Новости События Общее

Статьи по категории "Публикации"

Истоки, следствия и сущность образовательного мериторизма

14-11-2019 Публикации
В работе анализируются «внутриобразовательные» условия возникновения и роста в университете меритористских тенденций, инверсирующих и блокирующих его инновационно-образовательное развитие. Выделены базовые метафоры и ключевые функции меритористски ориентированного образования, описаны механизмы, конституирующие образовательную идентичность субъектов университета, сформулирована гипотеза о «заинтересованности» университета в сохранении и упрочении в нем меритористской идеологии.
СНИЛ
подробнее

Образование и самообразование в цифровую эпоху

14-11-2019 Публикации
статья посвящена проблематизации, центрированной на «я» практике самообразования, доминирующей в современной культуре. В ее основе лежит установка на поиск индивидом оснований в самом себе как самодостаточной предпосылке выбора, когнитивной и поведенческой активности. В условиях цифрового мира, неконтролируемо фабрикующего различные варианты человеческой субъективности, центрированная на «я» самоорганизация индивида обнаруживает свою ограниченность. Новая децентрированная дидактическая модель самообразования, контуры которой намечены в настоящей статье, опирается, с одной стороны, на механизмы самоостранения и деконструкции «я», а с другой, на приобретение студентами опыта самоэкспериментирования и самопреобразования в ходе учебных занятий. Их общая схема представлена в настоящем изложении. Целью этих занятий является перемещение студентами фокуса восприятия с «я»-сущности на условия и методы конструирования «я».
СНИЛ
подробнее

Кризис чтения versus кризис образования

01-10-2019 Публикации
Цель статьи – извлечь проблематику «кризиса чтения» в актуальном образователь- ном пространстве из-под власти привычных планов интерпретации: «социальной ге- неалогии» «естественного хода вещей», «сменяемости обстоятельств» (внешних и внутренних), которая в режиме социально-психологической усталости апеллирует к симптоматике смены поколений (частично вписывая его фрагменты в риторику «кризиса идентичности»). Ключевыми вопросами обсуждения в этом случае стано- вятся механизмы метатекстуального образовательного семиозиса, речевых практик образования, медиативных коммуникативных устройств, конструкции учебных предметов, а также организации самого образования. Ключевые слова: кризис чтения, образовательное событие, образовательный семио- зис, речевые практики образования, дискурсивные конструкции учебных предметов.
СНИЛ
подробнее

Теоретическая и практическая рациональности в психолого-педагогическом измерении

01-09-2019 Публикации
Концептуализация условий компетентностной подготовки студентов в педагогическом университете является основной задачей настоящей статьи. Утверждается, что недостаточная проясненность психолого-педагогических механизмов сложного взаимодействия теоретических и практических форм понимания, мышления и действия в профессиональном обучении становится серьезным препятствием выполнения требований новых стандартов высшего образования, на реализацию которых нацелены сегодня белорусские университеты. В центр рассмотрения помещен процесс интеграции теоретической и практической рациональностей, трактуемый не в терминах синтеза, а реципрокной реконтекстуализации, отменяющей действенность одной из доминирующих структур и устанавливающей приоритетность другой. Ключевые слова: теоретическая (научно-исследовательская) рациональность, практическая (прагматическая) рациональность, коммуникативная функция рациональности, инструментальная функция рациональности, интеграция рациональных форм, триггерное семиотическое устройство
СНИЛ
подробнее Вложенные файлы 1

Учиться... у воображаемого Иного

01-09-2019 Публикации
The article focuses on the current education crisis treated as a crisis of the relevant pedagogical discourse. The authors claim that in the context of dynamic cultural changes the refraction of educational descriptions’ forms is becoming a factor of the educational development blockade. According to the authors, the transformation of the pedagogical discourse that stops this kind of blockade is in line with a radical change of the subject field of pedagogy. This concerns, in the first place, the change of the way of educational reality’s scaling, focusing the pedagogical attention on the ‘molar’ level of education performance as well as the processes of education semiosis and micro-changes that are in place in it. Apart from that, discourse changes indicate the connection with denaturalisation and dereification of educational phenomena that manifest their discursive and opportunistic nature in the new description. Finally, in the new description, the nature of educational processes is radically changed: learning manifests the connection with the loss of capability learning, teaching – with self-experimenting, sign acquisition – with its elimination, whereas identifying oneself with the other – with the others becoming estranged and different. In the latter case, it is about the transformation of otherness realization mode, as well as specific constitution of education subject and forming a special relationship between a student’s position and an imagined Other, his/her concentration on himself/herself due to lack of the Other whose availability or non-availability enables to discover and change the meaning of the student’s current position and semiotic relations realised by him/her.
СНИЛ
подробнее Вложенные файлы 1