В работе конференции в очной и заочной форме приняли участие 140 исследователей из 6 стран (Армения, Беларусь, Китай, Россия, Украина, Швеция), из них 12 докторов наук, 55 кандидатов наук, представлены 42 учреждения образования и культуры.
Основные вопросы и проблемы развития художественно-эстетического образования, которые были подняты на пленарном заседании доктором педагогических наук, профессором И.И. Казимирской (Беларусь, доклад «Эстетическое воспитание личности в эпоху глобализации»), доктором педагогических наук, профессором Э.Б. Абдуллиным (Россия, доклад «Новые горизонты урока музыки в общеобразовательной школе»), кандидатом педагогических наук, доцентом О.Ф. Асатрян (Россия, «Технологическое сопровождение поликультурной подготовки будущих учителей музыки (на примере деятельности Научно-практического центра художественного образования МГПИ)»), кандидатом педагогических наук, доцентом М.А. Паздниковым (Беларусь, доклад «Преподавание искусства в школе как средство инкультурации личности»), кандидатом педагогических наук, доцентом С.М. Саргсяном (Армения, доклад «Пейзажная живопись в системе экологического воспитания»), доктором педагогических наук, профессором Е.С. Поляковой (Беларусь, доклад «Эстетическое образование личности – ответ на вызовы современности»), получили свое развитие в ходе работы секций: «Актуальные проблемы и перспективы развития художественного образования», «Современные направления развития музыкально-педагогической науки и практики», «Эстетическое развитие личности в системе непрерывного общего и дополнительного образования: теория и практика».
Затронуты такие аспекты проблемы развития художественно-эстетического образования в целях устойчивого развития общества, как:
– разработка национальных программ непрерывного музыкального образования;
– теоретическо-методологические аспекты подготовки современного учителя предметов эстетического цикла; разработка нового научно- и учебно-методического обеспечения их подготовки с учетом требований профессионального квалификационного стандарта педагога;
– передовой опыт разработки и применения инновационных образовательных технологий в процессе художественного образования и эстетического воспитания личности;
– противоречия функционирования и возможности дополнительного образования в развитии творческих способностей детей и молодежи;
– соответствие предоставляемых образовательных услуг в сфере основного, дополнительного и профессионального художественно-эстетического образования запросам семьи и общества;
– состояние и перспективы развития музыкально-педагогического и художественно-педагогического образования специалистов в системе непрерывного образования и др.
Интерес у участников вызвало обсуждение вопросов полихудожественного подхода в организации уроков музыки в начальной школе, эстетического воспитания детей и молодежи в системе дополнительного образования, опыт коррекционной работы средствами искусства со школьниками, требующими особого внимания в силу особенностей развития или отклоняющегося поведения, а также конкретных научно-практических проектов по музыке, хореографии, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, мировой художественной культуре.
Заслушав и обсудив доклады конференции, ее участники еще раз подчеркнули важную роль искусства в жизни человека и общества, в повышении их качества жизни. Были выдвинуты конкретные предложения по совершенствованию существующей системы художественного образования Республики Беларусь, повышению эффективности внедрения результатов научных исследований и научно-методических разработок в области художественной педагогики и искусствоведения в педагогический процесс различных типов образовательных учреждений.
Подводя итог работы конференции, можно отметить, что она позволила белорусским и зарубежным ученым и практикам включиться в плодотворный научный диалог, обменяться своими достижениями, а начинающим исследователям — получить бесценный опыт выступления на крупном научном мероприятии.
По результатам работы ІV Международной научно-практической конференции «Искусство и личность» будет издан электронный сборник материалов.