Под пропагандой ОФК понимается целенаправленная деятельность по распространению знаний в этой области и убеждению населения в необходимости физкультурно-оздоровительных занятий. Правильно организованная пропаганда — это единый непрерывный образовательно-воспитательный процесс, преследующий последовательное достижение четырех целей.
1. Убеждение в необходимости занятий ОФК.
2. Повышение физкультурной грамотности.
3. Привлечение населения к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям.
4. Поддержание и повышение физкультурной активности, повышение эффективности физкультурно-оздоровительных занятий.
Основными формами пропаганды ОФК являются устная, печатная, показательная и наглядная. Каждая из этих форм имеет свои специфические средства воздействия.
Устная форма пропаганды. Основными ее средствами являются: лекции, доклады, беседы, диспуты и дискуссии. Под термином «лекция» обычно понимается выступление специалиста по заданной теме. Продолжительность такого выступления 40-90 минут. Подготовка лекции включает: выбор темы, позволяющей решать поставленные пропагандистские задачи и одновременно интересующей ожидаемый контингент слушателей; разработку плана лекции; подбор необходимого материала; сбор информации об организации и месте проведения лекции; подготовку текста или тезисов лекции. Для организации лекции решаются такие вопросы, как определение места и времени ее проведения, порядок оповещения, привлечения слушателей, подготовка и необходимое техническое оборудование помещения, согласование действий с участвующими в проведении лекции лицами и организациями. Ряд вопросов (подготовка объявлений, пригласительных билетов, установка микрофона и т. п.) должны решаться заблаговременно.
Доклады — фиксированные сообщения по отдельным вопросам какой-либо темы. Например, это может быть изложение итогов научного исследования или работы коллектива, опыта практической деятельности и т. п.
Беседы с участием одного или нескольких специалистов. В ходе беседы специалисты отвечают на вопросы присутствующих, высказывают свое мнение по тем или иным вопросам. В практике ОФК целесообразно организовывать беседы, в которых одновременно участвуют тренеры, занимающиеся в физкультурно-оздоровительных группах, врачи, физкультурные работники-организаторы.
Диспуты, в которых все желающие могут выступить по заданной теме, поделиться личным опытом и высказать свою точку зрения по существу обсуждаемого вопроса.
Устная пропаганда может проводиться и в форме лекториев, в процессе которых читаются отдельные лекции или циклы лекций по проблемам ОФК; и в форме конференций, на которых заслушиваются доклады по научным, методическим проблемам или по обмену опытом физкультурной работы; и в форме тематических вечеров, на которых могут быть использованы разные средства лекционной пропаганды.
Печатная форма пропаганды. Основными ее средствами являются газеты, журналы, разного типа методическая литература, а также стенгазеты, объявления, афиши, лозунги и т.п.
Печатная форма пропаганды в первичных физкультурных организациях по месту жительства включает в себя распространение и вывешивание спортивных газет, создание методического кабинета по ОФК и спорту, организацию выпуска стенной газеты физкультурно-спортивного клуба, группы, команды.
В методическом кабинете рекомендуется создать библиотеку, имеющую литературу по различным вопросам ОФК и спорта, методике физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, в том числе самостоятельных занятий физкультурой, изготовлению и использованию инвентаря, тренажеров и оборудования.
Достаточно эффективным средством пропаганды может стать стенгазета первичной физкультурной организации. В процессе специального социологического исследования было установлено, что наибольшим интересом у читателей пользуются стенгазеты, имеющие следующие разделы.
1. Спортивно-физкультурная информация. В этом разделе освещаются основные события в области ОФК и спорта, приводятся сведения о качестве и назначении имеющегося в продаже спортивного инвентаря и имущества индивидуального пользования, даются аннотации интересных книг и статей по ОФК и спорту и т.п.
2. Методика самостоятельных занятий ОФК и спортом. В этом разделе помещают советы начинающим физкультурникам, юным спортсменам, занимающимся теми или иными видами физических упражнений. Здесь также уместны рекомендации по изготовлению и использованию простейших тренажеров, советы тренеров, врачей, опытных физкультурников.
3. Жизнь физкультурно-спортивного клуба. В этом разделе систематически освещается опыт работы клуба, рассказывается о лучших активистах, об итогах внутриколлективных соревнований, о достижениях в физкультурно-спортивной работе и т. п.
Стенгазета станет более привлекательной, если в ней будет помещена и колонка юмора.
Успех стенгазеты зависит от правильного подбора редакционной коллегии. Только грамотные, увлеченные люди способны обеспечить выпуск интересных и содержательных материалов.
Наглядная форма пропаганды. Наиболее распространенными ее средствами являются: стенды, витрины, разного рода художественные плакаты и тематическое декоративное оформление.
Стенды — это стационарные формы пропаганды, содержащие информацию долгосрочного пользования, в том числе планы, работы, таблицы рекордов коллектива, различные графики, структурные схемы, диаграммы, нередко сопровождающиеся текстовым материалом агитационного и программно-методического характера.
Витрины — это разного рода застекленные стеллажи, представляющие выставку призов, грамот, вымпелов, методической литературы по физической культуре и спорту и др.
Фотовитрины — это тематические выставки фотографий, освещающие какое-либо событие, мероприятие, практику работы физкультурного коллектива, а также выставки портретов лучших физкультурников, активистов, тренеров и организаторов физкультурно-массовой и спортивной работы.
Комплексная информация по тем или иным вопросам физкультурно-спортивной работы оформляется в виде печатных или самодельных плакатов.
Действенной формой пропаганды ОФК и популяризации деятельности ФСК могут быть фотоальбомы, рассказывающие о туристских походах, спартакиадах, занятиях физкультурно-оздоровительных групп и других событиях и мероприятиях, проводимых клубом. Сохраняясь в совете ФСК или методическом кабинете, такие фотоальбомы всегда представляют интерес и для ветеранов, и для молодых членов клуба, способствуя сохранению и укреплению лучших его традиций. Показательная форма пропаганды. Средствами данного вида пропаганды могут быть соревнования по спорту и физкультурные праздники — специально организованные спортивно-гимнастические представления и парады, экскурсии на спортивные объекты, показ физкультурно-оздоровительных или учебно-тренировочных занятий по спорту.
Так как основной задачей данной формы пропаганды является привлечение к занятиям физической культурой (в том числе оздоровительной) и спортом различных контингентов населения, то не все виды соревнований и учебных занятий позволяют решать эту задачу. Например, у людей среднего и пожилого возраста выступления спортсменов высших достижений могут вызвать живой интерес, доставить эстетическое удовольствие, оставаясь при этом только зрелищем. Так же самое блестящее выступление борцов и боксеров вряд ли будет побуждать женщин к занятиям ОФК. Поэтому содержание пропагандистских показательных соревнований и представлений определяют с учетом реальных физкультурно-спортивных интересов и возможностей зрителей. Такая пропаганда должна обладать элементом доступности и побуждать зрителя не только к созерцанию, но и к действию.
Проведение физкультурно-спортивных мероприятий пропагандистской направленности требует специальной подготовки. Их надо организовывать при условии обеспечения максимального числа участников и зрителей нужного контингента. В плане подготовки таких физкультурно-спортивных мероприятий одно из главных мест должны занять вопросы оформления мест соревнования, порядок оповещения зрителей, радиофикация, подготовка комментаторских текстов, изготовление лозунгов, афиш, пригласительных билетов и т.п.
С особой тщательностью следует отнестись к разработке сценария физкультурно-спортивного мероприятия с тем, чтобы он позволял максимально использовать имеющиеся средства и возможности, сделать мероприятие привлекательным, запоминающимся.
Реклама в сфере ОФК. Реклама является активной формой пропаганды ОФК. Ее эффективность, зависит от следующих принципов:
1. Непрерывность воздействия. Эпизодическая информация в повседневной жизни вытесняется из памяти постоянно поступающей новой информацией. Только многократное регулярное воздействие на субъект позволяет «приучить» его к новым предметам.
2. Оригинальность, наглядность, запоминаемость информации. Известно, что сухой, официальный текст читается невнимательно, его смысл с трудом доходит до сознания, слабо запоминается. Вместе с тем все яркое, необычное, броское привлекает внимание в первую очередь, «западает в память.
3. Учет интересов и особенностей населения. Реклама ОФК лишь тогда может быть действенной, если рекламируемое соответствует потребностям и физическим возможностям социальных и половозрастных групп.
4. Доступность рекламируемого. Суть принципа в том, что бесполезно рекламировать вещи, которые по стоимости, содержанию, сложности или другим причинам недоступны широкому кругу населения.
5. Правдивость рекламы. Сущность принципа заключается в том, что рекламируемые предметы (тренажеры, формы занятий и др.) должны в полной мере отвечать тем признакам, качествам и достоинствам, которые сообщаются в рекламном объявлении.