Новости События Общее

Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IТ-специалистов

28-02-2019 Публикации
Самоконтроль является необходимой составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов в области информационных технологий.

Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IТ-специалистов

 

М.Ф. Бакунович1*, Н.Л. Станкевич 2

1УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск, Республика Беларусь,

*bakunovich-m@mail.ru

2УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск, Республика Беларусь

 

Введение: В условиях увеличения напряженности профессиональной деятельности все большую значимость приобретают профессиональные компетенции, определяющие качество выполняемой работы, эффективность решения стратегических и тактических задач. Способность IT-специалистов осуществлять систематический контроль собственных действий в напряженных условиях позволяет им найти рациональный подход, обеспечить высокую точность деятельности, её продуктивность. Актуальность проблемы самоконтроля деятельности определена существующим противоречием между требованиями работодателя и актуальными умениями молодых специалистов, что определяет необходимость экспериментального исследования самоконтроля будущих IT-специалистов. Цель статьи заключается в раскрытии и обосновании актуальности проблемы самоконтроля, представлении данных экспериментального исследования самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности.

Материалы и методы: экспериментальное исследование построено на стратегии методологической триангуляции, в соответствии с которой были использованы как количественные (диагностические методики), так и качественные методы (беседа, наблюдение). Для обработки результатов исследования применялись методика контент-анализа и методы математической статистики.

Результаты исследования: выявлены особенности самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности (эмоциональная и волевая составляющие). Установлено, что у испытуемых показатели осуществления контроля над собственным эмоциональным состоянием (самочувствие, активность, настроение) в условиях монотонии и ограниченности времени снижаются. Обнаружено, что волевая составляющая самоконтроля деятельности будущих IT-специалистов характеризуется слабой устойчивостью внимания, ухудшением скорости и качества действий. У обучающихся зафиксирована низкая частота проявления действий самоконтроля, направленных на достижение высокой результативности деятельности.

Обсуждение и заключения: самоконтроль является необходимой составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов в области информационных технологий. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что будущие IT-специалисты в напряженных условиях деятельности испытывают трудности осуществления эмоционального и волевого самоконтроля. Полученные результаты представляют практическую значимость для психологов, педагогов при разработке и осуществлении программ психологического сопровождения обучающихся в системе среднего и высшего образования, определении и апробации технологий развития самоконтроля. Дальнейшие направления изучения проблемы самоконтроля связаны с выявлением способов формирования и развития самоконтроля у будущих IT-специалистов в условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: самоконтроль; эмоциональная и волевая составляющие самоконтроля; будущие IT-специалисты; напряженные условия деятельности; точность и продуктивность деятельности; технологии развития самоконтроля.

 

Self-control as a basic element of professional competence of IT Students

 

M.F. Bakunovicha*, N.L. Stankevichb

aBelarusian State Pedagogical University, Minsk, Belarus,

*bakunovich-m@mail.ru

bBelarusian State Pedagogical University, Minsk, Belarus

 

Introduction: As job gets ever more stressful, professional competences in solving tactical and strategic tasks grow in importance. Systematic self-control in stressful environment helps to find a rational approach, provides for work’s accuracy and productivity. It is important to study IT-students self-control experimentally as far as there is a discrepancy between employers’ demands and young employees’ skills. The article reveals the issue of self-control and stresses its importance. The authors present their experimental findings on IT-specialists’ self-control in stressful working conditions.

Materials and Methods: the experiment exploits methodological triangulation and involves both qualitative (interview, observation) and quantitative (tests) research. Content-analysis and statistical methods have been applied.

Results: the emotional control deteriorates under conditions of monotony and time-pressure. The attention of IT-students is unsustainable, their actions become slower and less precise. The lack of self-control; is observed.

Discussion and Conclusion: self-control is essential for professional competence of IT students. The latter lack self-control under stress. The article lists perspective ways of self-control development. The findings have practical importance for psychologists and educators. They can be applied in psychological support programs for school and university students as well as for self-control training. Further research should focus on IT-students’ self-control formation and development.

Keywords: self-control; emotional and volitional constituents of self-control; IT students, stressful working conditions, activity’s accuracy and productivity; technologies of self-control development.

 

Введение

Современный рынок труда требует подготовки высококвалифицированных специалистов, которые способны применять новейшие технологии. При этом эффективность осуществления ими профессиональной деятельности имеет первостепенное значение. Результаты многочисленных исследований в отечественной и зарубежной психологии подтверждают, что качество осуществления труда зависит от применения специалистами умений и навыков самоконтроля в профессиональной деятельности [1–11]. Самоконтроль позволяет специалистам гибко адаптироваться в условиях изменения параметров деятельности. Он является одним из ресурсных регуляторных инструментов личности: обеспечивает высокую точность действий, их продуктивность, сравнение полученных результатов с ранее запланированными. Самоконтроль является одним из важных компонентов в коммуникативной компетентности профессионалов. Субъект, владеющий приемами самоконтроля, способен корректно организовывать профессиональное взаимодействие, оптимизировать качество профессиональной речи: точно формулировать фразы и выражения, контролировать речевую экспрессию [12; 13; 14].

На фоне динамичного преобразования профессиональной деятельности (информатизация труда) актуальным становится изучение особенностей самоконтроля у будущих специалистов, получающих образование в области информационных технологий (программист, системный администратор, web-дизайнер, тестировщик и т.д.). Профессиональная деятельность IT-специалистов характеризуется наличием целого ряда интеллектуальных, эмоциональных, монотонных, режимных и иных нагрузок. Умение осуществлять самоконтроль в напряженных условиях деятельности является необходимой составляющей профессиональной успешности специалистов в области информационных технологий. Систематический контроль собственных действий позволяет специалистам в трудных ситуациях найти рациональный подход к решению проблемных задач, сохранить самообладание, обеспечить качественное выполнение ими трудовой деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что развитие у будущих IT-специалистов умений и навыков самоконтроля – одна из приоритетных задач и функций профессионального образования. В связи с этим существует необходимость проведения ряда конкретных исследований, направленных на выявление характеристик самоконтроля будущих специалистов, определение способов их развития в условиях образовательного процесса.

Целью статьи является анализ теоретических подходов к исследованию проблемы самоконтроля, определение степени разработанности проблемы, а также выявление особенностей самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности.

Обзор литературы

Особенности формирования и развития самоконтроля личности достаточно разносторонне изучены с точки зрения различных подходов в зарубежной психологии. Первоначально исследователи рассматривали поведенческие аспекты осуществления самоконтроля человеком в контексте проблем, связанных с нарушениями поведения (агрессивное, аддиктивное поведение). Так представители психодинамического подхода (А. Адлер, З. Фрейд) утверждали, что самоконтроль является важнейшей характеристикой главного структурного компонента личности – суперэго. Формирование самоконтроля осуществляется в процессе развития суперэго и выступает способом предупреждения поведенческих и личностных отклонений [15; 16]. Идея о том, что люди могут научиться самоконтролю с помощью методик оперантного научения принадлежит сторонникам поведенческого подхода. Согласно теоретическим идеям Б.Ф. Скиннера, развитие контроля человека над собственным поведением осуществляется с помощью оперантного обусловливания, при этом поведение контролируется его результатом и последствиями, т.е. «желаемое» поведение подкрепляется через поощрение [17; 18]. При изучении особенностей контроля человека над собственным поведением представители социально-когнитивного направления (А. Бандура, Дж. Роттер) утверждали, что самоконтроль не существует исключительно в рамках только внешних (например, подкрепление) или только внутренних сил (например, сила воли). Он формируется в процессе социализации и проявляется посредством самоподкрепления, самонаказания, а также тщательного планирования взаимодействия человека с окружением и осуществляется в соответствии с запланированной программой самоконтроля [16; 19; 20]. Исследователи, придерживающиеся экзистенциального подхода, неразрывно связывали способность человека осуществлять контроль над собой с реализацией ключевых экзистенциальных вопросов свободы, ответственности и личностного выбора. Ученые считали, что переживание безволия и потери контроля над собой является следствием утраты жизненного смысла [21–24]. С точки зрения ресурсного подхода самоконтроль представляет собой способность к изменению собственного поведения в соответствии со стандартами, идеалами и правилами. Однако при усиленном обращении к самоконтролю данный личностный ресурс может истощаться. При этом у человека возникает бесконтрольность поведения, проявляющаяся в действиях и поступках, не свойственных ему ранее [25–29]. Иной точки зрения придерживаются сторонники мотивационного подхода. Ученые утверждают, что при наличии высокой мотивации происходит мобилизация внутренних регуляционных ресурсов, поэтому способность к самоконтролю не может быть утрачена [30; 31]. Более того, согласно теории отсроченного вознаграждения W. Mischel, она может изменяться. Уровень самоконтроля в различных сферах жизни определяется умением добровольно откладывать ближайшее вознаграждение и сохранять целенаправленное поведение в течение длительного времени ради большего, но отсроченного вознаграждения. Формирование умения контролировать собственные эмоции и действия осуществляется посредством овладения навыками применения когнитивных стратегий (сосредоточение на свойствах награды, представление награды, мыслительная деятельность) [32]. При этом наиболее эффективной является саморегуляция деятельности, сочетающая в себе как мотивационный (намерения, цели, особенности мотивации учения и др.), так и исполнительный блоки (стратегии, умения и навыки) [33].

В контексте изучения феномена самоконтроля особое внимание было обращено на проблему самоконтроля личности в процессе осуществления деятельности. В рамках системного подхода вопросы, связанные с самоконтролем деятельности, рассматривали отечественные исследователи Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин. Они подчеркивали, что любые целесообразные реакции требуют контроля достигнутых результатов, т.е. сопоставления выполняемых действий с ранее поставленной целью. Механизмом, обеспечивающим процесс самоконтроля, является обратная афферентная связь (по П.К. Анохину) или кольцевой процесс управления (по Н.А. Бернштейну) [34; 35]. Результаты экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что самоконтроль деятельности проявляется, прежде всего, в произвольном внимании, направленном на целевой объект. В работах, выполненных под руководством А.Р. Лурия, указывается на тесную взаимосвязь нейрофизиологических механизмов внимания с самоконтролем. Произвольное внимание, связанное с применением волевых усилий выполняет функцию самоконтроля. Нарушение внимания возникает у человека при поражении лобных долей мозга и приводит к проблеме осуществления контроля над собственным поведением [36]. Представители деятельностного подхода П.Я. Гальперин, В.А. Петровский соотносили самоконтроль с произвольным вниманием, обеспечивающим достижение субъектом деятельности поставленной цели. По мнению ученых, самоконтроль в деятельности следует рассматривать как внимание при условии сформированных во внутренней речи сокращенных, умственных действий контроля [37; 38]. J. Kuhl, опираясь на системный подход, осуществил ряд исследований по изучению особенностей регуляции поведения и деятельности. Он понимал под самоконтролем определенный тип волевой регуляции, который феноменологически проявляется в произвольном внимании, направленном на целевой объект, и усилиях субъекта, способствующих повышению уровня собственной активности [8; 39]. С позиций функционального подхода Г.С. Никифоровым формулируется концепция «кольца в кольце». В соответствии с данной концепцией особенность самоконтроля заключается в том, что в кольцевой схеме процесса психического самоуправления он включен во все компоненты саморегуляции деятельности [40; 41]. Согласно системно-субъектному подходу, заявленному Е.А. Сергиенко [42; 43; 44], основой самоконтроля выступает контроль поведения как интегративная индивидуальная характеристика человека, составляющей внутреннюю основу регуляции. Контроль поведения как единая система, включает три субсистемы регуляции: когнитивный контроль [46; 47], эмоциональную регуляцию и волевой контроль [5; 40], которые основаны на ресурсах индивидуальности.

В целом, представители ранее описанных психологических подходов придерживаются единого мнения о том, что самоконтроль представляет собой способ волевой регуляции, направленный на оптимизацию (повышение качества) поведения и деятельности. Каждый подход в отдельности предполагает свой стиль разработки проблемы самоконтроля, однако теоретические взгляды и практический опыт исследований различных подходов не противоречат, а скорее дополняют друг друга и тем самым создают целостную и единую картину представлений о феномене «самоконтроль» [48].

Материалы и методы

С целью определения характеристик самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности нами было проведено экспериментальное исследование. Под напряженными условиями деятельности мы подразумевали усложненные обстоятельства выполнения деятельности, возникшие в результате монотонной, режимной нагрузки, а также нагрузки на зрительный анализатор. Гипотезой выступило предположение о том, что напряженные условия деятельности приводят к ухудшению показателей самоконтроля испытуемых. Эксперимент осуществлялся в индивидуальной форме, так как исследование проходило в специально созданных условиях, необходимых для проявления психологических особенностей самоконтроля. Схема проведения эксперимента соответствовала интраиндивидуальной с планом для одной независимой переменной. Напряженные условия выполнения деятельности (монотония и ограниченность времени) в качестве независимой переменной, а параметры эмоционального и волевого самоконтроля (самочувствие, активность, настроение, продуктивность, точность деятельности, и др.) – зависимой переменной. Выборку испытуемых составили 38 обучающихся УО Республики Беларусь «Минский государственный высший радиотехнический колледж», получающих образование по специальностям «Программное обеспечение информационных технологий», «Электронные вычислительные средства». Из них 8 девушек и 30 юношей, в возрасте от 15 до 20 лет (Ме=17). Анализ исследований показывает, что объем выборки испытуемых допускает получение надежных и валидных экспериментальных данных [49; 50].

Опираясь на стратегию исследования, построенную на методологической триангуляции [51], нами были использованы как количественные (диагностические методики), так и качественные методы (беседа, наблюдение). Их сочетание позволило не только выявить представления испытуемых о наличии у них эмоционального и волевого самоконтроля, но и путём их включения в искусственно созданную ситуацию, определить уникальные особенности самоконтроля будущих специалистов в напряженных условиях деятельности.

Ситуация экспериментального исследования была приближена к реальным условиям профессиональной деятельности будущих специалистов в области информационных технологий. Выполнение испытуемыми экспериментального задания было реализовано в системе взаимодействия «человек-техника». Моделирование напряженной ситуации деятельности осуществлялось с помощью компьютеризированного варианта методики «Корректурная проба» Б. Бурдона [52]. Сущность экспериментального задания состояла в точном обнаружении и вычеркивании обозначенных в условии букв. Выполнение деятельности усложнялось ее монотонностью и ограниченностью по времени (10 минут). По результатам проведения методики оценивалась точность и продуктивность деятельности обучающихся. В ходе проведения эксперимента осуществлялось инструментальное наблюдение за испытуемыми (видеосъемка). Предметом наблюдения выступали внешние проявления контроля испытуемых за поведением и деятельностью. В процессе наблюдения обращалось внимание на вербальные и невербальные реакции: слова, высказывания, спонтанные речевые проявления испытуемых, жесты, позы [53; 54; 55]. Перед началом экспериментального задания и после его выполнения, проводилось измерение общего фона эмоционального состояния каждого испытуемого. Диагностическим инструментарием послужила методика «Самочувствие, активность, настроение» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараева, М.П. Мирошникова [52]. На завершающем этапе эксперимента использовалась стандартизованная беседа, с помощью которой была получена дополнительная информация об особенностях волевой и аффективной составляющей самоконтроля испытуемых.

Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью компьютерной программы «STATISTICA 8.0» с использованием  Т-критерия Вилкоксона.

Результаты исследования

Экспериментально установлено, что для обучающихся, присутствующих в данной выборке, характерны низкие значения точности (показателя правильности действий) и продуктивности (показателя скорости и безошибочности действий). Распределение показателей отражено на рис. 1.

 

 

Рис. 1Показатели точности и продуктивности деятельности у обучающихся

Fig. 1 Indicators of accuracy and productivity of the students’ activity

 

Согласно результатам эксперимента, 10% испытуемых (n = 4) имеют отрицательные показатели точности и продуктивности деятельности в напряженных условиях. В 1 балл оценена точность деятельности у 71% испытуемых (n = 27) и продуктивность деятельности у 32% респондентов    (n = 12). По показателю точности выполнения деятельности каждые 3% испытуемых (n = 1) набрали соответственно 2, 5, 9, 15 баллов, 8% респондентов (n = 3) набрали 10 баллов. Продуктивность деятельности каждых 5% испытуемых (n = 2) оценивается в 3 и 5 баллов, 7 и 10 баллов имеют каждые 13% испытуемых (n = 5). Данный показатель достигает 9 баллов у 10% респондентов (n = 4), 11 баллов – у 8% обучающихся (n = 3), 12 баллов – 3% испытуемых (n = 1).

Интерпретация полученных данных показывает, что в напряженных условиях деятельности (при монотонии и ограниченности времени) респонденты склонны допускать ошибки, неправильно выполнять определенные в условии задания действия. Низкой является эффективность деятельности респондентов, что проявляется в количественном (низкой скорости выполнения задания) и качественном (правильности выполнения задания) ее показателях. В напряженных условиях деятельности, у обучающихся зафиксирована слабая устойчивость внимания, что также свидетельствует о недостаточно сформированной у них волевой составляющей самоконтроля.

Результаты исследования дают основание полагать, что респонденты в напряженных условиях деятельности испытывают определенные трудности осуществления контроля над собственным эмоциональным состоянием (рис. 2).

 

Рис. 2 Динамика эмоционального состояния у обучающихся

Fig. 2 Dynamics of the students’ emotional state

 

Анализ полученных данных показывает, что у обучающихся зафиксированы изменения в показателях самочувствия, активности до и после выполнения деятельности в напряженных условиях. Выявлено, что увеличилось количество респондентов, имеющих неблагоприятное самочувствие (с 58% (n = 22) до 74% (n = 28)), а также количество испытуемых, у которых снижена активность (с 76% (n = 29) до 84% (n = 32)). Для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, был использован Т-критерий Вилкоксона. По итогам статистической обработки до и после выполнения испытуемыми деятельности в напряженных условиях не выявлены статистически значимые различия по показателям самочувствия (Т = 63; р = 0,327); активности (Т = 85; р = 1,000), настроения (Т = 70; р = 0,324).

Результаты стандартизованной беседы, позволили уточнить и конкретизировать данные, полученные с помощью методики «САН». Выполненный нами контент-анализ высказываний испытуемых, указывает на наличие у них ряда сложностей при выполнении экспериментального задания. Об этом сообщили 51% испытуемых (n = 19). Среди перечисленных трудностей следует отметить: физиологические, связанные с возникновением сильного зрительного напряжения («тяжело было выполнять задание, появился дискомфорт в глазах»); познавательные, обусловленные сниженной концентрацией внимания, ухудшением работы памяти («часто отвлекался на посторонние мысли», «сложно и неприятно было выполнять задание, так как это однотипная деятельность», «условие задания часто менялось, поэтому трудно было сохранить его в памяти»).

Для облегчения условий выполнения деятельности 48% испытуемых (n = 18) указали, что они использовали попеременно несколько способов самоконтроля действий. Среди этих способов можно выделить следующие: «контролировал, вспоминал условие выполнения задания», «следил за движениями рук и проверял условие задания», «таблицу делил на четыре части», «смотрел горизонтально, вертикально и в разброс», «просматривал всю картину сразу».

Испытуемые отмечали как положительные, так и отрицательные изменения в эмоциональном состоянии. 37% испытуемых (n = 14) сообщили, что у них появилось волнение, напряжение, раздражение в связи с необходимостью выполнять задание в напряженных условиях деятельности («стал ощущать напряжение, появилось некоторое раздражение», «не мог сосредоточиться, я растерялся и у меня пропал интерес», «появилось волнение, растерянность»). 34% испытуемых (n = 12) во время проведения эксперимента ощущали спокойствие, сосредоточенность, бодрость («был сконцентрирован, собран», «по окончании выполнения задания я почувствовал увлеченность, азарт»).

Использование в исследовании инструментального наблюдения в качестве дополнительного метода в структуре лабораторного эксперимента позволило нам обнаружить характерные особенности самоконтроля обучающихся, появляющиеся в поведении и деятельности. Его результатами послужил исследовательский материал, на основе которого в дальнейшем нами были выделены категории, подлежащие специальному анализу. Поскольку нас интересовали особенности эмоциональной и волевой составляющих самоконтроля обучающихся в напряженных условиях, то в программе наблюдения и анализе результатов мы уделили особое внимание категориям, относящимся к невербальным (положение тела; движение головы; мимика и жесты), вербальным (оценка экспериментального задания, собственного эмоционального состояния, эффективности выполнения деятельности; темп и громкость речи) и физиологическим (изменения дыхания) реакциям самоконтроля. По данным наблюдения у респондентов на момент проведения эксперимента зафиксированы следующие поведенческие реакции (таблица).

 

Таблица 1. Поведенческие реакции, наблюдаемые у обучающихся

Table 1. Students’ behavioral reactions

 

Поведенческие реакции / Behavioral reactions

Интерпретация / Interpretation

Абсолютная частота / Absolute frequency

(n = 38)

Невербальные реакции / Nonverbal reactions

 

  • положение тела (поза) / posture

 

корпус тела наклонен в сторону экрана компьютера / the body is tilted toward the computer screen

проявление интереса, увлеченность деятельностью / expression of interest, absorption in the work

3

часто меняет позу / often changes the pose

переживание растерянности и неуверенности в действиях / feeling of confusion and uncertainty in actions

2

  • движение головы / head movement

голова «лежит» на ладонях / the head «lies» in the palms

отсутствие интереса, апатия / lack of interest, apathy

11

качает головой из стороны в сторону / shakes head from side to side

ощущение скуки и безразличия / boredom and indifference

7

делает небольшие повороты головы вслед за курсором на экране компьютера / turns the head slightly following the cursor on the screen

внимательность, отслеживание и проверка действий / attention, tracking and checking actions

6

  • мимика и жесты / facial expressions and gestures

прикрывает рот ладонью, кулаком / covers mouth with the palm or with the fist

сдерживание от нежелательных высказываний, подавление истинных чувств / deterrence from unwanted statements, suppression of true feelings

28

ладонью «подпирает» лоб, щеку, скулу / palm «backs» the forehead, the cheek, the cheekbone

оценка ситуации, сосредоточенность и устойчивость внимания / situation assessment, concentration and sustainability of attention

14

вытягивает вперед губы трубочкой / perks the lips

озабоченность и беспокойство / concern and anxiety

5

поджимает губы / purses lips

 

выражение несогласия, препятствование высвобождению негатива / disagreement, suppressing negative attitude

3

хаотично жестикулирует / chaotic gestures

потеря внутреннего контроля, повышенная эмоциональность / loss of internal control, increased emotionality

3

Вербальные реакции / Verbal reactions

  • оценка экспериментального задания / assessment of the experimental task

«эта штука мне портит настроение» / «this thing ruins the mood»

 

раздражение, негативизм и отсутствие желание к действиям / irritation, negativism and lack of desire to act

1

  • оценка собственного эмоционального состояния / assessment of emotional state

«я сейчас усну» / «I am now sleeping»

выражение скуки, апатии / expression of boredom, apathy

1

«угу-у-у», «уф» / «uh-hoo», «uf»

проявление чувства усталости / expression of fatigue of a feeling of fatigue

 

4

  • оценка эффективности выполнения деятельности / assessment of performance  effectiveness

«у-у-ум, неправильно что-то», «ой-ой, что-то я…» / «u-u-m, something is wrong», «oh oh, something i'm…»

эмоциональная реакция на собственные ошибки /

emotional reaction to their own mistakes

2

1

  • темп и громкость речи / pace and loudness of speech

голос звучит тихо / the voice sounds quiet

уныние, подавленность / gloom, depression

8

речь медленная / speech is slow

ощущение усталости / fatigue

9

Физиологические реакции / Physiological reactions

  • изменения дыхания / changes in breathing

делает глубокий вздох / makes a deep breath

ощущение тяжести и напряженности / feeling of heaviness and tension

4

 

 

При проведении наблюдения наше внимание было обращено на наличие и частоту проявления того или иного признака у испытуемых. Среди многократно проявляемых поведенческих реакций были невербальные реакции, которые обозначали сдерживание испытуемых от нежелательных высказываний, подавление истинных чувств (28); показывали сосредоточенность испытуемых на действиях, связанных с условиями выполнения экспериментального задания: поиском и принятием решения (14). Данное поведение обучающихся можно охарактеризовать как стремление к контролю собственных эмоций и действий. По итогам наблюдения у обучающихся зафиксировано наличие контролирующих речевых реакций (прикрывает рот ладонью, кулаком, поджимает губы), отмечены невербальные реакции, указывающие на проявление апатии (11), усталости (9) и подавленности (8), что обусловлено напряженными условиями деятельности.

Внимательность, отслеживание, проверка действий (6); выражение интереса и увлеченность деятельностью (3) – редко повторяющиеся свойства поведенческих реакций испытуемых. Как правило, действия испытуемых, проявляющих данные признаки, были направлены на поддержание систематического контроля и достижения высокой результативности деятельности.

Обсуждение и заключения

Таким образом, анализ изучаемого феномена с точки зрения различных подходов в отечественной и зарубежной психологии показывает, что самоконтроль предполагает  осознанную, волевую регуляцию, направленную на оптимизацию эмоционального состояния, улучшение качества поведения и деятельности. Будущему специалисту как субъекту профессиональной деятельности важно владеть умениями и навыками самоконтроля, который позволяет достичь высокого качества труда [54]. В условиях интенсивного реформирования процесса труда (внедрения новейших технологий), особенно актуальным становится вопрос формирования у будущих специалистов умений и навыком самоконтроля. На современном рынке труда все чаще востребованными становятся профессионалы, имеющие образование в сфере информационных технологий. Их интенсивная трудовая деятельность требует умения осуществлять постоянный самоконтроль, обеспечивающий эффективность труда.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что при выполнении деятельности в напряженных условиях будущие IT-специалисты демонстрируют низкие показатели точности и продуктивности деятельности. Они допускают ошибки при выполнении необходимых условий задания. Деятельность будущих IT-специалистов в напряженных условиях характеризуется низкой эффективностью, т.е. ухудшением скорости и качества действий. В условиях монотонии и ограниченности времени у испытуемых снижаются показатели общего функционального состояния, происходит ухудшение параметров самочувствия и активности. Следует отметить возникновение у обучающихся отрицательных эмоциональных состояний (усталость, напряженность, неуверенность в собственных действиях). Низкой является частота проявления действий испытуемых, направленных на поддержание систематического контроля и достижения высокой результативности деятельности.

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что обучающиеся испытывают трудности осуществления эмоционального и волевого самоконтроля при выполнении деятельности в напряженных условиях. Полученные данные указывают на целесообразность качественных изменений в стратегии профессиональной подготовки, акцентируют внимание на значимости практико-ориентированного обучения в системе профессионального образования будущих IT-специалистов.

На наш взгляд, к числу приоритетных направлений деятельности педагогов и психологов учреждений образования следует отнести: разработку и внедрение в образовательный процесс новых технологий и методик развития способов и приемов самоконтроля за счет внесения изменений в содержание и методический инструментарий практических занятий, создание практико-ориентированных спецкурсов по выбору обучающихся, тематических факультативов. В связи с динамичным расширением сфер применения информационных технологий в образовательном процессе, перспективным направлением является разработка компьютерных программ, содержащих упражнения, которые требуют применения самоконтроля (скорости, точности и последовательности действий), задания с усложненными условиями выполнения деятельности (наличие временных ограничений, монотонии деятельности, внешних помех и т.д.). Вариативность установленных характеристик самоконтроля деятельности у обучающихся также определяет необходимость совмещения индивидуальных и групповых форм работы. Все вышеперечисленное указывает на необходимость системного подхода к созданию программ психологического сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций у будущих IT-специалистов. При этом следует обратить внимание, что определение эффективности технологий и методик  развития у обучающихся самоконтроля требует дополнительного изучения.

 

Список использованных источников

 

  1. Барабанщиков В.А. Современная экспериментальная психология. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 493 с.
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  3. Боковиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2000. № 1. С. 93–102. URL: https://studfiles.net/preview/3354443/ (дата обращения: 26.12.2017).
  4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН, 2003. 318 с.
  5. Иванников В.А., Монроз А.В. Сравнительный анализ устойчивых характеристик волевой активности в разных видах жизнедеятельности // Вестник МГОУ государственного областного университета. 2016. № 1. С. 16–25. doi: 10.18384/2310-7235-2016-1-16-24
  6. Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85–121. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/11/1164521982/OrgPsy_2018_1(5)_Ivanova_et_al(85-121).pdf (дата обращения: 11.04.2018).
  7. Кузнецов В.А. Проблема надежности при подготовке водителей // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 2. С. 233–240. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-nadezhnosti-pri-podgotovke-voditeley (дата обращения: 09.04.2018).
  8. Kuhl J., Kazеn M., Koole S.L. Putting self-regulation theory into practice: A user's manual // Applied Psychology: An International Review. 2006. Vol. 55. Pp. 408–418. URL:https://pdfs.semanticscholar.org/bb06/31a161a462f5519adcb47853f83f94071846.pdf (дата обращения: 26.12.2017).
  9. Morosanova V.I., Gaidamashko I.V., Chistyakova S.N., Кondratyuk N.G., Burmistrova-Savenkova A.V. Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 4. Pp. 195–207. doi: 10.11621/pir.2017.0417
  10. Teichman M., Leonova A. Mental health and risks in organizational behavior // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2014. Vol. 23 (4). Pp. 618–627.
  11. Gordeeva T.O., Osin E.N., Suchkov D.D., Ivanova T.Yu, Bobrov V.V. Self-Control as a Personal Resource: Determining Its Relationships to Success, Perseverance and Well-Being // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59. Рp. 231–235. doi: 10.1080/10609393.2017.1408367
  12. Полякова О.Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 133–137. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/samokontrol-v-obschenii-kak-faktor-preodoleniya-sostoyaniy-depersonalizatsii-psihologov-i-pedagogov (дата обращения: 15.12.2017).
  13. Кузнецова А.С., Титова М.А. Эффективная саморегуляция состояния в напряженных условиях как дифференцирующая компетенция // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2016. № 1. С. 87–113. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document204.pdf (дата обращения: 11.04.2018).
  14. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30. Pp. 526–537. URL: http://www.communicationcache.com/uploads/1/0/8/8/10887248/self-monitoring_of_expressive_behavior.pdf (дата обращения: 18.12.2017).
  15. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности [Электронный ресурс]. Питер, 2003. 640 с.. URL:http://bookap.info/genpsy/kaprara_psihologiya_lichnosti/ (дата обращения: 22.12.2017).
  16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
  17. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1991. С. 3–144.
  18. Скиннер Б.Ф. Технология поведения / пер. с англ. А. Гараджи // Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 30–46.
  19. Бандура А. Теория социального научения [Электронный ресурс] / пер. с англ. Н.Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.. URL: https://studfiles.net/preview/2231075/ (датаобращения: 22.12.2017).
  20. Rotter J.В. Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanatory style // Applied and Preventive Psychology. 1992. P.127–129.
  21. Монроз А.В. Связь волевой саморегуляции с уровнем осмысленности и экзистенциальной исполненности жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума. М.: ФГНУ «Психологический институт РАО». 2015. С. 298–301. URL: http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/ХХ-simpozium.pdf (дата обращения: 23.12.2017).
  22. Лэнгле А., Уколова Е.М., Шумский В.Б. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования: монография [Электронный ресурс]. М. : Издательство Юрайт, 2018. 403 с. URL: http://urait.ru/uploads/pdf_review/690A0B31-4BB6-4DCC-9AEF-1834C45B6DAB.pdf (дата обращения: 26.12.2017).
  23. Мэй, Р. Любовь и воля [Электронный ресурс] / пер. О.О. Чистяков, А.П. Хомик. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 384 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/may_rollo-love_and_will-8l.pdf (дата обращения: 19.12.2017).
  24. Франкл В. Воля к смыслу [Электронный ресурс] /пер. с англ. Д. Гурьева, Л. Суворовой. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с. URL: http://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/08/Frankl_Viktor_Volya_k_smyislu.pdf (дата обращения: 18.12.2017).
  25. Tangney J.P., Baumeister R.F, Boone A.L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success // Journal of Personality 2004. Vol. 72. Pp. 271–324.URL:http://homepages.se.edu/cvonbergen/files/2013/01/High-Self-Control-Predicts-Good-Adjustment-Less-Pathology-Better-Grades-and-Interpersonal-Success.pdf (дата обращения: 25.12.2017).
  26. Baumeister R.F., Tierney J. Willpower: Rediscovering Our Greatest Strength // Penguin Books Ltd. UK, 2011. 304 p.
  27. Vohs K.D., Baumeister R.F., Schmeichel B.J. Motivation, personal beliefs, and limited resources all contribute to self-control // Journal of Experimental Social Psychology. 2012. Vol. 48. Рp. 943–947. doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.007
  28. Uziel L., Baumeister R.F. The self-control irony: Desire for self-control limits exertion of self-control in demanding settings // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43 (5), Pp. 693–705. doi: 10.1177/0146167217695555
  29. Itzchakov G., Uziel L., Wood W. When Attitudes and Habits Don’t Correspond: Self-Control Depletion Increases Persuasion but not Behavior // Journal of Experimental Social Psychology. 2018. Vol. 75, Рp. 1–10 doi: 10.1016/j.jesp.2017.10.011
  30. Job V., Dweck C.S., Walton G.M. Ego depletion-is it all in your head? Implicit theories about willpower affect self-regulation // Psychological Science. 2010. Vol. 21.Рp. 1686–1693. doi: 10.1177/0956797610384745
  31. Muraven M., Slessareva E. Mechanisms of self-control failure: Motivation and limited resources // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. V. 29. P. 894–906.doi: 10.1177/0146167203253209
  32. Mischel W. Toward an integrative science of the person // Annu. Rev. Psychol. 2004. Vol. 55. Pp. 1–22. doi:10.1146/annurev.psych.55.042902.130709
  33. Zimmerman B.J. Investigating Self-Regulation and Motivation: Historical Backgraund, Methodological Developments, and Future Prospects [Text] // Ameri can Education Research Journal. 2008. Vol. 45 (1). Pp. 166–183.
  34. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. 197 с.
  35. Фаликман М.В., Печенкова Е.В. Принципы физиологии активности Н.А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2016. № 4. С. 48–66. doi:10.17759/chp.2016120405
  36. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.
  37. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР 1958. № 3. С. 33–38. URL: http://flogiston.ru/library/galperin_attention (дата обращения: 20.12.2017).
  38. Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 48–56. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875048.htm (дата обращения: 20.12.2017).
  39. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
  40. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 192 с.
  41. Краснов В.В., Курбатова Т.Н., Наследов А.Д., Никифоров Г.С. Измерение самоконтроля и агрессии преступников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 6. С. 91–103. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2016-6/8-krasnov-kurbatova-nasledov-nikiforov.pdf (дата обращения: 09.04.2018).
  42. Моросанова В.И. Психология саморегуляции в XXI веке. СПб.: Нестор-Истерия, 2011. 468 с.
  43. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. № 1. С. 120–132.
  44. Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека // Психологический журнал. 2016. № 2. С. 43–56.
  45. Алифиренко О.В., Уварова Г.Н. Влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 54. С. 44–52. URL: http://new.z-pdf.ru/33ekonomika/584528-1-na-zhiznestoykost-studentov-alifirenko-ov1-uvarova-gn2-volgodonskiy-institut-ekonomiki-upravleniya-prava.php (дата обращения: 03.04.2018).
  46. Kleiman T., Hassin R.R., Trope Y. The Control-Freak Mind: Stereotypical Biases Are Eliminated Following Conflict-Activated Cognitive Control // Journal of Experimental Psychology: General. 2014. Vol. 143(2), Pp. 498–503. doi: 10.1037/a0033047
  47. Величковский Б.Б., Гусев А.Н., Виноградова В.Ф., Арбекова О.А. Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах // Экспериментальная психология. 2016. № 1. С. 5–20. doi:10.17759/exppsy.2016090102
  48. Kotabe H.P., Hofmann W. On Integrating the Components of Self-Control // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10 (5), Pp. 618–638. doi.org/10.1177/1745691615593382
  49. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования [Электронный ресурс]. М.: ИНФРА-М, 2004. 768 с. URL: https://studfiles.net/preview/5356649/ (дата обращения: 25.04.2018).
  50. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Электронный ресурс]. СПб.: Питер, 2004. 558 с .URL: https://studfiles.net/preview/4019610/ (дата обращения: 26.04.2018).
  51. Янчук В.А. Эволюция метода социально-психологического исследования: от модернистской экстраспекции к постмодернистской диалогической методологии // Психологический журнал. 2007. №1 (13). С. 4–17. URL: http://media.miu.by/files/store/items/pj/13/pj_13_2007_1.pdf (дата обращения: 19.12.2017).
  52. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2006. 672 с.
  53. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения [Электронный ресурс]. СПб.: Речь. 2001. 256 с. URL: http://bookre.org/reader?file=1353288&pg=10 (дата обращения: 20.12.2017).
  54. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений [Электронный ресурс]. М.: Эксмо, 2006. 416 с.URL: http://itexts.net/avtor-allan-piz/194807-novyy-yazyk-telodvizheniy-rasshirennaya-versiya-allan-piz/read/page-1.html (дата обращения: 18.12.2017).
  55. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Королькова О.А. Перцептивная категоризация выражений лица. М.: Когито-Центр, 2016. 376 с.
  56. Станкевич Н.Л. Структурные и динамические характеристики самоконтроля личности будущих специалистов // Вести БГПУ. 2017. № 2. С. 65–69.

 

Об авторах:

Бакунович Милана Федоровна, заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул.Советская, 18), кандидат психологических наук, доцент,ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0908-5939, bakunovich-m@mail.ru.

Станкевия Наталия Леонидовна,преподаватель-стажер кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»(220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул.Советская, 18), магистр психологических наук, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-0704-7448, stankevichnata@mail.ru.

 

Заявленный вклад авторов:

Бакунович Милана Федоровна – научное руководство и консультирование на всех этапахисследования; постановка и конкретизация проблемы исследования; проведение критического анализа и редактирование текста статьи.

Станкевия Наталия Леонидовна – проведение исследования, анализ и обобщение результатов; содержательная характеристика данных и формулировка выводов.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

REFERENCES

 

1.   Barabanshchikov V.A. Sovremennaya eksperimentalnaya psikhologiya [Modern Experimental Psychology]. Moscow: «Institut psihologii RAN» Publ., 2011. 493 p.

2.   Bodrov V.A. Psikhologiya professionalnoy prigodnosti [Psychology of Work Aptitude]. Moscow: PER SJEPubl., 2001. 511 p.

3.   Bokovikov A.M. Modus kontrolya kak faktor stressoustoychivosti pri kompyuterizatsii professionalnoy deyatelnosti [Modus of control as a factor of stress-resistance in the computerizedof professional activity]. Psychological journal, 2000, no. 1, pp. 93–102. Available at: https://studfiles.net/preview/3354443/ (accessed 26.12.2017).

4.   Dikaya L.G. Psikhicheskaya samoregulyatsiya funktsionalnogo sostoyaniya cheloveka (sistemno-deyatelnostnyy podkhod)[Psychologicalself-regulation of a person’s functional state (system-activity approach)]. Moscow: IP RANPubl., 2003. 318 p.

5.   Ivannikov V.A., Monroz A.V. Sravnitelnyy analiz ustoychivykh kharakteristik volevoy aktivnosti v raznykh vidakh zhiznedeyatelnosti [Comparative analysis of stable characteristics of volitional activity in different types of life activity]. Bulletin of the Moscow Region State University, 2016, no 1, pp. 16–25. doi: 10.18384/2310-7235-2016-1-16-24

  1. Ivanova T.Yu., Leotev D.A., Osin E.N., Rasskazova E.I., Kosheleva N.V. Sovremennye problemy izucheniya lichnostnykh resursov v professionalnoy deyatelnosti [Modern problems of studying personal resources in professional activity]. Organizational Psychology, 2018, no. 1, pp. 85–121. Available at: https://www.hse.ru/data/2018/04/11/1164521982/OrgPsy_2018_1(5)_Ivanova_et_al(85-121).pdf (accessed 11.04.2018).
  2. Kuznetsov V.A. Problema nadezhnosti pri podgotovke voditeley [The problem of reliability in training drivers]. Bulletin of the Udmurt University, 2017, no. 2, pp. 233–240. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-nadezhnosti-pri-podgotovke-voditeley (accessed 09.04.2018).
  3. Kuhl J., Kazеn M., Koole S.L. Putting self-regulation theory into practice: A user's manual. Applied Psychology: An International Review, 2006; 55: 408–418. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/bb06/31a161a462f5519adcb47853f83f94071846.pdf (accessed 26.12.2017).
  4. Morosanova V.I., Gaidamashko I.V., Chistyakova S.N., Кondratyuk N.G., Burmistrova-Savenkova A.V. Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions. Psychology in Russia: State of the Art, 2017; 4: 195–207. doi: 10.11621/pir.2017.0417
  5. Teichman M., Leonova A. Mental health and risks in organizational behavior. European Journal of Work and Organizational Psychology, 2014; 23(4): 618–627.
  6. Gordeeva T.O., Osin E.N., Suchkov D.D., Ivanova T.Yu, Bobrov V.V. Self-Control as a Personal Resource: Determining Its Relationships to Success, Perseverance and Well-Being. Russian Education and Society, 2017; 59: 231–235. doi: 10.1080/10609393.2017.1408367
  7. Polyakova O.B. Samokontrol v obshchenii kak faktor preodoleniya sostoyaniy depersonalizatsii psikhologov i pedagogov [Self-control in communication as a factor in overcoming the states of depersonalization of psychologists and teachers]. Vestn. Tomsk State University, 2011, no. 348, pp. 133–137. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/samokontrol-v-obschenii-kak-faktor-preodoleniya-sostoyaniy-depersonalizatsii-psihologov-i-pedagogov (accessed 15.12.2017).
  8. Kuznetsova A.S., Titova M.A. Effektivnaya samoregulyatsiya sostoyaniya v napryazhennykh usloviyakh kak differentsiruyushchaya kompetentsiya [Effective self-regulation of the state under stressful conditions as a differentiating competence]. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology, 2016, no.1, pp. 87–113. Available at: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document204.pdf (accessed 11.04.2018).
  9. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 1974; 30: 526–537. Available at: http://www.communicationcache.com/uploads/1/0/8/8/10887248/self-monitoring_of_expressive_behavior.pdf (accessed 18.12.2017).
  10. Kaprara Dzh., Servon D. Psikhologiya lichnosti [Psychology of рersonality]. St. Petersburg: Piter Publ., 2003. 640 р. Available at:http://bookap.info/genpsy/kaprara_psihologiya_lichnosti(accessed 22.12.2017).
  11. Khell L., Zigler D. Teorii lichnosti [Theories of personality]. St. Petersburg: PiterPubl., 2006. 607 p.
  12. Vasilev I.A., Magomed-Eminov M.Sh. Motivatsiya i kontrol za deystviem. [Motivation and control of the action]. Moscow: Mosk-go un-ta Publ., 1991. pp. 3–144.
  13. Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity.New York, 1971. рр. 3–25. (Russ. ed.: Garadzhi A. Technology of behavior. Moscow: MGU Publ., 1994. pp. 30–46.).
  14. Bandura A. Social Learning Theory. New Jersey, 1977. (Russ. ed.: Chubar N.N. The theory of social learning. St. Petersburg: Eurasia., 2000. 320 р). Available at:https://studfiles.net/preview/2231075/ (accessed 22.12.2017).
  15. Rotter J.В. Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanatory style. Applied and Preventive Psychology, 1992; 127–129.
  16. Monroz A.V. Svyaz volevoy samoregulyatsii s urovnem osmyslennosti i ekzistentsialnoy ispolnennosti zhizni [Relationshipof volitional self-regulation with the level of meaningfulness and existential fulfillment of life]. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme [Psychological problems of the meaning of life and acme]. Moscow, 2015, pp. 298–301. Available at: http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/ХХ-simpozium.pdf (accessed 23.12.2017).
  17. Lengle A., Ukolova E.M., Shumskiy V.B. Sovremennyy ekzistentsialnyy analiz: istoriya, teoriya, praktika, issledovaniya [Modern existential analysis: history, theory, practice, research]. Moscow: Yurayt Publ., 2018. 403 с. Available at: http://urait.ru/uploads/pdf_review/690A0B31-4BB6-4DCC-9AEF-1834C45B6DAB.pdf (accessed 26.12.2017).
  18. May R. Love and Will.New York, 1969. (Russ. ed.: Chistyakov O.O., Homik A.P. Love and will. Moscow: «Refl-buk» Publ., 1997. 384 p.). Available at: http://yanko.lib.ru/books/psycho/may_rollo-love_and_will-8l.pdf (accessed 19.12.2017).
  19. Frankl V. The Will to Meaning. Foundations and Applications of Logotherapy. Selected Papers on Logotherapy. New York, 1988. 198 р. (Russ. ed.: Guriev D., Suvorova L. Will to sense. Moscow: EKSMO-Press Publ., 2000. 368 p.). Available at: http://cpp-p.ru/wp-content/uploads/2015/08/Frankl_Viktor_Volya_k_smyislu.pdf (accessed 18.12.2017).
  20. Tangney J.P., Baumeister R.F, Boone A.L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success.Journal of Personality, 2004; 72: 271–324. Available at: http://homepages.se.edu/cvonbergen/files/2013/01/High-Self-Control-Predicts-Good-Adjustment-Less-Pathology-Better-Grades-and-Interpersonal-Success.pdf (accessed 25.12.2017).
  21. Baumeister R.F., Tierney J. Willpower: Rediscovering Our Greatest Strength. United Kingdom: Penguin Books Ltd. Publ., 2011. 304 с.
  22. Vohs K.D., Baumeister R.F., Schmeichel B.J. Motivation, personal beliefs, and limited resources all contribute to self-control. Journal of Experimental Social Psychology, 2012; 48: 943–947. doi: 10.1016/j.jesp.2012.08.007
  23. Uziel L., Baumeister R.F. The self-control irony: Desire for self-control limits exertion of self-control in demanding settings. Personality and Social Psychology Bulletin, 2017; 43 (5): 693–705. doi: 10.1177/0146167217695555
  24. Itzchakov G., Uziel L., Wood W. When Attitudes and Habits Don’t Correspond: Self-Control Depletion Increases Persuasion but not Behavior. Journal of Experimental Social Psychology, 2018; 75: 1–10 doi: 10.1016/j.jesp.2017.10.011
  25. Job V., Dweck C.S., Walton G.M. Ego depletion-is it all in your head? Implicit theories about willpower affect self-regulation. Psychological Science, 2010; 21: 1686–1693.doi: 10.1177/0956797610384745
  26. Muraven M., Slessareva E. Mechanisms of self-control failure: Motivation and limited resources. Personality and Social Psychology Bulletin, 2003; 29: 894–906. doi: 10.1177/0146167203253209
  27. Mischel W. Toward an integrative science of the person. Annu. Rev. Psychol., 2004; 55: 1–22. doi:10.1146/annurev.psych.55.042902.130709
  28. Zimmerman B.J. Investigating Self-Regulation and Motivation: Historical Backgraund, Methodological Developments, and Future Prospects. Ameri can Education Research Journal, 2008; 45 (1): 166–183.
  29. Anokhin P.K. Uzlovye voprosy teorii funktsionalnykh sistem [Nodal questions of the theory of functional systems]. Moscow: Nauka Publ., 1980. 197 р.
  30. Falikman M.V., Pechenkova E.V. Printsipy fiziologii aktivnosti N.A. Bernshteyna v psikhologii vospriyatiya i vnimaniya: problemy i perspektivy [Principles of physiology of activity Bernstein in the psychology of perception and attention: problems and prospects]. Cultural-historical psychology, 2016, no. 4, pp. 48–66. doi:10.17759/chp.2016120405
  31. Luriya A.R. Osnovy neyropsikhologii [Fundamentals of Neuropsychology]. Moscow: «Akademia» Publ., 2003. 384 р.
  32. Galperin P.Ya. K probleme vnimaniya [On the problem of attention]. Doklady Akademii pedagogicheskikh nauk [Reports of the Academy of Pedagogical Sciences]. 1958, no. 3, pp. 33–38. Available at: http://flogiston.ru/library/galperin_attention (accessed 20.12.2017).
  33. Petrovskiy V.A., Cherepanova E.M. Individualnye osobennosti samokontrolya pri organizatsii vnimaniya [Individual features of self-control in organizing attention]. Questions of psychology, 1987, no. 2, pp. 48–56. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875048.htm (accessed 20.12.2017).
  34. Leontev D.A. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika [Personality potential: structure and diagnostics]. Moscow: Smysl Publ., 2011. 680 р.
  35. Nikiforov G.S. Samokontrol cheloveka [Self-control of a person]. Leningrad: LGU Publ., 1989. 192 р.
  36. Krasnov V.V., Kurbatova T.N., Nasledov A.D., Nikiforov G.S. Izmerenie samokontrolya i agressii prestupnikov [Measuring the self-control and aggression of criminals]. Psychology. Historical and critical reviews and modern research, 2016, no. 6, pp. 91–103. Available at: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2016-6/8-krasnov-kurbatova-nasledov-nikiforov.pdf (accessed 09.04.2018).
  37. Morosanova V.I. Psikhologiya samoregulyatsii v XXI veke [Psychology of self-regulation in the 21st century]. St. Petersburg: Nestor-IsteriaPubl., 2011. 468 р.
  38. Sergienko E.A. Sistemno-subektnyy podkhod: obosnovanie i perspektiva [The System-Subject Approach: Justification and Perspectives]. Psychological journal, 2011, no.1, рр. 120–132.
  39. Pavlova N.S., Sergienko E.A. Subektnaya i lichnostnaya regulyatsiya povedeniya kak proyavlenie individualnosti cheloveka [Subjective and personal regulation of behavior as a manifestation of a person's individuality]. Psychological journal, 2016, no. 2, pp. 43–56.
  40. Alifirenko O.V., Uvarova G.N. Vliyanie volevoy regulyatsii, samokontrolya na zhiznestoykost studentov [The influence of strong-willed regulation, self-control on the vitality of students]. Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application, 2016, no. 54, pp. 44–52. Available at: http://new.z-pdf.ru/33ekonomika/584528-1-na-zhiznestoykost-studentov-alifirenko-ov1-uvarova-gn2-volgodonskiy-institut-ekonomiki-upravleniya-prava.php (accessed 03.04.2018).
  41. Kleiman T., Hassin R.R., Trope Y. The Control-Freak Mind: Stereotypical Biases Are Eliminated Following Conflict-Activated Cognitive Control. Journal of Experimental Psychology: General. 2014; 143(2): 498–503. doi: 10.1037/a0033047
  42. Velichkovskiy B.B., Gusev A.N., Vinogradova V.F., Arbekova O.A. Kognitivnyy kontrol i chuvstvo prisutstviya v virtualnykh sredakh [Cognitive Control and the Sense of Presence in Virtual Environments]. Experimental psychology, 2016, no. 1, рр. 5–20. doi:10.17759/exppsy.2016090102
  43. Kotabe H.P., Hofmann W. On Integrating the Components of Self-Control. Perspectives on Psychological Science, 2015; 10 (5): 618–638. doi.org/10.1177/1745691615593382
  44. Dobrenkov V.I., Kravchenko A.I. Metody sotsiologicheskogo issledovaniya [Methods of sociological research]. Moscow: INFRA-M Publ., 2004. 768 p. Available at: https://studfiles.net/preview/5356649/ (accessed 25.04.2018).
  45. Gudvin Dzh. Issledovanie v psikhologii: metody i planirovanie [Research in psychology: methods and design]. St. Petersburg: Peter Publ., 2004. 558 p. Available at: https://studfiles.net/preview/4019610/ (accessed 26.04.2018).
  46. Yanchuk V.A. Evolyutsiya metoda sotsialno-psikhologicheskogo issledovaniya: ot modernistskoy ekstraspektsii k postmodernistskoy dialogicheskoy metodologii [Evolution of the method of socio-psychological research: from modernist extraspection to postmodern dialogic methodology]. Psychological journal, 2007, no. 1(13), pp. 4–17. Available at: http://media.miu.by/files/store/items/pj/13/pj_13_2007_1.pdf (accessed 19.12.2017).
  47. Raygorodskiy D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Techniques and tests]. Moscow: Bahrah-M Publ., 2006. 672 p.
  48. Megrabyan A. Psikhodiagnostika neverbalnogo povedeniya [Psychodiagnostics of nonverbal behavior]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2001. 256 p. Available at: http://bookre.org/reader?file=1353288&pg=10 (accessed 20.12.2017).
  49. Piz A., Piz B. Novyy yazyk telodvizheniy [New body language]. Moscow: Eksmo Publ., 2006. 416 p. Available at: http://itexts.net/avtor-allan-piz/194807-novyy-yazyk-telodvizheniy-rasshirennaya-versiya-allan-piz/read/page-1.html (accessed 18.12.2017).
  50. Barabanshchikov V.A., Zhegallo A.V., Korolkova O.A. Pertseptivnaya kategorizatsiya vyrazheniy litsa [Perceptual categorization of facial expressions] Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 2016. 376 p.
  51. Stankevich N.L. Strukturnye i dinamicheskie kharakteristiki samokontrolya lichnosti budushchikh spetsialistov [Structural and dynamic characteristics of self-monitoring of students]. Bulletin of the BSPU, 2017, no. 2, pp. 65–69.

 

Abouttheauthors:

Milana F. Bakunovich, Head of the Department of Psychological Support of Professional Activities of the Institute of Psychology of the Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank (18 Sovetskaya St., Minsk 220030, Belarus),Ph.D. (Psychology), associate professor, ORCID:https://orcid.org/0000-0003-0908-5939, bakunovich-m@mail.ru.

Natalia L. Stankevich, Lecturer-trainee of the Psychological Support of Professional Activities of the Institute of Psychology of the Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank (18 Sovetskaya St., Minsk 220030, Belarus), Master of Psychological, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0704-7448,stankevichnata@mail.ru.

Contribution of the authors:

Milana F. Bakunovich – scientific management and counseling at all stages of the research; the formulation and specification of the research problem; conducting critical analysis and editing the text of the article.

Natalia L. Stankevich – conducting research, analyzing and summarizing the results; the content of the data and the formulation of conclusions.

 

All authors read and approved the final manuscript.

 

Похожие публикации


Проблема методов и методик исследования самоконтроля в учебной и трудовой деятельности

06-12-2017 Публикации
В статье представлен анализ наиболее используемых психодиагностических методик и основных способов построения экспериментального исследования самоконтроля в отечественной и зарубежной литературе. В работе подробно описано применение в экспериментальном исследовании самоконтроля биологической обратной связи (БОС), обратной связи по показателям деятельности (ДОС), технологии компьютерного игрового биоуправления и т. д.
СНИЛ
подробнее

Психологические особенности самоконтроля учащихся средних специальных учреждений образования

06-12-2017 Публикации
В статье рассмотрена проблема осуществления самоконтроля в учебной и трудовой деятельности. Представлены результаты исследования особенностей самоконтроля учащихся средних специальных учреждений образования.
СНИЛ
подробнее