Целевое назначение семинара состояло в обсуждении обновленной компетентностной модели современного педагога, представленной в проекте Профессионально-квалификационного стандарта, и механизмов согласования с данным документом образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ.
Ректор университета Александр Иванович Жук подчеркнул значимость семинара для разработчиков новых образовательных стандартов. В условиях формирования Национальной рамки квалификаций, согласованной с европейской рамкой, в республике ведется разработка отраслевых профессионально-квалификационных стандартов, которые станут основой для проектирования государственных образовательных стандартов и программ, учебно-методических материалов к ним. Эта задача актуальна и для педагогической отрасли труда. В БГПУ создан проект Профессионально-квалификационного стандарта педагога, который предъявляет требования к знаниям, умениям, компетенции современного педагога с учетом вызовов времени.
Проректор по научной работе Анна Васильевна Торхова познакомила участников семинара с содержанием Профессионально-квалификационного стандарта педагога, подчеркнула, что ориентация при разработке новых образовательных стандартов и учебно-программной документации на требования профессионально-квалификационного стандарта позволит преодолеть существующий разрыв между результатами университетского образования и востребованными в педагогической практике компетенциями педагога. Для этого необходимо, чтобы формулировки результатов обучения максимально соответствовали требованиям к компетенциям профессионально-квалификационного стандарта и были созданы условия, гарантирующие достижение этих результатов через проектирование новых учебных планов, деятельностное построение содержания образования, использование активных методов, форм, технологий.
В ходе обсуждения проблемы семинара были озвучены результаты последних исследований в области гуманистической педагогики и психологии, подтверждающие необходимость обновления образовательных стандартов в соответствии с профессиональным стандартом педагога, обосновывалась необходимость переориентации высшей школы на модели обучения, соответствующие компетентностному подходу, предусматривающие реализацию проблемно-исследовательской, проектной, экспертной и других технологий.
По итогам семинара было вынесено решение организовать работу постоянно действующего научно-методического семинара по обмену опытом создания образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ, соответствующих Профессионально-квалификационному стандарту педагога.