Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля – изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.
Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями.
Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.
Уровень физического развития каждого учащегося определяется путем сопоставления всех полученных при осмотре данных.
Врачебная часть контроля за физическим воспитанием включает:
- - выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений;
- - определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после тренировки;
- - проводит медицинское исследование физического развития и состояния здоровья, выделяет противопоказания;
- - определение степени воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с помощью тестов;
- - оценивает санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещений и т.п.;
- - врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);
- - профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.);
- - пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.
Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости врачом-специалистом.
Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.
Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием.
Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год.
Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях спортсменов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья на данный момент.
Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий и участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе. На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями.
- общий и спортивный анамнез, для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
- - наружный осмотр;
- - антропометрические измерения;
- - обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
- - проведение функциональной пробы.
С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.
Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины, живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп (нормальная или уплощенная).
Для оценки антропометрических данных используют два способа - сравнение со средними (стандартными) величинами и способ антропометрических показателей. В условиях образовательного учреждения можно измерить 5-6 показателей физического развития.
Способ стандартов заключается в сравнении полученных при исследовании каждого учащегося данных со средними величинами антропометрических признаков для детей того же пола, возраста. Эти стандартные величины сводят в особые таблицы.
Способ антропометрических показателей (индексов) состоит в сопоставлении между собой отдельных измеренных признаков с целью установления пропорциональности телосложения и физического развития исследуемого лица.
По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Этот способ получил распространение при массовых обследованиях учащихся различного возраста:
рост (длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);
вес тела; окружность грудной клетки (измеряют в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);
жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин - 3800 - 4200 см3, у женщин - 3000 - 3500 см3);
силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.
Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов.
Метод антропометрических индексов является наиболее популярным и позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития.
Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.
Масса (вес) тела должна определяться периодически (1-2 раза месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той ж спортивной одежде. В начальном периоде тренировок масса обычно снижается, затем стабилизируется, а в дальнейшем за счет прирост мышечной массы несколько увеличивается. Для расчета рекомендуемого веса тела есть много показателей и формул, но они имеют те или иные недостатки: многие из них учитывают рост и возраст, но не учитывают пол, конституцию, двигательную активность и другие факторы.
Для ориентировочной оценки массы тела можно использовать формула Брока-Брукша, согласно которой вес рассчитывается вычитанием цифры 100 из величины роста.
Росто-весовой показатель Кетле выявляется при сопоставлении величины веса тела с величиной его роста в положении стоя.
Показатель Кетле = вес тела (г): рост (см)
Если на каждый 1см роста приходится менее 300г веса у взрослого человека или менее 200г для детей переходного возраста, следует предполагать исхудание; если приходится более 400г на 1см роста, налицо избыточный вес (ожирение).
Хорошая оценка находится в пределах: для мужчин - 380-415 г/см, для женщин - 360-405 г/см. У спортсменов могут быть более высокие показатели.
Показатель Эрисмана характеризует широкогрудие или узкогрудие, при этом сопоставляют рост с окружностью грудной клетки в покое.
Показатель Эрисмана = окружность грудной клетки - ? роста стоя
В дошкольном возрасте окружность грудной клетки превышает величину половины роста на несколько сантиметров. В младшем школьном возрасте разность между ними уменьшается до нуля. В переходном подростковом возрасте показатель Эрисмана становится отрицательным в пределах от 4 до 3 см, что свидетельствует об относительном узкогрудии, свойственном этому возрасту. Затем он вновь увеличивается и в конце полового созревания достигает у мужчин +7 до - 9см, у женщин +5 до - 6см.
Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет.
Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков. В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам.
Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной, поэтому для девочек нормостатического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет можно определить по формуле:
Р (см) = 6 * возраст (годах) + 76
Для мальчиков в возрасте от 3 до 16 лет:
Р (см) = 6 * возраст (годах) +77
С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может уменьшиться на 1-2 см. На росте сказывается наследственность, поэтому можно спрогнозировать длину тела у детей, исходя и роста их родителей:
для юношей Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.54-4.5
для девушек Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.34-7.5
Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.
Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), в момент максимального вдоха и максимального выдоха. При накладывании измерительной ленты руки следует несколько приподнять, затем опустить. Закончив измерения, рассчитывают экскурсию грудной клетки, которая определяется как разница на вдохе и выдохе. Обычно этот показатель лежит в пределах 6-9 см. Окружность груди с возрастом увеличивается, обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Окружность груди у мальчиков больше, но в возрасте 13-14 лет может быть меньше чем у девочек. Исходя из выше сказанного, хорошее развитие грудной клетки будет тогда, когда разница между окружностью грудной клетки и половиной длины тела равна для мужчин 5-8 см и 3-4 см для женщин. Если разница меньше указанных величин или имеет отрицательные значения, то это свидетельствует об узкогрудости. Зная величину своего роста, вес и окружность грудной клетки, мы можем по формуле Пинье рассчитать крепость телосложения (КТ)
КТ = рост (см) - [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].
Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 -как слабое и более 36 - как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.
Жизненный показатель определяется сопоставлением величины жизненной ёмкости лёгких с массой тела, которое легкие снабжают кислородом.
Жизненный показатель = жизненная ёмкость лёгких (куб.см)/ вес тела (кг)
Этот показатель у детей с десятилетнего возраста сохраняет постоянную среднюю величину, что связано с относительно меньшим по сравнению со взрослыми людьми весом тела; значение жизненного показателя составляет до 65-70 куб.см у мальчиков и до 55-65 куб.см у девочек. Ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55- 60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или избыточной массе тела.
Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств, таких как скорость, ловкость, выносливость и характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление. Контроль за силой проводят с помощью динамометров (электронных и механических). Для самоконтроля наиболее удобны ручной и становой динамометры. Проводят два измерения. Фиксируется лучший результат. Сила правой руки у нетренированного мужчины в пределах 35 - 50 кг, левой руки 32 - 46 кг, у женщин, соответственно, 25 - 33 кг и 23 - 30 кг.
Относительная величина силы более объективный показатель, поскольку рост силы связан с увеличением массы тела и, следовательно, мышечной массы.
ОС = сила кисти / вес тела * 100 (кг)
Для нетренированных мужчин этот показатель составляет 60 -70 % от веса тела, у женщин 45 - 50 %. Оценивая силу при самоконтроле, следуeт учитывать, что она зависит от возраста, веса, тренирующих воздействий. В течение дня этот показатель изменяется. Наименьший - утром, больший - в середине дня.
Мышечная сила прогрессивно падает после 40-50 лет, особенно у тех кто не занимается физическими упражнениями, а к 60-ти годам снижение становится значительным.
Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений.
Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.
Проба Штанге - время задержки дыхания на вдохе. Выявляются функциональные возможности системы дыхания. Определяется в положении сидя после полных вдоха и выдоха. После 5-7 минут отдыха сидя сделать полный вдох и выдох, затем снова обычный вдох (примерно на 80-90% от максимального), затем обследуемый производит вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки).
Норма, у здоровых младших школьников 6 - 10 лет - от 20 до 45 сек.; у подростков - от 20 сек. до 1 мин. Взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтроля. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.
Роль врача в организации физического воспитания учащихся очень велика. Врач проводит первичные, повторные и дополнительные медицинские осмотры; распределяет учащихся на медицинские группы; регистрирует и анализирует динамику состояния здоровья и физического развития школьников, на основе чего предлагает учителю вносить соответствующие коррективы в педагогический процесс. Он проводит контроль за решением оздоровительных задач физического воспитания, за соблюдением гигиенических условий на занятиях физической культурой и спортом и соответствием оборудования и спортивного инвентаря физическому развитию учащихся. Врач контролирует мероприятия, направленные на предупреждение спортивного травматизма, оказывает консультативную помощь учителю физкультуры в составлении и проведении гимнастики до уроков, физкультурных минут на уроках, игр и физических упражнений на переменах, индивидуальных домашних заданий.
В обязанность врача входит обеспечивать медицинский контроль на внутришкольных спортивных соревнованиях, готовить из числа учащихся санитарный актив, который контролирует соблюдение гигиенических условий и оказывает первую помощь при травмах и несчастных случаях, прежде всего в туристических походах; организовать работу по санитарному просвещению.
Одной из основных обязанностей врача является регулярное проведение врачебно-педагогического контроля на уроках физкультуры и на занятиях спортивных секций. Желательно, чтобы врач в течение учебного года не менее 2—3 раз побывал на уроках физкультуры в каждом классе и не меньше 1—2 раз — в каждой спортивной секции школы. Врачебно-педагогический контроль необходимо регулярно осуществлять на гимнастике до уроков, на физкультпаузах и играх на переменах. Здесь врач обращает внимание на санитарно-гигиеническую обстановку, соответствие нагрузки возрасту и физической подготовленности учащихся, правильность подбора и чередования упражнений, эффективность упражнений, отмечает случаи чрезмерного возбуждения, большой утомляемости, проявления неорганизованности и нарушений дисциплины. Все свои замечания он регистрирует в журнале и доводит их до сведения учителей по физкультуре и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Врачебный контроль является неотъемлемой частью единой системы физического воспитания. Его основная задача — обеспечить правильность, высокую эффективность и соответствие анатомо-физиологическим особенностям детского организма всех школьных физкультурных и спортивных мероприятий, всемерно содействуя оздоровительной направленности занятий физической культурой и спортом.
Врачебный контроль предусматривает:
1) медицинское обследование состояния здоровья, физического развития и функционального состояния организма школьников с целью определения назначения и дозировки физических нагрузок, т. е. распределение учащихся на медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях и различных мероприятиях по физическому воспитанию;
2) врачебные наблюдения, объективно учитывающие влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм школьников;
3) санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий физическими упражнениями и различных спортивных соревнований, а также соответствием спортивной одежды;
4) врачебно-педагогический контроль за содержанием и методами проведения занятий физической культурой и спортом, за соответствием физической нагрузки функциональным возможностям детей;
5) профилактику спортивного травматизма;
6) санитарно-просветительную работу среди школьников, занимающихся физкультурой и спортом;
7) консультации по вопросам физического воспитания школьников; 8) агитацию и пропаганду физической культуры и спорта.