Новости События Общее

Внесение корректировок в программу «Основы жизнедеятельности» для детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями

18-02-2019 Публикации
В статье описываются корректировки, внесенные автором в учебную программу «Основы жизнедеятельности» для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в соответствии с Государственной программой развития специального образования на 2012–2016 годы в Республике Беларусь по заданию 02 «Разработать новые и скорректировать имеющиеся программы специального образования с учетом инклюзивных подходов в образовании» (ГР № 20122897).

Забелич, Д. Н. Внесение корректировок в программу «Основы жизнедеятельности» для детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями / Д. Н. Забелич // Образование личности: стандарты и ценности : сб. науч.-метод. материалов междунар. науч.-практ. конф. «Теория и практика поликультурного воспитания в образовательной среде», «Актуальные вопросы социализации личности в современных условиях» / Центр науч.-практ. разраб. и экспертиз в обл. образования ; сост. и науч. ред.: Н. Ю. Синягина, Е. Г. Артамонова. – М., 2015. – С. 161–164.

 

Внесение корректировок в программу «Основы жизнедеятельности» для детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями

 

Учебная программа «Основы жизнедеятельности» для I–IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) впервые была разработана в 2007 году (автор-разработчик Лисовская Т.В., к.п.н., доцент) и предусматривала формирование у детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями (далее – ТМНР) жизненно необходимых умений и навыков.

В учебной программе были заложены требования, следование которым позволяло успешно решать задачи расширения жизненного пространства детей путем формирования навыков самообслуживания, коммуникативных умений, сенсорного развития, совершенствования зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики. 

В данную учебную программу в 2015 году нами внесены корректировки. Это было обусловлено необходимостью использования компетентностного подхода в образовании детей с особенностями психофизического развития, в том числе и детей с ТМНР, формирования у них адаптивного поведения и правил личной безопасности, а также выделения уровня достижений в конце периода обучения.

Выделены следующие жизненные компетенции: поддерживающе-коммуникативная, бытовая, субъектно-поведенческая и компетенция личной безопасности, которые нашли отражение в содержании данной учебной программы.

Основной целью обучения по учебному предмету «Основы жизнедеятельности» детей с ТМНР в I–IV классах ЦКРОиР является – включение ребенка в активную жизнедеятельность, расширения его жизненного пространства и социальных связей путем формирования жизненных компетенций.

Таким образом, содержание скорректированной программы направлено на решение следующих задач:

  • формировать бытовую компетенцию путем обучения использованию окружающих предметов и вещей в рамках заложенной в них функциональности;
  • формировать обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в окружающем жизненном пространстве;
  • формировать субъектно-поведенческую компетенцию через формирование социально востребованного адаптивного поведения;
  • формировать компетенцию личной безопасности путем обучения обобщенным способам действий в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Формирование положительного жизненного опыта невозможно без тесного сотрудничества учреждения образования и семьи ребенка. Специалисты в учреждении образования  решают задачи формирования жизненно востребованных умений и навыков не только на учебных занятиях. Выполняя бытовые действия, вступая во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, ребенок приобретает адаптивные умения и навыки, которые, будучи закрепленными в семье, становятся частью витагенного опыта и дают ребенку максимально возможную самостоятельность.

Скорректированы названия разделов программы:

  1. Я и мое жизненное пространство
  2. Я умею сам (самообслуживание)
  3. Я и природа
  4. Я среди людей
  5. Моя безопасность
  6. Я отдыхаю

Задачи, реализуемые в рамках данных разделов, в целом остаются прежними, однако дополняются и расширяются требованиями к формированию адаптивного поведения и соблюдения правил личной безопасности, а также направленностью всего коррекционно-педагогического процесса на формирование способов действий и отработку алгоритмов поведения, что, в свою очередь, способствует формированию жизненных компетенций.

Тематика раздела «Я и мое жизненное пространство» предусматривает реализацию следующих задач:

  • помочь ребенку влиться в окружающее его жизненное пространство;
  • учить ориентироваться в этом пространстве;
  • формировать навыки социального взаимодействия;
  • развивать у ребенка умения безопасного поведения в окружающем его жизненном пространстве.

Тематика раздела «Я умею сам (самообслуживание)» предусматривает реализацию следующих задач:

  • формировать представление о частях тела и органах человека, их функциях и связанных с ними естественных потребностях;
  • формировать санитарно-гигиенические умения;
  • формировать бытовую компетенцию: готовность и способность к самообслуживанию и выполнению простейших бытовых действий, направленных на удовлетворение жизненных витальных потребностей (санитарно-гигиенических, связанных с приемом пищи, пользованием туалетом и др.);
  • развивать у ребенка умения безопасного поведения при самообслуживании.

Безусловно, ребенок с ТМНР постоянно будет нуждаться в помощи и поддержке. Вместе с тем единые требования, предъявляемые всеми специалистами центра, а также родителями дома позволят ребенку быстрее приобрести нужный опыт самообслуживания, стать основой дальнейшего обучения.

Формирование навыков социального взаимодействия, является главной целью раздела «Я среди людей». При изучении материала данного раздела решаются следующие задачи:

  • формировать представления о вежливых, уважительных отношениях между разными социальными категориями людей: «ребенок - взрослый», «мальчики - девочки», «члены семьи» и т.д.
  • обучать социально востребованному поведению в различных жизненных ситуациях.
  • формировать осознанное отношение к поступкам и действиям окружающих в различных ситуациях.

Данные задачи решаются в специально смоделированных ситуациях на учебных занятиях, во внеурочное время. Отработка сформированных способов действий закрепляется в естественных ситуациях, возникающих в жизни группы. Ведущая роль в развитии навыков социального взаимодействия принадлежит педагогам и родителям, являющимся для ребенка как примером для подражания, так и партнерами по общению.

Тематика раздела «Я и природа» предусматривает решение следующих задач:

  • развивать способность воспринимать реальный мир, ориентироваться в нем;
  • воспитывать бережное отношение к природе, радость от общения с ней путем выполнения конкретных действий;
  • учить правилам безопасного поведения на природе путем выполнения конкретных действий.

Детям необходимо обеспечить возможность непосредственного взаимодействия с природными объектами, организовать систематическое и целенаправленное наблюдение. Это может быть уголок природы в классе, растения на участке. А также любые объекты живой и неживой природы, которые есть в данном населенном пункте (парк, сад, ферма, зооуголок, аквариум и т.д.).

Раздел «Моя безопасность» является новым в данной программе. Содержание раздела предусматривает формирование правил безопасного поведения при взаимодействии ребенка с объектами и предметами окружающего мира.

Необходимость выделения данного раздела программы вызвана полученными результатами проведенного констатирующего эксперимента. Так, у большинства (65%) детей с ТМНР в возрасте восьми – двенадцати лет, обучающихся в ЦКРОиР, не сформирована способность и готовность адекватно действовать в опасных ситуациях. Дети не воспринимают угрожающие ситуации как опасные, не могут сообщить взрослому о проблемах со здоровьем [2]. Вместе с тем, формирование у ребенка способности к распознаванию опасных для жизни и здоровья ситуаций и поддержание личной безопасности является востребованным семьями, воспитывающими детей с ТМНР [1].

Главной задачей при этом является поддержание личной безопасности, формирование готовности уклоняться от опасных ситуаций и сообщать о них взрослым.

Для тренировки данных умений на учебных и внеклассных занятиях необходимо моделирование ситуаций, представляющих собой поездку в транспорте, переход улицы вместе со взрослым, пользование доступными бытовыми приборами (например, холодильником) и т.д.

Основным способом формирования жизненно востребованных умений по поддержанию ребенком собственной безопасности является включение его в практическую деятельность. На учебных и внеклассных занятиях необходимо моделировать жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Многократное повторение действий по поддержанию собственной безопасности в похожих ситуациях будет способствовать закреплению адекватных способов действий.

Организация свободного времени и отдыха детей рассматривает раздел «Я отдыхаю». Формирование умения занимать себя в свободное время требуется для обеспечения максимально возможной самостоятельности ребенка, необходимой ему для отдыха и расслабления. Для решения данной задачи необходимо, чтобы в классе были предусмотрены зоны: релаксации, игровая зона, спортивный уголок и др. Ребенок может использовать свободное время для игр, общения со взрослыми и сверстниками, других интересных ему занятий.

Работа по формированию у детей умений и навыков не является линейной, требует не только многократного повторения, но и периодического возвращения к ранее изученному.

В конце программы выделены примерные уровни достижений к концу периода обучения: базовый и ниже базового. Однако следует помнить, что, в силу тяжести нарушения, не все дети с ТМНР могут  усвоить все содержание данной программы и достигнуть выделенных уровней. В таком случае, в соответствии с требованиями Кодекса об образовании [3], для ребенка необходимо составлять индивидуальную программу обучения.

Таким образом, обучение, построенное на основе скорректированной программы, будет способствовать решению вопросов социальной адаптации детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями, расширения их жизненного и социального пространства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Забелич Д. Н. Основные направления в работе педагогов на основе образовательного запроса родителей детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями / Д. Н. Забелич // Вестник МГИРО. – 2014. - №2. – С. 3 – 6.

2. Забелич Д. Н. Определение сформированности бытовых, коммуникативных и поведенческих способов действий в жизненно важных ситуациях у детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями / "ХАБАРШЫ-ВЕСТНИК Казахского Национального педагогического университета им. Абая". "Арнайы педагогика сериясы – серия "Специальная педагогика". – 2015. - №1 (40). – С. 80 – 86.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – 17.01.2011. – №2/1795.

4. Лисовская Т. В. Структура и содержание дифференцированной модели формирования ключевых образовательных компетенций у обучающихся с особенностями психофизического развития / Т.В. Лисовская // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира : учебно-методическое пособие. – Минск, БГПУ, 2011. – С. 20 – 37.

5. Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: I – IV классы / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Народная асвета, 2007. – 128 с.

Похожие публикации


Формирование социально востребованного поведения как одно из направлений социализации детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями

18-02-2019 Публикации
В статье описано изменение современных подходов к обучению и социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями, выделены жизненные компетенции данной категории детей, по результатам анкетирования родителей определена необходимость формирования социально востребованного поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями и определены формы данного поведения
подробнее

Алгоритм создания индивидуальной программы формирования компетенции личной безопасности детей с тяжелыми мно-жественными нарушениями развития

18-02-2019 Публикации
В статье описывается алгоритм создания индивидуальной программы формирования компетенции личной безопасности у детей с тяжелыми множественными нарушениями на основе диагностики, в соответствии с родительским запросом и требованиями учебной программы
подробнее