С приветственным словом к участникам обратилась проректор по научной работе БГПУ, доктор педагогических наук, профессор Анна Васильевна Торхова. Она отметила, что ровно год назад, в апреле 2017 года, в БГПУ проходил республиканский конкурс для учащихся педагогических классов «Будущие педагоги – о школе будущего». Участники представляли различные модели школы будущего. Многие номинанты говорили о том, что ключевой фигурой в технически оснащенной школе будущего останется педагог, «очеловечивающий» образовательный процесс, способный стать примером, привить любовь к предмету и профессии. В продолжение темы в этом году, отметила Анна Васильевна, старшеклассникам предложили поискать ответ на вопрос: «Как же подготовить педагога, который сможет эффективно работать в школе будущего?».
Площадка форсайт-форума «Будущие педагоги – о технологиях подготовки успешного педагога» для учащихся педагогических классов не смогла вместить представителей всех педагогических классов Беларуси (их насчитывается более 400). Апробировать форсайт-технологию было предложено командам школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.
Идеи, разработанные командами школ-лабораторий, представили спикеры Мария Аникеенко (средняя школа № 8 г. Слонима), Александр Ленковец (Сновская средняя школа), Валерия Рахинская (Греская средняя школа), Дарья Беляева (гимназия № 5 г. Витебска), Леонид Ларин и Александр Данилов (средняя школа № 126 г. Минска), Милана Заикина (средняя школа № 8 г. Могилева), Дарья Мурашко (средняя школа № 3 г. Смолевичи), Яна Райтенко (средняя школа № 4 г. Витебска) и Александра Колтович (средняя школа № 6 г. Минска).
Задача спикеров была не из легких. В течение пяти минут они должны были емко и лаконично представить форсайт-идеи. Этому предшествовала сложная аналитическая и творческая работа: учащимися были изучены литературные и интернет-источники в области футурологии, материалы мировых образовательных форсайт-исследований.
В итоге во время форума старшеклассники обосновывали возможные, вероятные и желательные события и изменения в области технологий профессиональной подготовки педагогов с различных субъектных позиций: учащегося педагогического класса, студента педагогической специальности, молодого специалиста, работающего в сфере образования.
После этого состоялась обсуждение предложенных идей. Вместе со спикерами в малых группах работали приглашенные эксперты: выпускница педагогического класса Греской средней школы, студентка 1 курса исторического факультета БГПУ, спикер I Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт, проблемы, перспективы» (июнь 2016 г.) Татьяна Страхович, студентка 3 курса факультета социально-педагогических технологий БГПУ, участник СНИЛ «Стратегии и модели социализации молодежи XXI века Кристина Корнюшко и учитель русского языка и литературы средней школы № 6 г. Минска, выпускник 2017 года филологического факультета БГПУ по специальности «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)» Игорь Байдин.
Результатом совместной работы стала резолюция, в которой отражены самые актуальные тренды и тенденции в педагогическом образовании, определены 5 технологий, которые, по мнению участников, будут эффективны в подготовке педагога нового поколения.
Подводя итоги форсайт-форума, начальник центра развития педагогического образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Александра Валентиновна Позняк поблагодарила всех участников за интеллектуальную смелость, способность к проектно-инновационному мышлению и командную работу.
Справочно:
Организатором форсайт-форума «Будущие педагоги – о технологиях подготовки успешного педагога» выступил центр развития педагогического образования БГПУ. Резолюция, подписанная участниками форума, будет размещена на сайте «Педагогические классы».