этом человек постепенно формирует и свою собственную внутреннюю позицию, суть которой составляет система личностных смыслов, свой субъективный ценностно-смысловой конструкт, сквозь «призму» которого начинает воспринимать, осмысливать и переживать окружающий мир и самого себя. Внутренняя позиция личности представляется в виде своеобразной уникальной матрицы сознания, сквозь призму которой мы определённым образом воспринимаем и категоризируем всё происходящее во вне и в своём внутреннем мире.

 

3.Специфика социализации взрослого человека. Типы жизненного мира личности.

Социализация определяется в широком и узком понимании: как процесс вхождения человека в общество и как процесс освоения и присвоения им социальных норм, культуры. Виды социализации – первичная, вторичная, онтогенетическая. Фазы социализации – адаптация, индивидуализация, интеграция. Результатом социализации становится формирование типичногрупповых свойств личности, результатом социального развития – формирование индивидуально неповторимых черт. Очевидно, что степень переработки усваиваемых норм и ценностей различается у детей и взрослых. Поэтому оправдано говорить о различии социализации детей и взрослых:

  • Социализация взрослых проявляется в изменении внешнего поведения, у детей – корректируются базовые ценности
  •  Взрослые могут оценивать нормы, дети - только усваивать их
  • Социализация взрослых предполагает понимание ряда «оттенков» норм, детей – выполнение определённых правил
  •  Социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками, детей – на овладение мотивами поведения.

Жизненный мир человека и основные линии онтогенеза. Концепция жизненного пространства («жизненного мира», «психологического мира») разработана К. Левиным. Её суть - индивид и воспринимаемый им окружающий мир представляют собой единое векторное поле, специфика которого определяется потребностной значимостью всего того, что воспринимается и осознаётся. Любой значимый объект обладает силой притяжения или отталкивания определённой интенсивности. В связи с этим возникает соответствующий напряжённый вектор. Каждый вектор имеет, таким образом, определённую валентность (положительную или отрицательную), то есть знак, направление и точку приложения. Векторное поле жизненного пространства определяет особенности мотивации и поведения индивида предпочтения, характер снятия напряжения, восприятие потребностей и т.п. Концепция жизненного пространства позволила ввести понятие полевого поведения, описать эффект незавершенного действия. Эти представления Левина, по сути, являются одним из вариантов деятельностного подхода в психологии. Они исходят из единства индивида и окружающей среды, подразумевают активность личности, её деятельный характер связи с окружением. Эта концепция позволяет понять, таким образом, многие особенности мотивации человека. Она хорошо описывает динамику мотивационных процессов. Интересным развитием концепции К. Левина является типология жизненного пути Ф.Василюка. Выделенные им типы жизненного мира соотносятся с так называемыми центральными жизненными принципами (принципами существования). В качестве последних выступают принципы удовольствия и реальности, используемые в психоанализе Фрейда. Василюк Ф. ввёл дополнительно принцип ценности, означающий новую ступень в развитии мотивации. Таким образом, тип жизненного мира и соответствующий ему жизненный принцип характеризуют направленность личности. В основу типологического анализа Ф. Василюком. положено выделение в жизненном пространстве внутреннего и внешнего аспектов (внутреннего мира и внешнего мира). Второе основание типизации – простота - сложность: внутренний мир может быть простым или сложным; внешний мир может быть лёгким или трудным. В результате выделились 4 типа жизненного мира:

  • Простой и лёгкий
  • Простой и трудный
  • Сложный и лёгкий
  • Сложный и трудный.

Внутренне простой и внешне лёгкий – абсолютная пассивность, страдательность, сведение всего к удовольствию-неудовольствию. Центральный принцип – принцип удовольствия (Обломов). Соответственно – гедонистическая линия онтогенеза. Внутренне простой и внешне трудный – наличие трудности – препятствия к удовлетворению потребности. Трудность обусловливает появление опосредованной психикой деятельности. Центральный принцип – принцип реальности. Гипертрофированная одна потребность активизирует деятельность, но не сопутствует развитию других потребностей. Механизм терпения маскирует мотивацию принципа удовольствия (алкоголик перебивается случайными заработками, воровством, но не возникает устойчивой потребности систематически трудиться). Примеры: гипертрофированная потребность в обогащении, карьере, славе. Это скрытая направленность на получение удовольствия! - гедонистическая линия онтогенеза. Внутренне сложный и внешне трудный – появляются противоречащие друг другу потребности и соответствующие им мотивы, возникает борьба разноплановых мотивов, что вызывает необходимость их соподчинения. Стремясь обрести целостность своей личности, человек порождает для себя тот или иной жизненный замысел, воплощая его в реальность своей волей. Воля ведёт борьбу с «борьбой мотивов». Центральным жизненным принципом становится принцип творчества. Именно этот тип отражает мотивационную сферу личности в целом!!! Сочетание внутренней сложности и внешней трудности определяет общую ориентацию на эгоцентрические, узко личностные интересы и ценности. Внутренне сложный и внешне лёгкий – в реальности он не существует в таком сочетании, так как в онтогенезе сложность появляется после трудности! Поэтому мы имеем реально внутренне сложный и внешне «как бы лёгкий» жизненный мир, в котором внешняя трудность не исчезает, а перестаёт быть значимой («Невыносимая лёгкость бытия» М. Кундеры). Ценности общественного сознания становятся ценностями индивидуального сознания тогда, когда они становятся реально действующими мотивами, то есть внутренними побудителями поведения. Это значит, что они стали собственными ценностями человека, его смыслообразующими мотивами. В таком случае формируется духовно-нравственная линия онтогенеза. Сущностный жизненный мир - выделяется Ф. Василюком на основании 5-го типа мотивационной системы. Он возникает тогда, когда у человека в общем содержании жизни определяющую роль начинают играть её сущностные стороны. Это «как бы простой и как бы лёгкий» жизненный мир. Главное – сущностное единение с миром реализует основную потребность человека: быть самим собой и в согласии с миром. Итак, высший жизненный принцип – принцип удовольствия проходит полный виток диалектической спирали развития, преобразуясь вначале в принцип реальности (утрачивая связь с гедонистической установкой), затем в принцип ценности - вначале во внешних аспектах, а затем и во внутренних, становясь, таким образом, принципом ценности сущностных отношений. Таким образом, соответственно рассмотренным типам жизненного мира и высшим жизненным принципам можно выделить 4 различных вида направленности личности, опосредующих 4 основные линии онтогенеза, для каждой из которых характерна своя иерархическая структура уровней мотивации:

1. Гедонистическая направленность личности – «простой и лёгкий» и «простой и трудный » жизненный мир – в основе гедонистический жизненный принцип;

2. Эгоцентрическая - «сложный и трудный» жизненный мир - в основе – принцип реальности, эгоцентрический мотив;

3. Духовно-нравственная - «сложный и как бы лёгкий» жизненный мир – принцип ценности (внешней), духовно-нравственные общечеловеческие ценности;

4. Сущностная - «как бы простой и как бы лёгкий» жизненный мир; ценностный принцип внутреннего порядка, доминирует генерализованный мотив сущностного единения с миром.

Основная линия онтогенеза определяется развитием центрального жизненного принципа. Выделяют 2 различные линии онтогенеза жизненного мира: оптимальная линия и неоптимальная линия, сопровождающаяся ломками и сбоями. Оптимальная линия с самого начала обеспечивает незначимость появляющихся трудностей и затем сложности, сохраняет целостность жизненного пространства, единение и согласие с миром. 4. Взрослость и зрелость Взрослость и зрелость – до сих пор использование этих понятий нередко вызывает трудности. Можно ли их рассматривать как синонимы или невозможно их контекстуальное применение, и они всегда несут разные смысловые значения. Возможны ситуации их одинакового прочтения, если формулируется мысль о взрослом человеке как носителе социального менталитета, гражданина, обладающего определёнными правами и обязанностями, то есть о любом взрослом человеке. Однако такого понимания зрелости недостаточно, когда речь идёт о более конкретных проявлениях личности и индивидуальности взрослого человека, о его поведении в ситуациях принятия решений, выбора самостоятельности в оценках и тому подобное. Но именно таким он и предстаёт в разнообразных сферах своей жизнедеятельности. Поэтому так значимо знание сущностных феноменов, в которых реализуется жизненная позиция взрослого человека, аккумулирующая важнейшие его индивидуально-личностные проявления. Этот феномен фиксирует понятие зрелость.

 

4.Взрослость и зрелость.

 

Уровни зрелости человека (по Б.Г.Ананьеву:

1. Зрелость человека как индивида – соматическая и половая: биологические критерии

2. Зрелость человека как субъекта деятельности и познания: показатели умственного развития, уровень образования, объём трудоспособности

3. Зрелость человека как личности: гражданственная зрелость (юридическая дееспособность, социальная активность)

Основные тезисы: 1. Уровни зрелости не совпадают во времени. 2. Личностная зрелость выступает и как этап жизни человека и как результат личностного развития. 3. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста.

Основные научные подходы к пониманию зрелости личности (по Журавлёву А.Л.) 1. Стадия развития личности. 2. Результат общей тенденции психического развития человека. 3. Результат достижения дефинитивной (определённой) стадии личностного развития. 4. Развитие разных модулей психической организации – эмоциональная, интеллектуальная, нравственная, социальная зрелость. Критерии личностной зрелости: З. Фрейд – стремление работать, создавая новое и ценное; любить другого ради него самого. Э. Эриксон – целостная идентичность, генеративность, отказ от эгоцентрической позиции, мудрость. К. Юнг – «целостность индивидуальной сущности», «верность собственному закону». А. Адлер – высокая степень социального интереса и активности, следование социальным стандартам. Социальный интерес – показатель психического здоровья личности Р. Бернс – положительная «Я-концепция», внутренняя установка личности на гуманистические ценности Г. Олпорт – зрелость – это личностное здоровье: • широкие границы «Я», способность к тёплым социальным отношениям. • положительное представление о себе и терпимость к своим недостаткам. • умение управлять своими негативными эмоциями, считаясь с тем, как они влияют на окружающих. • реалистичное восприятие и притязания, способность к самопознанию. • цельная жизненная философия – наличие доминирующих ценностей, которые придают смысл жизни. К.А. Абульханова-Славская – это этап высших жизненных достижений, этап «акме»: • способность к пропорциональному жизненным задачам расходованию личностных возможностей и особенностей своего типа личности. • способность к саморегуляции, жизненному самообладанию. • самостоятельность в определении жизненных перспектив. • волевая регуляция индивидуального стиля общения и влияния на окружающих людей В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачёва – способность к самостоятельному выбору и изменению своей ведущей деятельности и социальной ситуации развития, к самовоспитанию; осознание своей целостности В.М. Русалов – устойчивое единство личностных черт и ценностных ориентаций; развитое нравственное сознание, сложившаяся иерархия мотивов и потребностей с доминированием духовных потребностей; способность к саморазвитию, продуктивность, творчество и ответственность А.А. Реан – «4 кита» личностной зрелости: • Ответственность • Терпимость • Саморазвитие • Позитивное мышление

В психологии определены ряд условий, которые определяют закономерности психического развития личности взрослого на пути становления его зрелости.

1. Исходным является уровень психического развития: умственное развитие, способность к самостоятельному построению ценностных ориентаций, поведения в обществе и т.п. Система личностных смыслов каждого определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентаций. Поэтому ценностно-ориентационные позиции людей очень индивидуальны.

2. Смещение потребностей с вещественно-предметных на потребность к созиданию, которая, по мнению А.Н.Леонтьева не знает границ. Этот вывод имеет принципиальное значение: ненасытимость потребности открывает возможность к бесконечному развитию. Действительно, путь к совершенству бесконечен.

3. Одухотворённость социальной среды. Э.В Ильенков обозначил так: «Хотите, чтобы человек стал личностью, тогда поставьте его с самого детства в такие взаимоотношения с другим человеком, чтобы он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью».

4. Фактор места как условие развития личности. Сюда относят географическое место жительства человека: жители маленького села и мегаполиса несут на себе отпечаток условий их существования.

5. Активность личности. Подлинно человеческое бытие - в человеческой активности, которая состоит в изменении обстоятельств и самоизменении.

В условиях удачной социализации у человека развиваются 3 вида активности:

Физическая

Психическая (потребность в познании всего, в том числе и самопознании)

Социальная - потребность в изменении или поддержании человеческой жизни (своей и других) в соответствии со своим мировоззрением, своими ценностными ориентациями.

Позитивная социальная активность обусловлена феноменом долженствования. Негативная – эгоцентризма. Социальная активность основана на 3 ипостасях: мировоззрение – долженствование – воля. Социальная пассивность выражает отсутствие интереса к жизни вообще, деформацию ценностно-смысловых конструктов, отсутствие веры и надежд – следствие разочарований и неудач. Причиной может быть и «пресыщенность потребностей»! Ребёнок-дошкольник ни о чём не мечтает, не имеет заветного желания, так как всё, о чём можно пожелать уже есть. Важно для предупреждения таких симптомов наличие затруднений, широкие интересы, гуманизм. Все виды человеческой активности взаимосвязаны. Потеря человеком одного вида активности не исключает, а может наоборот усилить развитие другого вида. Особенно важна социальная активность, которая выступает фасилитатором других. Важно контролировать, чтобы она имела позитивную модальность, а не так, как у К. Чуковского: «Ну что мне делать, если вредность так из меня и лезет!».

 Таким образом, мы проанализировали закономерности развития взрослого человека, факторы психического развития, принятые в современной психологии, возрастные периодизации психического и личностного развития взрослого, описали роль внутренней позиции как условия развития личности, достижения личностной зрелости

ЭУМК

Похожие публикации


УМК "Конфликтология"

18-10-2018 Лекции
Ссылка в репозитории БГПУ.
тест задание ЭУМК УМК
подробнее

Тема 3.3.4 Развитие мышления в дошкольном возрасте

11-04-2020 Лекции
Лекция по дисциплине «Детская психология» для студентов 2 курса дневной формы получения образования 1. Генезис форм мышления в детском возрасте. 2. Особенности мышления детей дошкольного возраста. 3. Детские вопросы как показатель и фактор развития мыслительной деятельности. 4. Развитие мыслительных операций в свете теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. 5. Психолого-педагогические условия развития мышления у детей.
подробнее