Новости События Общее

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

01-03-2018 Публикации
В статье рассматривается аспекты формирования психолого-педагогической культуры личности в процессе учебной деятельности. В качестве условий развития психолого-педагогической культуры студентов на 3-ем и 5-ом курсах факультета психологии БГПУ рассматриваются учебные занятия по дисциплинам: «Основы психодиагностики», «Психология педагогического взаимодействия»; приводятся содержательные примеры из учебных дисциплин, которые способствуют формированию психологической культуры будущих психологов.

С.Е.Покровская, О.Е.Аксёнова

Белорусский государственный педагогический университет
им. М. Танка,
г. Минск, Республика Беларусь

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается аспекты формирования психолого-педагогической культуры личности в процессе учебной деятельности.  В качестве условий развития психолого-педагогической культуры студентов на 3-ем и 5-ом курсах факультета психологии БГПУ рассматриваются учебные занятия по дисциплинам: «Основы психодиагностики», «Психология педагогического взаимодействия»; приводятся содержательные примеры из учебных дисциплин, которые способствуют формированию психологической        культуры будущих психологов.

Ключевые слова: психолого-педагогическая культура, личностно-деятельностный подход, рефлексивно-деятельностный подход, гуманистический подход, студенты-психологи, психология педагогического взаимодействия, психолого-педагогическая диагностика, модели и особенности педагогического взаимодействия.

 

Введение

 

Актуальность проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов определяется, прежде всего, современным состоянием общества: происходят ломка традиционных норм, пересмотр ценностей. И в тоже время современное высшее образование должно решить одну из важнейших задач: сохранение и развитие психолого-педагогической культуры будущего специалиста-психолога.

Для большинства молодых людей уже к 21 году многие потребности юношеского возраста уже удовлетворяются. Юноши и девушки хотят самореализоваться в жизни,  достичь успехов в профессиональной жизни, создать семью, беспокоятся о материальном достатке и благополучии. Следовательно, переживания, составляющие социальную ситуацию психического и личностного развития, связаны с будущими успехами в жизни. Для этого возраста ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии   является профессиональная творческая деятельность, которая невозможна без формирования психолого-педагогической культуры для будущих психологов.

Проблема формирования психолого-педагогической культуры, в широком ее понимании, обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно на занятиях способствуют не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и развитию его социального, и профессионального потенциала, как специалиста.

 

Основная часть

 

Проблемы, связанные с развитием психолого-педагогической культуры студентов-психологов, являются наиболее актуальным в  подготовке их как будущих специалистов. Качество педагогического взаимодействия психологов с разными личностями в системе образования, несомненно, будут зависеть от того, какими знаниями и умениями они будут овладевать в учебно-воспитательном процессе в вузе. Поэтому одно из важнейших условий работы преподавателя в вузе является умение выстроить свои взаимоотношения со студентами, определить линию поведения, найти наиболее приемлемые формы работы и уметь их правильно использовать. От преподавателя требуется высокая культура общения,  умение создать в группе благоприятный для сотрудничества и взаимопомощи психологический климат, создавать условия для успешной учебной  деятельности студентов. Вся учебная деятельность должна быть направлена на воспитание у молодых людей самоуважения, собственной значимости, и в то же время способности к объективной самооценке, критическому отношению к своему поведению, саморегуляции и других элементов психологической культуры.

  Психолого-педагогическую культуру личности можно определить как сложное, целостное образование, включающее в себя: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты и характеризующееся не только определенным уровнем теоретических психологических знаний, но и психологической компетентностью, адекватным применением знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отношению к себе, к другим людям и к миру в целом.

 Цель исследования: рассмотреть условия формирования психолого-педагогической культуры личности в учебной деятельности.

 Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1.Проанализировать понятие «психологическая культура» в современной психологической литературе.

2.Описать условия развития психологической культуры студентов-психологов в учебной деятельности.

В качестве базы исследования выступил факультет психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка» (БГПУ). В образовательном стандарте 2009-2014 гг. по специальности «Психология» был введен предмет «Основы психодиагностики» (284 часа). Он включает 3 раздела: «Общая психодиагностика», «Диагностика психического развития ребенка», «Диагностика психического развития подростка, юноши и взрослого». Для студентов 5 курса, специализации  «Педагогическая психология» была разработана дисциплина «Психология педагогического взаимодействия» (60 часов).

  Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являются проблема отношений личности, разработанная в личностно-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейном, В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, А.В. Петровским; предложенная в рефлексивно-деятельностном подходе Я.Л. Коломинским. Он предполагал, что именно в культуре человек представлен не только как действующее, но и как саморазвивающееся существо, как субъект и одновременно результат своей деятельности. В исследовании, которое носило теоретический характер, использовались методы: теоретический анализ литературы по проблеме,  анализ содержания учебных дисциплин «Основы психодиагностики», «Психология педагогического взаимодействия» (факультет психологии, БГПУ им. М.Танка), моделирование ситуаций педагогического взаимодействия.

  Теоретическая значимость исследования состоит в том, что особенности формирования психолого-педагогической культуры студентов-психологов рассматриваются через возможности общекультурной подготовки и расширения психологической грамотности будущего специалиста посредством таких дисциплин, как «Основы психодиагностики», «Психология педагогического взаимодействия».

Психологическая культура означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности, способами психологического познания. 

Поэтому, преподаватель, учитывая актуальный уровень развития психолого-педагогической культуры и задачи предстоящего образования, выстраивает такую систему педагогического взаимодействия со студентом, чтобы изменить его «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

  Л.С. Колмогорова в своей статье пишет: "О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности" [1, с. 11].

Основным методологическим принципом организации психологического образования должна явиться непрерывность обновления и углубления психологических знаний и усовершенствования психологической деятельности в соответствии с новым возрастным этапом и жизненным опытом личности. Непрерывное психологическое образование должно быть построено как соответствующая возрасту концентрическая система, в которой будет обеспечиваться постоянное наращивание и включение новых получаемых психологических знаний в систему уже имеющихся, ранее усвоенных [2, с. 23].

   Дисциплины «Психология педагогического взаимодействия» была разработана именно с такой целью, чтобы охватить многообразие и неоднозначность педагогического взаимодействия (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. (в отдельном файле)

 

На схеме 1 продемонстрированы те ситуации педагогического взаимодействия, которые встречаются в школьной практике. Конечно, в целях конкретного изучения педагогического взаимодействия необходимо: 1) проделать системный анализ социально-психологических ситуаций, в которых оно осуществляется, и 2) установить, кто с кем взаимодействует. В самом общем  виде можно констатировать, что чаще всего взаимодействуют две общности – педагогический коллектив (учителя, преподаватели) и ученический коллектив (ученики, студенты). Разумеется, полная система педагогического взаимодействия включает взаимодействие двух этих общностей с третьей – родителями, и шире – с семьей. Надо иметь в виду и стихию нерегламентированного внешкольного общения, и, наконец, ту социальную среду, в которую «погружена» официальная педагогическая система.

Педагогическое взаимодействие системы «учитель-ученик»  осуществляется в двух основных подсистемах – в индивидуальном взаимодействии педагога с учеником, предполагающем диадическое общение лицом к лицу, и подсистеме «учитель-ученик-ученик», предполагающей фронтальное общение педагога с целым классом или группой. Специальный анализ подтвердил, что педагогическое общение в каждой из этих подсистем требует от учителя исследования различных психологических средств и опирается на разные личностные ресурсы. Следовательно, и подготовка к педагогическому общению должна соответствующим способом дифференцироваться. Стихийность здесь приводит к определенной коммуникативной односторонности: учитель успешно справляется с задачами фронтального общения, но теряется в ситуациях общения лицом к лицу, что, разумеется, затрудняет использование наиболее эмоционально насыщенных и действенных средств воздействия в случае индивидуального подхода [3].

Анализ ситуации педагогического взаимодействия позволяет конкретизировать эту проблему и в связи с возрастными этапами школьного обучения. В социально-психологической ситуации, возникающей в первых трех классах, на этапе начальной школы,  с классом работает и общается с детьми в основном один педагог. Я.Л. Коломинский называет то, что происходит между учителем и учеником монопедагогическим взаимодействием. С учащимися 4-х классов общаются не один, а несколько учителей-предметников, поэтому возникают ситуации полипедагогического взаимодействия [3, с. 58].

 Дисциплина «Основы психодиагностики»  также играет важнейшую роль в изучении  практической психологии. Поскольку усвоение психологических знаний затруднено без овладения техникой психологического исследования, практическая подготовка будущих психологов осуществляется в форме лабораторного практикума и непрерывной пси­ходиагностической практики.  Студенты 3 курса  закрепляют полученные знания, изучают методы психодиагностики непосредственно на базах в учреждениях образования в период психодиагностической практики.

 Естественно, что в практике педагогического взаимодействия возникают ситуации, когда учителя по-разному общаются с детьми, у них складываются разные отношения с каждым учеником, и с целым классом. Своеобразие педагогического взаимодействия зависит от индивидуальности каждого учителя, стиля его педагогической деятельности, особенностей характера, темперамента, пола, возраста, внешности и многого другого. С другой стороны каждый учитель общается с учениками на языке своего предмета [4].

Я.Л. Коломинский постоянно отмечает необходимость решительного перехода от информационно-пассивной к рефликсивно-деятельностной парадигме обучения учащихся в разных учебных заведениях. Он считает, что психологическая культура личности является результатом не только социализации и образования, но также большой внутренней работой человека по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума. Зрелая психологическая культура есть одно из наиболее гармоничных и ценных психологических образований личности [5].

 Не случайно в своем фундаментальном труде  Г. Ленфрансуа [6] «Психология для учителя» в центр воспитательных и образовательных процессов помещает личность педагога, учителя. Он делит все множество подходов развития личности в процессе обучения на две основные линии – директивный подход и противоположный ему конструктивный.

   Известно, что директивный подход вбирает в себя классические традиционные методы обучения и нацелен, главным образом, на передачу определенного набора знаний учащимися. Как известно, учитель (преподаватель) в этой модели стоит в центре процесса преподавания, а учение заключается, в основном, в приобретении (зачастую пассивном) знаний.  Под обозначением «конструктивисткий подход» к образованию Г. Лефрансуа [3] объединил все то, что начиналось впервой трети 20 века под флагом «прогрессивного образования». Этот альтернативный подход характеризуется доминированием фигуры ученика, в том смысле, что учащиеся являются активными участниками процесса обучения, они частично или целиком разделяют с учителем, ответственность за форму и содержание учебного процесса.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и общее развитие личности, ее интеллектуальный, нравственный и творческий потенциалы. Также Г. Лефрансуа приводит классификацию Ферстенмахера и Солтиса, которые выделяют организаторскую, терапевтическую и либеральную модели преподавания [3].

Важно отметить, что выбор того или иного полюса естественным образом обусловлен системой ценностей каждого конкретного учителя, педагога. Вопрос о ценностях в образовании и воспитании остро поставлен знаменитым психологом, основателем гуманистического направления А. Маслоу. Он считает, что самыми значительными проблемами современного мира являются две проблемы – проявления хорошего человека и проблема создания хорошего общества. Ответ на первый вопрос имеет самое непосредственное отношение к целям психолого-педагогической культуры, объяснению – что значит «хороший» человек? Если предположить, что «хороший человек» может быть хорошо приспособлен к социальной среде, т.е. хорошо усвоил нормы и представления социума и преследует свои собственные интересы, не ущемляя интересы других людей? Тогда в большей степени подойдет директивная методология обучения (бихевиористкая концепция), основатель которой Дж.Уотсон говорил о том, что любой ребенок (учащийся) может стать тем, кем пожелают его сделать учителя (преподаватели), при условии организации соответствующей воспитательной и образовательной среды. А. Маслоу утверждал, что он отказывается принять хорошо адаптированного индивида за образец психического здоровья. А мы можем добавить за образец психолого-педагогической культуры. Человек как биологический вид может приспособиться  выжить в самых «нечеловеческих» условиях. Хорошо приспособиться можно и к жизни в одиночной камере, и в колонии строго режима. Но всегда будет возникать вопрос, а является ли данный хорошо приспособившийся индивид Человеком в полном смысле этого слова? Отличается ли он от животного, удовлетворяющего свои витальные потребности, и не испытывающего жажды в удовлетворении высших потребностей – в познании, творчестве, искреннем общении и т.д? Можно ли назвать, выражаясь словами Дж. Бьюдженталя, этого человека «живым», т.е. «открытым всему многообразию внутренней жизни». Может ли он «действительно реализовать все это многообразие и даже по-настоящему почувствовать и выразить свою целостность» [3].

Эти и ряд других вопросов подробно рассматриваются в дисциплине «Психология педагогического взаимодействия». В дисциплине «Основы психодиагностики» изучаемые психодиагностические методики также могут быть успешно использованы во всех формах практической подготовки будущих психологов. Продолжение исследования состоит в разработке практических рекомендаций по формированию психолого-педагогической культуры будущих специалистов в учебно-воспитательном процессе при усвоении учебных дисциплин «Основы психодиагностики», «Психологии педагогического взаимодействия».

 

Заключение

Основной целью поддерживаемого нами в статье гуманистического подхода к формированию психолого-педагогической культуры личности в учебной деятельности состоит в том,  чтобы усилить в студентах то, что великий гуманист Эрих Фромм называл «любовью к жизни», Это стремление реализуется человеком на пути личностного роста, т.е. бесконечного пути физического, морального и духовного совершенствования, плодотворной реализации своих уникальных способностей. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

 1.Проблема развития психологической культуры является одной из самых современных в психологии высшей школы и педагогической психологии.

2. Формирование психологической культуры личности студентов-психологов невозможно без осуществления и учета влияния разностороннего педагогического взаимодействия в процессе учебной деятельности.

3.Многонаправленность педагогического взаимодействия с системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент» требует постоянной психолого-педагогической диагностики, которая внедряется в учебно-воспитательный процесс, и позволяет корректировать и усовершенствовать его.

 

Список цитируемых источников

1. Колмогорова, Л. С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования / Л. С. Колмогорова // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / под ред. А. В. Егоровой, И. М. Каманова, М. В. Поповой. – М.: Просвещение, 2001 . – С.10–16.

2.Котикова, О.П. Методика преподавания психологии: учеб.-метод. комплекс / О. П. Котикова. – Минск: Изд-во МИУ, 2011. – 376 с.

3.Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Н. М. Плескачева, И. И. Заяц, О. А. Митрахович / Под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь. – 240 с.

4.Покровская, С. Е. Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагогов в системе отдыха и оздоровления детей / С. Е. Покровская, Н. А. Баркан // Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей: состояние и перспективы развития: материалы международ. науч.-практ. конф. / 11-12 мая 2006 НДОЛ «Зубренок» / отв. ред. С. С. Кашлев. – Минск: Парус плюс, 2006. – С.50–53.

5. Коломинский, Я. Л. Психологическая культура – условие и деятельность психолога / Я. Л. Коломинский // Alma mater. – 2001. – № 2. – С.44–48.

6. Лефрансуа, Г.  Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. –  СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, – 416 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научные статьи

Похожие публикации


СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

16-05-2016 Публикации
Статья посвящена проблеме становления профессиональной направленности личности в юношеском возрасте. Анализ литературы позволил выделить основные концепции выбора профессионального пути личностью: дифференциально-диагностическая, психодинамическая, теория решений, типологическая. Рассматриваются аспекты мотивации педагогической деятельности студентами педвуза. Изучаются особенности мотивации выбора профессии, учебной и профессиональной мотивации, профессиональной направленности личности в юношеском возрасте. Ключевые слова: выбор профессии, мотивация педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, мотивация профессиональной деятельности.
Научные статьи
подробнее

Научные публикации в Google Академия

14-03-2018 Публикации
Cтатьи, размещенные на сайте Google Академия с указанием статистики публикаций, индекса цитирования,h-индекса в период с 2010 по 2018 гг.
Научные статьи
подробнее