СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА И РЕЧИ»
Практическое занятие 1.
Тема: Строение слуховой сенсорной системы
Цель: углубить, систематизировать знания студентов в области строения и функционального назначения структур слуховой сенсорной системы
Понятия: Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, периферический, проводниковый и корковый отделы слуховой сенсорной системы
Вопросы для обсуждения:
- Строение и возрастные особенности наружного уха: ушной раковины, наружного слухового прохода.
- Строение барабанной перепонки.
- Среднее ухо: барабанная полость, слуховые косточки, слуховые мышцы. Слуховая труба, сосцевидный отросток.
- Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт. Строение кортиева органа.
- Характеристика проводникового и коркового отделов слухового анализатора.
Выполнение практического задания:
- Подготовить наглядные пособия по заданной теме
Литература:
- Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Швецов, А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учеб. пособие / А.Г. Швецов – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
Практическое занятие 2 (УСРС)
Тема: Патология слухового анализатора
Цель: углубить и детализировать знания студентов в области физиологии слуха, сформировать умения исследовать слух на голос и элементы речи, с помощью аудиометра
Понятия: врожденные и приобретенные нарушения слуха, пороки и заболевания органов слуха
Вопросы для обсуждения:
- Заболевания наружного уха: атрезии, серная пробка, инородные тела.
- Заболевания среднего уха: острые и хронические средние катары, мастоидит, осложнения при них.
- Заболевания внутреннего уха: отосклероз, нейросенсорная тугоухость. Невропатия слухового нерва. Центральное поражение слухового анализатора.
- Характер слуховых расстройств при различной патологии слуховой системы.
- Профилактика слуховых нарушений у детей.
Выполнение практического задания:
- Составить диагностическую карту обследования слуха ребенка
Литература:
- Богомильский, М.Р. Болезни уха, горла и носа у детей / М.Р. Богомильский, В.Р. Чистякова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 432 с.
- Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Швецов, А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учеб. пособие / А.Г. Швецов – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
Практическое занятие 3.
Тема: Строение речевого аппарата
Цель: углубить, систематизировать знания студентов в области строения и функционирования речедвигательной системы
Понятия: речевая функциональная система, носовая и ротовая полость, глотка, гортань, проводниковый и корковый отделы речедвигательной системы
Вопросы для обсуждения:
- Строение и функции носа и носовой полости.
- Строение и функции рта и ротовой полости.
- Строение и функции глотки.
- Строение и функции гортани.
- Характеристика проводникового и коркового отделов речедвигательной системы.
Выполнение практического задания:
- Разработать мультимедийную презентацию
Литература:
- Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. – Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
Практическое занятие 4.
Тема: Физиологические механизмы голоса и речи
Цель: углубить и детализировать знания студентов в области физиологии голоса и речи
Понятия: Развитие речи, речевое дыхание, голосообразование, голос, артикуляция
Вопросы для обсуждения:
- Характеристика основных этапов речевого акта.
- Образование воздушной струи. Особенности речевого дыхания. Значение трахеи, бронхов, легких, диафрагмы в речевом акте.
- Фонация, механизмы голосообразования.
- Основные характеристики голоса.
- Характеристика органов артикуляции.
Выполнение практического задания:
- Составить конспект по вопросам голосообразования и речи
Литература:
- Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Швецов, А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учеб. пособие / А.Г. Швецов – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
- Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. – Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
Практическое занятие 5 (УСРС).
Тема: Патология органов речи
Цель: систематизировать знания студентов в области этиологии, клинических проявлений и профилактики речевых нарушений
Понятия: Патологические процессы, локализующиеся в полости носа, рта, глотке, гортани. Профилактика заболеваний
Вопросы для обсуждения:
- Заболевания наружного носа и носовой полости.
- Заболевания полости рта.
- Заболевания глотки.
- Заболевания гортани.
- Профилактика нарушений голоса и речи у детей и педагогов.
Выполнение практического задания:
- Разработать мультимедийную презентацию
Литература:
- Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. – Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.