Международный научно-практический форум «Специальная педагогика: приоритетные задачи и эффективные средства решения проблем современного образования», проведенный 20 ноября 2019 года в рамках Международного научного симпозиума «Непрерывное педагогическое образование – гарант будущего», посвященного 105-летию БГПУ, стал площадкой для профессионального обсуждения актуальных проблем в области специальной педагогики.
С приветственным словом к участникам форума обратилась Вера Валерьевна Хитрюк, директор Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, доцент, пригласив международных экспертов и гостей к дискуссии. Доклад Веры Валерьевны был посвящен проблеме подготовки педагогов для инклюзивной системы образования, в котором она выделила существующие противоречия и предложила возможные пути их разрешения.
На пленарном заседании форума с докладами выступили представители Республики Беларусь, России и Казахстана, в дистанционном формате участниками научно-практического мероприятия стали представители СНГ из Киргизии, Узбекистана и Армении.
Елена Алейзовна Мулица, главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь, охарактеризовала состояние отечественной системы специального образования, сделав акцент на основных достижениях и перспективах развития системы образования в русле развития инклюзивных процессов.
Особенностью форума стал бинарный доклад представителей Российской Федерации и Республики Беларусь, каждый из которых описал отечественный опыт оказания ранней комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями в возрасте до 3-х лет и семьям, их воспитывающим. Оксана Георгиевна Приходько, директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, в своем выступлении обратилась к актуальным проблемам ранней комплексной помощи детей с проблемами в развитии и их родителям. Наряду с позитивными тенденциями использования вариативных форм оказания ранней помощи детям в образовательных, медицинских и социальных учреждениях международный эксперт отметила существующие недостатки системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обратилась к вопросу подготовки кадров, обладающих спектром полифункциональных медико-психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни. Светлана Николаевна Феклистова, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент, представила существующие модели оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в условиях учреждений образования и здравоохранения, представила результаты научно-исследовательской работы, направленной на разработку разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода.
Современным медицинским технологиям и их влиянию на развитие сурдопедагогики в 21 веке посвятила свой доклад Инна Васильевна Королёва, член президиума российского общества сурдологов, научный руководитель реабилитации детей с нарушением слуха Детского городского сурдологического центра г. Санкт-Петербурга, сурдопедагог Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор. Международный эксперт отметила, что развитие медицины, техники и эволюция методов реаблитации детей с нарушением сллуха способствует значительно более ранней диагностике и созданию условий и возможностей для развития слуха и речи, максимально приближенному к нормативному развитию.
Опыт Республики Казахстан по решению актуальных вопросов развития инклюзивного образования в вузе представила Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна, директор Ресурсного консультативного центра по инклюзивному образованию для вузов Республики Казахстан и психологии личности, профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая, доктор педагогических наук, профессор. Зульфия Ахметвалиевна познакомила участников форума с созданием безбарьерной среды и равных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью.
Ольга Станиславовна Хруль, заведующий лабораторией специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент, подвела промежуточные итоги результатов апробации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития, представила четыре варианта (модели) образования обучающихся с ОПФР на основе инклюзивного подхода, рассказала об опыте их реализации.
Доклад Натальи Юрьевны Григоренко, доцента кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет», кандидата педагогических наук, был посвящен проблеме формирования и развития коммуникативно-речевых компетенций педагогов в условиях реформирования системы образования. Международным экспертом были приведены видеоотрывки, демонстрирующие значимость речевой компетенции как особого аспекта в коммуникативной культуре педагога, определены основные аспекты коммуникативной компетентности, которые необходимо формировать у современного педагога.
Светлана Евгеньевна Гайдукевич, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент, охарактеризовала вектор развития профессионального потенциала учителя-дефектолога в условиях диверсификации образования детей с особенностями психофизического развития, определила структурные компоненты компетентности учителя-дефектолога, дав более побробную характеристику методической составляющей.
Во второй половине дня участники форума приняли участие в проведении мастер-классов. Наибольшее количество гостей посетили мастер-класс «Интерактивные методы в логопедической работе», ведущим которого явилась Наталия Николаевна Баль, заведующий кафедрой логопедии Института инклюзивного образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент, которая познакомила участников форума с авторскими методиками, используемыми в логопедической работе с обучающимися младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.
Восторженные отзывы от посещения мастер-класса «Включение ребенка с особенностями психофизического развития в коллектив сверстников» получила его ведущий Ольга Юрьевна Светлакова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ, на котором участники форума познакомились со спецификой формирования позитивного отношения к ребенку с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования, с приемами включения особого ребенка в коллектив сверстников, методами формирования позитивного отношения к нему.
Яркие впечатления у участников форума оставил мастер-класс «Коррекционно-развивающие возможности изобразительного искусства», проведенный Таисой Андреевной Федоренко, старшим преподавателем кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ, которая продемонстрировала нетрадиционные способы получения изображения в работе с детьми с особенностями психофизического развития, приемы формирования динамического образа окружающей действительности на занятиях изобразительной деятельностью.
В работе Международного научно-практического форума приняли участие 187 зарегистрированных участников, среди которых присутствовали 134 представителя Республики Беларусь из 47 организаций и учреждений нашей страны, 3 зарубежных гостя и 28 участников, подключившиеся к мероприятию в дистанционном формате, в том числе 8 из стран СНГ. Участниками форума стали ученые, исследователи, педагоги-практики, студенты, аспиранты, докторанты и соискатели Института инклюзивного образования БГПУ, родители детей с особенностями психофизического развития, общественные деятели МБОО «Дети. Аутизм. Родители», просветительского частного учреждения «Центр проблем детского развития «Левания», Белорусского детского хосписа.