Целью проведения Республиканского семинара являлось совершенствование процесса создания адаптивно-адаптирующих компонентов образовательной среды с учетом жизненных потребностей и возможностей учащихся с умеренной тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Организатором мероприятия выступила кафедра специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ.
На платформу Республиканского научно-практического семинара подключилось более 100 участников из всех регионов Республики Беларусь, в том числе педагогические работники специальных школ для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, учреждений общего среднего образования.
С приветственным словом к участникам семинара обратился заместитель директора по учебной работе Института инклюзивного образования Владимир Степанович Волченков. Он рассказал о задачах Республиканского семинара, представил участников.
Модератор семинара, профессор кафедры специальной педагогики, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Викторовна Лисовская открыла семинар докладом об основных компонентах адаптивно-адаптирующей образовательной среды для учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Выступление педагогов ГУО «Молотковичская специальная школа-интернат» сопровождалось видеоматериалами, демонстрирующими достижения учреждения образования по созданию образовательной и коррекционно-развивающей среды для учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной школы-интерната.
Создание безопасной адаптивно-адаптирующей образовательной среды для учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью было предметом доклада заведующего кафедрой специальной педагогики Института инклюзивного образования, кандидата педагогических наук Дианы Николаевны Забелич.
Особенный интерес участников вызвало сообщение об использовании ЛЕГО-конструкторов в образовательном процессе второго отделения специальной школы для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью учителей ГУО «Брестская специальная школа» Данилюк Надежды Владимировны и Шелест Татьяны Ивановны.
О создании предметно-практической адаптивно-адаптирующей образовательной среды для формирования трудовых умений у учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью рассказал участникам семинара доцент кафедры специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент Владимир Анатольевич Шинкаренко.
Старший преподаватель кафедры специальной педагогики Виолетта Чеславовна Хвойницкая доложила об особенностях создания эмоционально-рефлексивной адаптивно-адаптирующей образовательной среды для учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Урок адаптивной физической культуры как специально смоделированную коррекционно-развивающую среду психомоторного развития учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью представил Новицкий Павел Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивной медицины учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова».
Директор филиала кафедры специальной педагогики ГУО «Специальная школа-интернат № 10 г. Минска» Татьяна Ивановна Русецкая поделилась опытом создания адаптивно-адаптирующей образовательной среды для учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной школы-интерната.
Вопросам педагогической этики и профессиональной деонтологии в работе с родителями детей с выраженными формами интеллектуальной недостаточности было посвящено сообщение Александра Рувимовича Маллера, кандидата педагогических наук, доцента, научного консультанта Центра детской нейропсихологии «Рост» (г.Москва).
Новые акценты в содержании обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью на завершающем этапе (X класс) расставила Татьяна Викторовна Лисовская.
Республиканский семинар завершился дискуссией. Участники особо отметили актуальность и практическую ориентированность материалов мероприятия. В дискуссии были обозначены новые актуальные направления научных исследований.