Новости События Общее

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

16-05-2016 Публикации
Статья посвящена проблеме становления профессиональной направленности личности в юношеском возрасте. Анализ литературы позволил выделить основные концепции выбора профессионального пути личностью: дифференциально-диагностическая, психодинамическая, теория решений, типологическая. Рассматриваются аспекты мотивации педагогической деятельности студентами педвуза. Изучаются особенности мотивации выбора профессии, учебной и профессиональной мотивации, профессиональной направленности личности в юношеском возрасте. Ключевые слова: выбор профессии, мотивация педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, мотивация профессиональной деятельности.

УДК 159.9

С.Е.Покровская

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Статья посвящена проблеме становления профессиональной направленности личности в юношеском возрасте. Анализ литературы позволил выделить основные концепции выбора профессионального пути личностью: дифференциально-диагностическая, психодинамическая, теория решений, типологическая. Рассматриваются аспекты мотивации педагогической деятельности студентами педвуза. Изучаются особенности мотивации выбора профессии, учебной и профессиональной мотивации, профессиональной направленности личности в юношеском возрасте.

Ключевые слова: выбор профессии, мотивация педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, мотивация профессиональной деятельности.

 

В своей жизни люди принимают несколько судьбоносных решений, и одним из них является выбор профессии. Наиболее актуальным выбор профессии для личности становиться в ранней юности.

Анализ научной литературы позволил выделить основные концепции выбора профессионального пути: дифференциально-диагностическая; психодинамическая (З. Фрейд, Э. Роу, А. Маслоу) теория решений (Д. Тидеман, О'Хара); типологическая (Д. Холланд) [4]. В данной работе рассматриваются основные теории выбора профессии и её смены, среди которых: сценарная теория (Э.Берн); теория профессионального развития (Д.Сьюпер); теория компромисса с реальностью (Э.Гинзберг)[3].

 Цель: изучить особенности становления профессиональной направленности и мотивационной сферы личности в юношеском возрасте.

 Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования

2. Изучить мотивацию учебной и профессиональной деятельности студентов педвуза.

 Объект исследования: профессиональная направленность личности

 Предмет исследования: мотивация учебной и профессиональной деятельности студентов педвуза

 Методики исследования: «Методика мотивов выбора профессии» (Е.М.Павлютенков), «Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина).

 Гипотеза: становление профессиональной направленности личности в юношеском возрасте зависит от мотивации выбора профессии, мотивации учебной и профессиональной деятельности

Выборка:

1-й этап 2010-2011 уч.год, в исследовании принимали участие студенты Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка 1-го курса факультета психологии №10 и №12  групп, общее количество испытуемых 39 человек, из них  3-е юношей и 36 девушек в возрасте от 17 до 20 лет.

2-й этап 2011-2012 уч.год, в исследовании принимали участие студенты, заочной формы получения образования, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка 3-го курса факультета психологии №031 и №035 групп, общее количество испытуемых 49 человек, из них 5 юношей и 44 девушки в возрасте от 20 до 50 лет. Всего в исследовании приняло участие 88 человек

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов и др. Концепции подобного рода получили значительное распространение в зарубежной психологии и могут быть отнесены к четырем основным направлениям: дифференциально-диагностическому, психодинамическому, теориям решений и типологическому.

Основанием дифференциально-диагностического направления является то, что проблема профессионального выбора решается "встречей" личностной структуры и структуры профессиональных требований, а задача профконсультации - осуществлять прогноз на основе тестирования того, какая профессия несет для конкретного индивида большую удовлетворенность и успешность.

Противоположным дифференциально-диагностическому подходу является психодинамическое (включая психоаналитическое) направление, в котором постулируется, что центральная роль в выборе профессии и профессиональной жизни в целом принадлежит различным формам потребностей. В работах 3. Фрейда [8] профессиональная деятельность рассматривалась как форма удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей в ту или иную профессиональную область либидозной энергии, и выбор профессии понимался как процесс сублимации.

В теории профессионального развития Э. Роу профессиональный выбор понимается как прямое или непрямое удовлетворение потребностей. Содержание потребностей обусловлено ранней атмосферой родительского дома и воспитательным стилем родителей, которые через удовлетворение или фрустрацию первичных потребностей формируют индивидуальную потребностную структуру, профессиональные ориентации и специальные способности.

Исследования теорий решений ориентированы на изучение процесса выбора профессии. Основой при этом выступают положения теории решений, в которых сам профессиональный выбор выступает как система ориентировок в различных профессиональных альтернативах и принятии решения. Выбирающий профессию, по П. Циллеру, сравнивает стоящие перед ним профессиональные альтернативы с точки зрения ожидаемого успеха, который определяется произведением ценности профессионального события (например, получение рабочего места) на вероятность его наступления, при этом он учитывает возможное поражение и свою готовность к риску.

 Типологическая теория Д. Холланда занимает особое место среди теорий профессионального развития. Процесс профессионального развития ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа, к которому он относится, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующей данному типу, в-третьих, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Д. Холланд выделил шесть таких типов: моторный, интеллектуальный, социальный, адаптационный, эстетический, стремящийся к власти Каждый тип - продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность.

Научные статьи

Прикрепленные файлы

Похожие публикации


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

01-03-2018 Публикации
В статье рассматривается аспекты формирования психолого-педагогической культуры личности в процессе учебной деятельности. В качестве условий развития психолого-педагогической культуры студентов на 3-ем и 5-ом курсах факультета психологии БГПУ рассматриваются учебные занятия по дисциплинам: «Основы психодиагностики», «Психология педагогического взаимодействия»; приводятся содержательные примеры из учебных дисциплин, которые способствуют формированию психологической культуры будущих психологов.
Научные статьи
подробнее

Научные публикации в Google Академия

14-03-2018 Публикации
Cтатьи, размещенные на сайте Google Академия с указанием статистики публикаций, индекса цитирования,h-индекса в период с 2010 по 2018 гг.
Научные статьи
подробнее