Новости События Общее

Статьи по тегу "СНИЛ"

Истоки, следствия и сущность образовательного мериторизма

14-11-2019 Публикации
В работе анализируются «внутриобразовательные» условия возникновения и роста в университете меритористских тенденций, инверсирующих и блокирующих его инновационно-образовательное развитие. Выделены базовые метафоры и ключевые функции меритористски ориентированного образования, описаны механизмы, конституирующие образовательную идентичность субъектов университета, сформулирована гипотеза о «заинтересованности» университета в сохранении и упрочении в нем меритористской идеологии.
СНИЛ
подробнее

Образование и самообразование в цифровую эпоху

14-11-2019 Публикации
статья посвящена проблематизации, центрированной на «я» практике самообразования, доминирующей в современной культуре. В ее основе лежит установка на поиск индивидом оснований в самом себе как самодостаточной предпосылке выбора, когнитивной и поведенческой активности. В условиях цифрового мира, неконтролируемо фабрикующего различные варианты человеческой субъективности, центрированная на «я» самоорганизация индивида обнаруживает свою ограниченность. Новая децентрированная дидактическая модель самообразования, контуры которой намечены в настоящей статье, опирается, с одной стороны, на механизмы самоостранения и деконструкции «я», а с другой, на приобретение студентами опыта самоэкспериментирования и самопреобразования в ходе учебных занятий. Их общая схема представлена в настоящем изложении. Целью этих занятий является перемещение студентами фокуса восприятия с «я»-сущности на условия и методы конструирования «я».
СНИЛ
подробнее

Кризис чтения versus кризис образования

01-10-2019 Публикации
Цель статьи – извлечь проблематику «кризиса чтения» в актуальном образователь- ном пространстве из-под власти привычных планов интерпретации: «социальной ге- неалогии» «естественного хода вещей», «сменяемости обстоятельств» (внешних и внутренних), которая в режиме социально-психологической усталости апеллирует к симптоматике смены поколений (частично вписывая его фрагменты в риторику «кризиса идентичности»). Ключевыми вопросами обсуждения в этом случае стано- вятся механизмы метатекстуального образовательного семиозиса, речевых практик образования, медиативных коммуникативных устройств, конструкции учебных предметов, а также организации самого образования. Ключевые слова: кризис чтения, образовательное событие, образовательный семио- зис, речевые практики образования, дискурсивные конструкции учебных предметов.
СНИЛ
подробнее

Теоретическая и практическая рациональности в психолого-педагогическом измерении

01-09-2019 Публикации
Концептуализация условий компетентностной подготовки студентов в педагогическом университете является основной задачей настоящей статьи. Утверждается, что недостаточная проясненность психолого-педагогических механизмов сложного взаимодействия теоретических и практических форм понимания, мышления и действия в профессиональном обучении становится серьезным препятствием выполнения требований новых стандартов высшего образования, на реализацию которых нацелены сегодня белорусские университеты. В центр рассмотрения помещен процесс интеграции теоретической и практической рациональностей, трактуемый не в терминах синтеза, а реципрокной реконтекстуализации, отменяющей действенность одной из доминирующих структур и устанавливающей приоритетность другой. Ключевые слова: теоретическая (научно-исследовательская) рациональность, практическая (прагматическая) рациональность, коммуникативная функция рациональности, инструментальная функция рациональности, интеграция рациональных форм, триггерное семиотическое устройство
СНИЛ
подробнее Вложенные файлы 1

Учиться... у воображаемого Иного

01-09-2019 Публикации
The article focuses on the current education crisis treated as a crisis of the relevant pedagogical discourse. The authors claim that in the context of dynamic cultural changes the refraction of educational descriptions’ forms is becoming a factor of the educational development blockade. According to the authors, the transformation of the pedagogical discourse that stops this kind of blockade is in line with a radical change of the subject field of pedagogy. This concerns, in the first place, the change of the way of educational reality’s scaling, focusing the pedagogical attention on the ‘molar’ level of education performance as well as the processes of education semiosis and micro-changes that are in place in it. Apart from that, discourse changes indicate the connection with denaturalisation and dereification of educational phenomena that manifest their discursive and opportunistic nature in the new description. Finally, in the new description, the nature of educational processes is radically changed: learning manifests the connection with the loss of capability learning, teaching – with self-experimenting, sign acquisition – with its elimination, whereas identifying oneself with the other – with the others becoming estranged and different. In the latter case, it is about the transformation of otherness realization mode, as well as specific constitution of education subject and forming a special relationship between a student’s position and an imagined Other, his/her concentration on himself/herself due to lack of the Other whose availability or non-availability enables to discover and change the meaning of the student’s current position and semiotic relations realised by him/her.
СНИЛ
подробнее Вложенные файлы 1

Между образом и словом

15-08-2019 Публикации
This text presents an experience of presenting and grounding a series of education's new objectives linked with the recent cultural developments. Among those developments, according to the authors, is culture's visualization determined by the image transfer to the center of the cultural semiosis. Education's reception of the role and importance of semilological transformations , according to the authors' research data, is of lagging behind and adaptive nature. Verbal- and text-centered orientation of pedagogical practices is still stringently regulating a visual experience, marginalizing practices of artistic creativity and forms of knowledge related to it (esthetic, practical, and everyday ones). Intellectualism that characterizes verbal- and text-centered orientation of educational practices is oftentimes realized as a means of student discourse unification and homogenization, as well as blockade of its differentiation and diversification. The latter are considered by the authors as a most salient condition for human existence in a multicultural society, with its moving boundaries and specific forms of the living worlds' semantic-semiotic organization.
СНИЛ
подробнее

Дидактические различия и образование.

01-06-2019 Публикации
The article is dedicated to the narrative space of D. Klus-Stańska’s book: Paradygmaty dydaktyki. Myśleć teorią o praktyce (Wydawnictwo Naukowe PWN, 2018). The research perspective adopted in it is oriented towards the analysis of difficulties encountered in the practice of the written scientific text, the aim of which is to present educational constructs of different quality and at the same time to facilitate students’ navigation within their multiplicity. The study also assesses the educational procedures of the author, who experiments with the organization of a scientific text addressed to students and its graphic design. In the course of analyses, the specificity of the author’s textual techniques was identified, involving e.g. contextualisation of the languages described and their linguistic deconstruction, as well as intertextual exposition of educational narratives.
СНИЛ
подробнее

Три апории в развитии образовательной коммуникации

10-05-2019 Публикации
Статья представляет собой теоретико-методологическое исследование, нацеленное на разработку средств анализа коммуникативной ситуации в современном образовании. Исследование выполнено на базе междисциплинарного социально-конструкционистского подхода, рассматривающего коммуникацию в качестве онтологического, эпистемологического и психотехнического основания образователь- ной реальности, а также социо- и культургенеза. Апробируются три парадоксально взаимодействующие между собой категориальные формы, предположительно способные обеспечить самоопределение участников образовательных интеракций в коммуникативном пространстве.
СНИЛ
подробнее

Читаем Выготского

01-05-2019 Публикации
В работе описан психолого-педагогический эксперимент, реализованный автором в ходе преподавания учебного курса на второй ступени высшего образования в педагогическом университете, представлены его результаты и сформулированы проблемы, обозначающие направления исследований в магистерской подготовке будущих преподавателей. Основное внимание уделено вопросам использования языка в учебной коммуникации, а также социальным функциям учебного задания, которое рассматривается в качестве ключевого условия создания и развития образовательной ситуации. Критическому анализу подвергнут опыт учебных задач на обобщение, неконтролируемое обращение к которым способно вызывать снижение дискуссионного потенциала занятий.
СНИЛ
подробнее

В каком научно-методическом обеспечении нуждается магистерская подготовка инновационного типа?

05-04-2019 Публикации
Создание двухступенчатой системы высшего образования является ее ответом на вызовы времени, связанные с международной интеграцией, с требованием повышением эффективности и конкурентоспособности образования на рынке труда, а также необходимостью обеспечения разнокачественных запросов государств, сообществ и их членов на удовлетворение растущих и изменяющихся образовательных потребностей. Выделение магистратуры из общей структуры профессиональной подготовки было призвано качественно изменить характер подготовки выпускников университетов прежде всего в исследовательском и практико-ориентированных направлениях. Решение этой задачи предполагало концептуальную и технологическую спецификацию работы магистратуры, а также решение вопроса о кадровом и научно-методическом ее обеспечении.
СНИЛ
подробнее