Наука в БГПУ
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» является аккредитованной научной организацией и держит курс на подтверждение статуса университета исследовательского типа по аналогии с лучшими университетами мира. Имидж и статус нашего университета как управляющего центра учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования определяется уровнем научно-инновационной деятельности. Обеспечение и повышение этого уровня – актуальная задача развития БГПУ на современном этапе.
Приоритетные направления научно-исследовательской деятельности БГПУ
В соответствии с Программой развития учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на 2021-2025 годы, а также с планом научно-исследовательских работ университета на 2020-2025 годы большинство научных исследований в БГПУ выполняются в области психолого-педагогических наук. Ученые университета также участвуют в проведении исследований в области естественных и гуманитарных наук.
Приоритетными направлениями в области психолого-педагогических, естественных и гуманитарных наук являются:
- выявление актуальных потребностей модернизации образовательных процессов и систем;
- разработка концептуальных оснований и содержания компетентностных моделей выпускников всех ступеней образования;
- разработка и внедрение практико-ориентированных научных продуктов для системы дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников;
- разработка теоретических основ и практических моделей поиска, выявления и развития детской одаренности;
- научно-методическое обеспечение процессов образовательной интеграции/инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- решение научно-педагогических проблем информатизации образования, интеллектуального развития и социализации современного человека;
- разработка теоретико-методологических основ и технологий непрерывного воспитания учащейся и студенческой молодежи;
- обоснование содержания, принципов и особенностей семейного воспитания как ключевого фактора обеспечения демографической безопасности страны;
- разработка научно обоснованных концепции и модели национальной системы оценки качества дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического образования и дополнительного образования педагогических работников;
- концептуальное обоснование и научно-методическое обеспечение системы непрерывного образования взрослых на различных жизненных этапах;
- разработка теоретико-методологических оснований, содержания, научно-методического обеспечения и технологий непрерывного педагогического образования в целях устойчивого развития общества;
- концептуальные, содержательные, технологические и организационно-управленческие аспекты кластерного развития непрерывного педагогического образования;
- исследование алгебраических и дифференциальных свойств математических структур;
- электрослабые, сильные и гравитационные взаимодействия в широком интервале энергий;
- проблемы межатомных взаимодействий в твердых телах и создание новых магнитных, сегнетоэлектрических, полупроводниковых, сверхпроводящих и сверхтвердых материалов;
- проблемы лазерной физики и использование оптического излучения;
- проблемы биотехнологии (геномные и постгеномные, клеточные, микробные);
- развитие методов синтеза, направленных на получение веществ, полезных для практического использования;
- оценка динамики биологического разнообразия флоры, фауны и основных экосистем Беларуси, разработка научных основ их охраны и устойчивого использования;
- изучение генетических, биологических и биохимических проблем жизнедеятельности и устойчивости растений и животных;
- разработка философско-мировоззренческих и социально-культурных основ развития белорусского общества;
- исследование развития национальной экономики в условиях международной интеграции;
- исследование истории Беларуси в контексте европейской цивилизации;
- установление закономерностей функционирования и развития языков; разработка истории и теории белорусской литературы в контексте мирового литературного процесса;
- исследование искусства, фольклора, этнокультурных традиций Беларуси в контексте славянских культур.