С докладами выступили проректор по учебной и информационно-аналитической работе Валерий Михайлович Зеленкевич и начальник центра развития информационных технологий Оксана Анатольевна Минич, заслушав и обсудив информацию которых, ректорат отметил, что основные мероприятия по информатизации в 2015 году выполнены.
Валерий Михайлович Зеленкевич в своем докладе подчеркнул, что в 2015 году Концепция информатизации осуществлялась в рамках пяти основных направлений и включала 63 мероприятия: формирование технической и телекоммуникационной инфраструктуры университета ("Электронный университет"), модернизацию образовательной деятельности на основе технологий электронного обучения ("Электронное образование"), развитие кадрового потенциала как ресурса повышения конкурентоспособности университета ("Кадры для электронного образования"), создание нормативно-правовой базы в области разработки, внедрения и использования информационных технологий ("Электронный менеджмент"), укрепление роли университета как национального центра электронного обучения в непрерывном педагогическом образовании ("Электронный кластер").
Во время выступления проректора по учебной и информационно аналитической работе В.М. Зеленкевича была проведена видеоконференция с участием ректора БГПУ А.И. Жука и заместителей деканов факультетов.
Эта видеоконференция подвела итоги совместного проекта БГПУ и РУП "Белтелеком" по объединению в единую корпоративную сеть учебных корпусов и общежитий БГПУ. Отмечено, что увеличение доли волоконно-оптических линий связи составило 82%. В рамках этого же проекта осуществлено расширение локальной сети БГПУ с использованием технологии Wi-Fi. По отношению к прошлому году зона покрытия увеличилась на 31%. С появлением новых технических возможностей (на основе закупленного оборудования для видеоконференцсвязи) стала возможной организация он-лайн трансляций мероприятий университета в живом эфире на канале YouTube.
В 2015 году сотрудниками ЦРИТ и администраторами сайтов факультетов проведена большая работа по повышению рейтинга интернет-портала БГПУ: занимает 14-е место среди 58 белорусских вузов (+32 позиции) и 516-е место среди 3115 вузов Центральной и Восточной Европы.
В прошлом году университет полностью перешел на использование системы электронного документооборота "Дело-Веб", была запущена система "Антиплагиат", внедрены в образовательную практику вебинары на базе программного обеспечения Adobe Connect и многое другое, − рассказал проректор по учебной и информационно-аналитической работе Валерий Михайлович Зеленкевич.
В БГПУ постоянно реализуются мероприятия организационно-технологического и методического характера (мониторинг активности пользователей сети Интернет, СДО Moodle, информационного обеспечения интернет-портала и сайтов факультетов, повышение квалификации, разработка ЭУМК).
В рамках выполнения мероприятий по направлению "Электронный университет" в 2015 году существенно расширены технологические возможности МИОС БГПУ:
- была произведена закупка 4 серверов, что позволило увеличить вычислительную мощность кластера БГПУ на 60%;
- проведена модернизация, прокладка новых локальных сетей в 81 аудитории БГПУ;
- обновлено оборудование в четырех компьютерных классах, на базе которых созданы ресурсные центры;
- 9 учебных аудиторий оборудованы стационарным мультимедийным оборудованием.
Были отмечены проблемные вопросы, требующие решения в ближайшей перспективе реализации Концепции информатизации БГПУ: надежность доступа в интернет и бесперебойность предоставления необходимых сервисов, риски отказа ИТ-сервисов и потери информации, соответствие лучшим практикам и общепризнанным стандартам.
Начальник центра развития информационных технологий Оксана Анатольевна Минич в докладе "Модернизация образовательной деятельности на основе технологий электронного обучения ("Электронное образование")" рассказала о введении в практику образовательной деятельности вебинаров на платформе Adobe Connect. Всего за полгода проведено 42 вебинара, которые включены в коллекцию записей видеорепозитория БГПУ.
− С осени 2015 года новой формой коллективного использования ИКТ является организация вебинаров по различным направлениям деятельности университета, среди которых можно выделить введение в педагогическую профессию, взаимодействие с филиалами кафедр БГПУ (вебинар кафедры педагогики с гимназией №22 г. Минска), методическое сопровождение деятельности профильных классов педагогической направленности, реализацию общего проекта "Сетевая магистратура" факультета дошкольного образования совместно с РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), − сказала начальник центра развития информационных технологий Оксана Анатольевна Минич.
В БГПУ дальнейшее развитие получили дистанционные образовательные технологии. Изменения коснулись в принципах стимулирования активности преподавателей по разработке собственных дистанционных курсов. Как отметила Оксана Анатольевна, для этого в системе ведется рейтинг лучших преподавателей и курсов, разработан и внедрен модуль статистики пользователей. В результате постоянной консультативной помощи ЦРИТ, обучающих семинаров кафедры ИТО, образовательных программ повышения квалификации ИПКиП для преподавателей университета увеличилось количество курсов и преподавателей в СДО "Moodle": создано 52 новых дистанционных курса, число преподавателей выросло до 144 человек. После курсов и семинаров создано 35 дистанционных курсов на факультетах.
Перспективой дальнейшего развития и создания качественного электронного учебного контента является организация методической поддержки преподавателей по использованию модулей Adobe Connect Captivate и Presenter. Со слов Оксаны Анатольевны Минич, для разработки и продвижения качественных электронных образовательных услуг (МООК, электронное обучение) необходимо создание «фабрики» электронного контента.
− Для подготовки качественного продукта только инициативы преподавателя, обладающего определенной компетенцией в сравнительно малом спектре инструментальных средств разработки электронного контента недостаточно. В зарубежной теории и практике данное явление обозначается как педагогический дизайн. "Педагогический дизайн", по мнению различных исследователей, определяют как систему процедур (или педагогическую технологию), обеспечивающую педагогическую эффективность учебных материалов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий, − подчеркнула Оксана Анатольевна Минич. В этом направлении планируется создание творческих групп преподавателей, ИКТ-специалистов в рамках деятельности Сетевой академии педагогики электронного обучения.
Ректорат отметил, что развитие информационного пространства БГПУ должно и дальше опираться на формирование научно-теоретической базы в области методологии электронного обучения на основе создания современной технической и телекоммуникационной инфраструктуры.